Семинар — практикум для педагогов курирующих Школу безопасности
Семинар – практикум
для педагогов, курирующих работу по организации практической деятельности
движения «Школа безопасности»
1.Организация быта в полевых условиях:
Историческая справка: для активизации внедрения курса ОБЖ в программу школы и его эффективного усвоения, были внесены соревнования «Школа безопасности». С этой целью два самых заинтересованных министерства: Минобразования России и МЧС России выступили в 1994 г. инициаторами проведения эксперимента по созданию Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности».
Слет-соревнование «Школа безопасности» перерос во всероссийский 30 мая 1995 г. в Туле, где собрались 27 команд из 18 областей России.
Второй всероссийский слет-соревнование состоялся 3 июня 1996 г. во Пскове. Порядок его проведения предусматривал проведение слетов-соревнований по вертикали: школа-город; район-субъект РФ (республика, край, авт.область, область)-регион. Победители региональных слетов-соревнований получили право на участие в финальном Всероссийском слете-соревновании.
Финал третьих Всероссийских соревнований состоялся в республике Адыгее 15 июля 1998 г. эти соревнования значительно отличались от всех предыдущих, так как проводились в полевых условиях по расширенной программе.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Школа же основное внимание уделяет обучению, а не развитию и воспитанию; она не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. При должной организации подготовка к соревнованию «Школа безопасности» может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах.
Как работаем мы – у меня кружок «Туристический», КТП больше направлено на туристическую работу. Сидящие в зале преподаватели либо ведут также туристический кружок, либо вообще просто курируют направление (отвечают за команду). Мне детям на занятиях часто приходится разъяснять, чем отличается соревнование по туризму от соревнований по «Школе безопасности»
Немного о климатических условиях:
очень мало времени на проведение практических занятий на воздухе, где можно детям дать навыки дежурства, заготовки дров, вообще в обслуживании себя на должном уровне. Не умеют умываться, готовить пищу на костре, строить навесы, сушилки, заготавливать дрова – а ведь надо еще и соревноваться.
Считаю, что организация быта в полевых условиях самый главный вид соревнования. Если дети самостоятельно будут уметь выполнять функции дежурного по лагерю, кострового, повара и т.д. – делать свои обязанности не из под палки, самостоятельно, осознанно, - с такой командой можно многого добиться
На окружных соревнованиях, после прохождения мандатной комиссии, самостоятельно устанавливают лагерь за определенное время (палатки и отбиваются спать). Затем, за следующее определенное время устанавливают костровую зону (отражатели обязательно), зону сушки дров, сушки одежды, зону для питания и производят заготовку дров на определенное количество готовок и все это строго отсуживается бригадой судей по быту. Причем никаких подсказок допускать нельзя.
А погодные условия оставляют желать лучшего (редко бывает солнце), в основном зябко и сыро. Работу с топором, старшая возрастная группа, производит под присмотром преподавателя, а в младшей возрастной группе преподаватель работает сам.
Исходя из этого, задачами движения «Школа безопасности» должны являться:
Создание условий для развития личностных и командных качеств детей.
Психологи утверждают, что в каждом возрасте есть свой ведущий тип психической деятельности, определяющий полноценное развитие личности в данном возрасте. Для подростков ведущим типом психической деятельности является общественно-полезная деятельность (ОПД). Это неспециализированный, безвозмездный труд для других людей. Имеющий общественное признание; результаты его должны быть сразу видны – первой задачей руководителя становится поиск и обеспечение ребят ОПД.
2. Создание демократического коллектива в ходе общественнополезной деятельности, обеспечивающего условия для нормального общения детей.
Общение, наряду с общественнополезной деятельностью, является не менее важным фактором нормального психического развития детей. Если в ходе ОПД подросток удовлетворяет ведущую возрастную потребность в самоутверждении, то общение обеспечивает стабилизации психики и обучение формам поведения и нормам. Принятым в обществе для удовлетворения духовных потребностей.3. Обучение туристическим навыкам, приближенным к соревнованию «Школа безопасности» - от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина.
Предлагаю: каждого присутствующего руководителя устроить педагогом –дополнительного образования Лянторского центра детского творчества, в качестве руководителя школьной команды «Школа безопасности»; всем командам вступить в зональный туристический клуб под кураторством Кизиченко Ю. В.; обсудить и разработать план проведения зональных соревнований «Школа безопасности» и проводить эти соревнования под контролем районного отдела образования (примером может послужить отделение национальных видов спорта во главе Рабий Г.А.)
По поводу сборной команды: не совсем уверен, что эта идея пойдет в реальную жизнь – очень много играет психологический фактор детей, хотя многие команды участвующие в окружных соревнованиях «Школа безопасности», представляют себя либо патриотические или туристические клубы.
Для детей очень мало, практически нет соревновании в зимний период времени, вывезти детей в другой регион – нет денег.
Бивак (бивуак) – место размещения (стоянки) туристической группы для ночлега или отдыха.
Дежурство – выполнение по очереди какой-либо временной работы (задания, наряда) всеми участниками похода по заранее назначенному графику (дежурный по лагерю, дежурный костровой, повар, проводник и т.д)
2.Снаряжение участников и техника безопасности при проведении соревнований.
Индивидуальная страховочная система (ИСС)- индивидуальное снаряжение верхолаза, состоящее из верхней обвязки (грудной пояс наплечными лямками) обвязки и нижней («беседки» - набедренный пояс с лямками, охватывающими бедра), сблокированных в одну систему отрезком веревки толщиной не менее 10 мм. И предназначенная для исключения опасных нагрузок на организм человека во время срыва или движения по веревкам.
Карабин – это разъемное приспособительное устройство особой конструкции из прочного металла овальной, треугольной, трапециевидной и другой формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами снаряжения, при страховке, организации перил, а также в качестве блока , тормозного устройства и т.д.
Обвязка страховочная – система из прочных страховочных лент или веревок, плотно облегающих туловище.
Старшая возрастная группа, принимающая участие в соревнованиях «Школа безопасности» на 2010 год –
участники до 16 лет рожденные с 10 августа 1994 г. по 09 августа 1996 г.
Ответственность за безопасность участников во время от старта до финиша отдельных видов соревнований возлагается на судейскую коллегию
3.Ориентирование на местности.
1. Техника спортивного ориентирования.
К технике спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с целью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени. Поскольку результат спортсмена зависит от скорости передвижения по трассе, быстрота и точность выполнения приемов имеют первостепенное значение.
2. Чтение карты.
Умение быстро читать и правильно понимать карту в условиях бега по пересеченной местности - сложный технический навык. Его развитие и совершенствование занимают значительную долю времени в технической подготовке и продолжаются на протяжении всей спортивной деятельности.
Что значит «читать карту»? Коротко на этот вопрос можно ответить так: знать все условные знаки, определять по карте общую характеристику местности, представлять пространственные соотношения ее частей и элементов, воссоздавать в виде образа относительно подробную картину местности по условным знакам.
Цель обучения чтению карты - четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками, и наоборот - мысленное создание образа карты в результате наблюдения того или иного участка местности.
Условные знаки - своеобразная азбука, с помощью которой «написана» (вернее, нарисована) карта. Поэтому первое, что необходимо начинающему спортсмену, - это выучить условные знаки и уметь быстро и правильно пользоваться ими, т.е. узнавать их на карте, понимать, что они изображают, и рисовать самому.
Все знаки спортивных карт, разделены на пять групп: 1) рельеф местности, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения.
Есть еще одна неофициальная, но часто используемая на практике, классификация объектов на местности. Спортсмены делят ориентиры на точечные, линейные и площадные, т.е. по принадлежности и удобству опознавания их на местности.
К точечным, относятся объекты, которые на карте изображают внемасштабными условными знаками (например, камни, ямы, колодцы, вышки, отдельные группы деревьев и т.п.).Линейные ориентиры имеют значительную протяженность, которая существенно превышает их ширину. К линейным ориентирам относятся- дороги, тропы, просеки, ручьи, реки, границы угодий, ограды, насыпи и т.п.. Пересечение или развилка двух линейных ориентиров дает один точечный, например перекресток дорог.
Площадные ориентиры имеют отчетливо выраженную длину и ширину. Их границы или контур с высокой точностью изображаются на карте. К площадным ориентирам относят поляны, поля, озера, посадки леса, населенные пункты. Естественно, что в зависимости от масштаба карты некоторые объекты по этой классификации могут быть отнесены иногда к одной, а иногда к другой группе.
Все многообразие объектов на местности выражают на спортивных картах шестью цветами. Черный - искусственные сооружения, границы лесных и полевых угодий, а также наиболее важные детали рельефа: скалы, камни, скальные воронки. Голубой - вода и болота. Коричневый - формы рельефа. Желтый - открытые и полуоткрытые участки поверхности земли с хорошей видимостью. Белый - лес, который не представляет собой преград для бега. Зеленый - лесные заросли, которые существенно снижают скорость бега. Еще одним, седьмым, цветом - фиолетовым или красным - на карту наносят запрещающие знаки и обозначения дистанции: контрольные пункты, старт, финиш.
При чтении карты наиболее сложно воспринимается рельеф местности, поскольку необходим переход от плоского к пространственному расположению объектов. Требуется развитое воображение, объемно-пространственное восприятие местности, чтобы из сочетания линий на карте воссоздать реальный рельеф (форма земной поверхности) того или иного участка. Понять рисунок начерченный горизонталями (сомкнутые кривые линии, соответствующие постоянным высотам участков местности над уровнем моря), будет проще с помощью такого примера. Представьте, что вся местность залита водой. Затем уровень воды начал падать, причем ступеньками. Спустя некоторое время на поверхности покажутся самые высокие вершины гор, холмов, образуя острова. Когда уровень воды понизится еще, острова станут выше и больше, а на их склонах обнажатся выступы и лощины и т.п. Формы таких береговых линий, нарисованных водой через одинаковые ступени (высота ступени называется высотой сечения рельефа), и есть формы горизонталей. Отсюда понятно, почему горизонтали не могут ни пересекаться между собой, ни исчезать, ни появляться вновь - береговая линия всегда горизонтальна и непрерывна, и один ее уровень не может пересекаться с другими.
Теперь уже несложно понять, почему крутой склон обозначается густым скоплением горизонталей, а пологий - более редким. Короткие штрихи (бергштрихи) поперек горизонталей показывают, куда течет вода, и таким образом поясняют, что нарисовано - гора или котловина, хребет или лощина.
Задачи и упражнения к разделу «Чтение карты»
1. Нарисуйте цветными карандашами в свободных местах на картинках условные знаки, с помощью которых эти объекты изображают на спортивных картах.
2. Найдите на карте и зарисуйте наибольшее количество различных условных знаков за 5 минут. Кто больше?
3. Среди 15 участков спортивных карт, представленных на рисунке а) найдите три, соответствующих рисунку б).
3. Измерение расстояний.
Во время тренировок и соревнований спортсмен-ориентировщик непрерывно сталкивается с необходимостью измерять или приблизительно оценивать расстояния как на карте, так и на местности. Основных способов измерения расстояний на карте - два: по линейки и глазомерно; а на местности - три: глазомерно, подсчетом шагов и по времени движения. Самые точные методы контроля - счет шагов и измерение линейкой. Менее точен, хотя чрезвычайно быстр, а зачастую единственно возможен глазомерный способ оценки.
Измерение расстояния на карте или на местности обретают практический смысл только в том случае, если спортсмен знает масштаб карты и умеет им пользоваться.
При контроле расстояния путем счета шагов и по времени движения, несмотря на высокую точность, которая может быть достигнута при измерении расстояний на местности, этот метод во время прохождения дистанций все же вызывает затруднения в связи с загрузкой мозга непрерывным счетом, необходимостью запоминать точки начала счета. Сбой в счете может произойти из-за неожиданных препятствий на дистанции, действий соперников, непроизвольных переключений внимания. В настоящее время при наличии точных и подробных спортивных карт мастера спортивного ориентирования считают шаги или пользуются часами только на наиболее сложных участках трассы, а так же вблизи КП. Многолетняя практика вырабатывает у спортсмена «чувство расстояния», которое основано на учете интенсивности работы. Ориентировщик должен сознательно приучать себя чувствовать пройденное расстояние при беге слабой, средней, сильной и предельной интенсивности и проверять себя с помощью контрольных прикидок на мерных отрезках.
Глазомерный метод дает гораздо большую информацию о местности и карте, чем прямые замеры шагами и линейкой, так как невозможно измерить все промежуточные расстояния между объектами, которые могут послужить опорными или дополнительными ориентирами. Это одновременно и единственный способ оценить взаимное расположение и размеры объектов.
Без умения глазомерно отложить на! карте отрезки заданной длины нельзя обойтись зимой, когда во время соревнований нужно прокладывать на карте пройденный путь.
Этот навык относится к числу весьма сложных, так как на точность замера влияет много дополнительных факторов: погода, уклон местности, направление света, физическое и эмоциональное состояние спортсмена, просматриваемость местности и т.д. Поэтому навык , необходимо развивать и регулярно закреплять.
Задачи и упражнения к разделу «Измерение расстояний»
1. От исходной точки в направлении стрелки отложите глазомерно на листе нелинованной бумаги отрезки длиной 16,31,1,7,18,27,9,13,4,39 мм. Прежде чем отложить очередной отрезок, прикройте предыдущие.
2. Определите на глаз расстояние между всеми КП.
3. Выберите на глаз на рисунке наиболее короткий маршрут по дорогам, тропам, просекам между КП 1-2 и проверьте результат измерениями линейкой (или с помощью полоски бумаги).
4. Определение и контроль направлений.
Для спортсмена-ориентировцика карта и компас неотделимы друг от друга. Без компаса карта иногда превращается в простой лист бумаги. При малейшей возможности спортсмен, владеющий компасом, смело направляется вперед по кратчайшему пути - по азимуту (угол между магнитным меридианом и направлением на искомую точку, отсчитанный по часовой стрелке).
Чтобы определить направление движения на местности между двумя точками на карте, например между стартом и КП 1, нужно выполнить следующие операции при использовании спортивного компаса:
А) совместить край планки компаса с точками «Старт» -КП-1;
Б) повернуть колбу компаса так, чтобы светящиеся двойные риски на дне ее «смотрели» на север карты;
В) поворачиваясь на месте, держа компас горизонтально, до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с двойной риской на дне колбы. Мысленно продлить направление вдоль платины компаса и засечь ориентир на местности, который будет служить первой промежуточной точкой при азимутном движении к КП-1.
В качестве азимута необходимо брать более крупные надежные привязки.
При движении по дистанции возникает ряд ситуаций, когда точный азимутный бег можно с целью экономии времени и без ущерба для надежности заменить грубым, приблизительным, ориентированием. При этом компас используется редко и в основном для ориентирования карты. Подобное возможно в следующих случаях: при выходе на крупный и однозначный опорный ориентир (вырубка, просека, поле, поляна, река, дорога), при беге «в мешок», когда впереди пересекаются два линейных ориентира, а так же при наличии по пути движения достаточного количества заметных попутных ориентиров, направленных к КП.
Задачи и упражнения к разделу «Определение и контроль направления»
1. Определите азимуты со старта на все КП, представленные на рисунке.
2. Пройдите дистанцию по «белой карте».
3. Какая из четырех схематических карт на рисунке, правильно сориентирована относительно панорамного рисунка местности?
5. Развитие наблюдательности и памяти.
Специфика спортивного ориентирования состоит в том, что спортсмен на дистанции не может постоянно работать с картой. Чем меньше он обращается к ней, тем выше скорость его продвижения и больше возможностей для решения других технико-тактических задач. Это и определяет смысл развития наблюдательности и специальной памяти.
Для тренировки техники спортивного ориентирования несомненную пользу в развитии наблюдательности приносят упражнения с лабиринтами. Естественно, ориентировщики не должны пользоваться ручками и карандашами, а прослеживать путь лишь визуально.
Полезное и увлекательное упражнение – складывание разрезанных карт на время.
В практике спортивного ориентирования главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между КП. На этой основе возникают и решаются все остальные технико-тактические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность ориентировщика устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты и местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать надежность опознавания тех или иных ориентиров, понимать «рисунок» трассы и специфические трудности ее преодоления. К примеру, при выборе опорных ориентиров важно сначала выделить наиболее существенные их них, установить связь между ними, оценить их с точки зрения надежности и быстроты выхода к намеченной точке, а в районе КП вновь вернуться к тщательному чтению и анализу карты.
Задачи и упражнения к разделу «Развитие наблюдательности и памяти»
1. Найдите участки местности, представленной на рисунке в первом ряду, в трех последующих.
2. Проследите глазами, в какой клеточке справа заканчивается каждая из линий четырех лабиринтов, и впишите в нее номер линии.
3. Отыщите, за минимальное время, на карте места расположения КП показанных справа на фрагментах карты.