Программа элективного курса Растения-целители
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шаитикская основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: Курскова Оксана Александровна,
учитель биологии географии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Данный курс предлагается учащимся 9 класса, ориентированным на профессию медицинского работника, а также для тех, кому небезразлично свое здоровье. Учитывая, что в последние годы в прессе все чаще появляются публикации о способах лечения многих заболеваний путем фитотерапии, гомеопатических способах лечения, возникает потребность знакомить учащихся с лекарственными растениями более подробно, тем более, что и официальная медицина перестала в категоричной форме отрицать возможности натуропатов и травников и признает их практические результаты. На занятиях используются растения, произрастающие на пришкольном участке.
Цель курса – формирование у учащихся представления о разнообразии растений, которые можно использовать как для профилактики, так и для лечения некоторых заболеваний.
Задачи курса:
Ознакомление школьников с историей развития химии лекарственных растений.
Изучение лекарственных растений родного края, заготовка и оценка доброкачественности растений, использование растений нашего края в лечении заболеваний.
Программа данного курса рассчитана на 17 часов. Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, экскурсий, презентаций.
Содержание программы.
Введение.
История развития фитотерапии в России.
Растительное лекарственное сырье.
Ареалы и ресурсы лекарственных растений. Местные лекарственные растения. Правила сбора лекарственного сырья: сушка, хранение, оценка доброкачественности сырья, методы определения лекарственных веществ в растительном сырье. Экстрагирование, качественные реакции на витамины, дубильные вещества.
Классификация лекарственных растений.
Деление растений по физическим свойствам на группы: успокаивающие, обезболивающие, отхаркивающие, мочегонные, вяжущие, кровоостанавливающие, слабительные. Отравление лекарственными препаратами.
Лекарственные растения Западной Сибири, и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний (сердечно – сосудистые заболевания, желудочно-кишечные заболевания, легочные заболевания, заболевания нервной системы, кожные заболевания, косметические препараты и маски из лекарственных трав).
Экскурсия в аптеку.
Гомеопатические методы для лечения.
Гомеопатия: понятие, содержание, методы использования. Принципы гомеопатического лечения.
Охрана природы. Восстановление лекарственных растений.
По завершении курса учащиеся должны знать:
1.Лекарственные растения своего края.
2. Правила сбора, хранения, сушки растений.
Профилактику и лечение некоторых заболеваний при помощи лекарственных растений, произрастающих в Новосибирской области, на пришкольном участке.
Должны уметь:
Определять растения по определителям.
Распознавать лекарственные растения своего края.
Проводить сбор лекарственных растений на пришкольном участке.
Пользоваться справочной литературой.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы
Теория
Практика
Всего
часов
1.
Введение
Лекция с элементами беседы 1 ч.
1 ч.
2.
История развития фитотерапии в России
1 ч.
1 ч.
3.
Растительное лекарственное сырье
1 ч.
Практическая
1 ч.
2 ч.
4.
Классификация лекарственных растений
1 ч.
Практическая
1 ч.
2 ч.
5.
Лекарственные растения Западной Сибири и их использование для профилактики и лечения различных заболеваний
Лекция 1 ч., беседа 1 ч., экскурсия в аптеку 1 ч.
Практическая
2 ч.
5 ч.
6.
Гомеопатические методы для лечения
2 ч.
2 ч.
7.
Охрана природы. Восстановление лекарственных растений
Конференция 1 ч.
1 ч.
8.
Практическая работа: «Составление декоративных композиций из лекарственных растений»
«Пищевые растения, используемые в медицине».
1 ч.
1 ч.
9.
Экскурсия в природу: сбор лекарственных растений.
1 ч.
1 ч.
10.
Обобщение материала: сообщения учащихся.
1 ч.
1 ч.
Всего:
11 ч.
6 ч.
17 ч.
Практические работы
Правила сбора, хранения и сушки растений.
Деление растений по их физическим свойствам на группы.
Определение растений по определителю.
Распознавание лекарственных растений своего края, произрастающих на пришкольном участке.
Литература
Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. – М.: ГУТК, 1986
Казаринова Н.В. и др. Лекарственные растения Сибири для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. – Новосибирск: Наука, 1991
Меньшикова И.Б. Лекарственные растения в каждом доме. – М.: Адонис, 1994
Пастушенков Л.В. Лекарственные растения. Использование в медицине и в быту. – С. Петербург: Лениздат, 1990
Решетникова А.В. Лечение растениями. – Киев: Феникс, 1993
Times New Roman ќђЗаголовок 1ќђЗаголовок 2ќђЗаголовок 3ќђЗаголовок 4ќђЗаголовок 5ќђЗаголовок 6ќђЗаголовок 7ќђЗаголовок 8ќђЗаголовок 915