Конспект урока по математике по ФГОС на тему: Деление десятичных дробей на натуральные числа (5 класс)


Школа: МБОУ СОШ №27 г. Йошкар-Олы
Учитель: Михайлова Татьяна Юрьевна
Класс: 5
Учебник: «Математика 5» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. (§7 п.35)
Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: путешествие
Цели урока:
– предметные: освоить навык деления десятичных дробей на натуральное число; применить деления десятичных дробей на натуральное число при решении задач, примеров;
– коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата)
– регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
– познавательные: использовать знаково-символические средства, применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
– личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; формирование мотивации к самосовершенствованию
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой работы.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Настрой на работу.
Ответы учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Мотивация урока.
Слайд 2
Самое прекрасное, что может случиться с путешественником, так это наткнуться на то, к чему он не шел. (Лоуренс Блок)
- Ребят, связав слова Лоуренс Блока с нашим уроком, как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
- Молодцы, будем путешествовать. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам2. Этап Актуализация опорных знаний
Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);Ответы учащихся - А где мы будем путешествовать, узнаете, если правильно решите примеры и получившиеся ответы расставите в порядке возрастания
Слайд 3
1,3*2=…(р)
0,8*5=…(и)
2,2*3=…(л)
0,12*5=…(а)
0,7*8=…(й)
10*0,59=…(э)
0,23*1=…(м)
Слайд 4
М А РИ Й Э Л
0,23 0,6 2,6 4 5,6 5,9 6,6
Проверяет, согласовывает.
- Итак, путешествовать будем по нашей малой родине – Марий Эл. А что вы знаете о Марий Эл? Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения примеров
Логические: – формулирование проблемы.
3.Этап актуализации и пробного учебного действия. Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- Ответ учащихся. Выполняется с помощью деления
- Ответы учащихся. Нет
Попытались самостоятельно решить задачу и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия деления. Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к решению задачи
Слайд 5
Площадь Марий Эл составляет 23,2 кв.км. Вас в классе 25 человек. Если между вами всеми поделить этот участок поровну, то каждому по сколько кв.км достанется?
- Как решим эту задачу?
-А умеем ли делить десятичную дробь на натуральное число?
- Нам поможет учебник страница 208
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические: – формулирование проблемы.
3.Этап выявления места и причины затруднения. Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи (причина затруднения) Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
предложили и согласовали тему урока
- Деление десятичных дробей на натуральные числа.
- Освоить навык деления десятичных дробей на натуральное число и применить деления десятичных дробей на натуральное число при решении задач, примеров.
- Ответы учащихся. Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока
Вопросы?
Что значит разделить десятичную дробь на натуральное число?
А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
А какие цели мы поставим сегодня перед собой?
Какие задачи стоят сегодня перед нами?
Подвести промежуточный итог. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиЛичностные: планирование учебной деятельности5.Этап открытия новых знанийПрименить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Записывают за учителем
Решают задачу
Слайд 6
Для деления десятичной дроби на натуральное число пользуемся следующими правилами:
Делим десятичную дробь на натуральное число по правилам деления в столбик, не обращая внимание на запятую.
Ставим в частном запятую, когда заканчивается деление целой части делимого.
Записывает пример на доске
6,55:2=3,275
Слайд 7
Запомните!
Если целая часть делимого меньше делителя, то в частном ставим 0 целых.

Слайд 8
Обратите внимание, что целая часть десятичной дроби (у нас это 0) меньше, чем делитель (31). Поэтому в частном сразу ставим 0 в целой части.

Не забываем записывать ответ в пример:
0,806 : 31 = 0,026
Слайд 9
Запомните!
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.
Слайд 10
Примеры:
310,1 : 10 = 31,01
27,56 : 100 = 0,2756
0,75 : 10 = 0,075
Слайд 11
-Давайте возвратимся теперь к нашей не решенной задаче:
Площадь Марий Эл составляет 23,2 кв.км. Вас в классе 25 человек. Если между вами всеми поделить этот участок поровну, то каждому по сколько кв.км достанется?
Решение:
23,2:25=0,928(кв.км) участка достанется каждому
-Давайте ответ до десятых округлим, сколько получим? 0,9 кв.км Коммуникативные: развитие умения работать в группе
Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование
Решают задачу

Повторяют движения
Организовывает решение типовых заданий (фронтально)
- Ребят, напомните столицу Марий Эл? (Йошкар-Ола).
Слайд 12
Йошкар-Ола столица Марий Эл. Город наш был основан в 1584 году, до 1919 года назывался –Царевококшайск, а с 1919 года по 1927 год - Краснококшайск. В городе Йошкар-Оле насчитывают более 300 улиц, переулков, проспектов, площадей и бульваров. В городском хозяйстве находится 217,5 км дорог.
Если предположить что на каждую улицу приходится равное количество километров, а улиц взять 300. Общее количество дорог составляет 217,5 км. то, сколько дорог приходится на одну улицу?
Решение:
217,5:300=0,725(км) на одну улицу
Самой длинной в городе является улица Строителей, ее длина от Козьмодемьянского тракта до Элеваторного проезда - почти 6 км, чуть короче улица Машиностроителей, ее примерная длина - 5,3 км, третьего место занимает Ленинский проспект - 4,3 км.
Слайд 13
Физкультминутка.
- Бурый медведь один из жителей марийских лесов. Он обладает большим уровнем интеллекта. Его вес от 80 до 800 килограмм, длина тела 250 см, высота в холке 120 см.  Самки мельче самцов. А цвет меха бурый, отсюда и его название. Бурый медведь у нас немного не подвижный, поэтому отправил своего брата панду к нам на физкультминутку. Встаем и повторяем все действия панды. Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
7.Этап групповой работы. Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)
Слайд 14
- 1 вариант- это 1группа, 2 вариант – 2 группа.
№1375
а) 0,7 : 25;                 д) 9,607 : 10;    б) 7,9 : 316;                е) 14,706 : 1000; 
в) 543,4 : 143;            ж) 0,0142 : 100;  г) 40,005 : 127;           з) 0,75 : 10 000. 
- Проверяем ответы по рядам и поднимаем красные кружочки, если неправильно, зеленые –правильно.
Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассужденийРегулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные: развитие представлений о числе
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия
Выполнять самопроверку
Выявить причины ошибок и их исправление
ответы учеников
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления .Индивидуально задания (карточка №1)
26 августа1939 года  был создан Лопатинский район с районным центром в посёлке Лопатино при строящемся целлюлозно-бумажном комбинате. Лопатино это какой город щас?В 1940 году посёлок был переименован в Волжск и ему был присвоен статус города. В связи с переименованием район также был переименован в Волжский район.
- Значит мы куда щас поедем? -Правильно в Волжский район
В Волжском районе много достопримечательностей, а какой именно посетим, вы узнаете, решив головоломку:
53,5:10=…(л)
107,5:100=…(ч)
0,7:100=…(к)
543,4:1000=…(и)
40,005:10=…(ь)
9607,9:1000=…(я)
В порядке убывания расставьте ответы, получите ответ, куда мы отправимся.
Слайд 15
я л Ь ч и к
9,6079 5,35 4,0005 1,075 0,5434 0,007
Слайд 16
Я́льчик ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Марийский язык" мар. Ялчык) — самое большое озеро в Марий Эл, Россия. Находится на территории национального парка«Марий Чодра». По происхождению озеро карстовое. На его берегах произрастают сосновые леса, что сделало это озеро излюбленным местом отдыха жителей Волжска, Йошкар-Олы, Зеленодольска и Казани. На Яльчике расположены многочисленные базы отдыха, санатории и пансионаты (Олимпиец, Чайка, турбаза «Яльчик», Рубин, Политехник, пансионат «Яльчик» и т. д.), так как озеро знаменито чистотой и теплотой воды
Слайд 17
Недалеко, госуда́рственный приро́дный национа́льный парк «Мари́й Чодра́» — национальный парк в юго-восточной части республики Марий Эл, недалеко от границы сТатарстаном. Находится на территории Волжскго,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB" \o "Звениговский район Марий Эл" Звениговского,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB" \o "Моркинский район Марий Эл" Моркинского районов республики.
В этом заповеднике обитают лоси.
Задача:
Стадо лосей из 12 голов весят 7,2 т. Какова масса одного лося?
Решение:7,2:12=0,6(т) вес одного Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиРегулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты
Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке
Намечают перспективу последующей работы
Запись домашнего задания Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки.
Понравился ли вам урок? Как вы оцениваете свое участие в общем деле? Довольны ли вы собой? Все ли поняли? Изобразите в тетради смайлик, который соответствует вашему настроению
Комментирует домашнее задание:
№ 1375 (а-д), 1376
Вот и прозвенел звонок всем спасибо за урок! Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоениюПознавательные: умение структурировать знания
Личностные: смыслообразование.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварбурд. – 30-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012. – 280с.: ил.
2. Интернет