Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Педагог-психолог -Кичеева Мария ЕремеевнаМБОШИ « Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева
Федеральный Закон «Об образовании в российской федерации» Общее образование. Ст. 79 Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными учащимися. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) Межпарламентской Ассамблеи СНГ (Постановление N 20-5 от 7 .12.2002 г.)
Что значит сопровождать?«сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов может состоять:в снятии нервно-психического напряжения;коррекции самооценки;развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания;преодолении пассивности;формировании самостоятельности,ответственности и активной жизненной позиции;преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Дети с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с умственной отсталостью; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
-соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер
логопед,психолог, классный руководитель,социальный педагогучитель-предметник.
проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;проведение малых педагогических советов, административных советов;ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;разработка методических рекомендаций учителю;анкетирование учащихся, диагностика;обследование школьников по запросу родителей;
Для коррекционной работы необходимы следующие условияформирование УУД на всех этапах учебного процесса;обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
«Как помочь ребенку учиться»Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно». Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
Спасибо за внимание