Конспект урока литературного чтения Введение в раздел День Победы. В.Драгунский Арбузный переулок 
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: введение в раздел «День Победы»
                     Война глазами детей. 
Материал для чтения: В. Драгунский «Арбузный переулок», А.Ахматова «Памяти друга».
Цели и задачи урока: 
продолжать знакомство с произведениями В. Драгунского; 
расширять представления детей о тяжести военного времени для всего населения СССР и в том числе для детей;
воспитывать чувство бережного отношения к памяти защитников Отечества, уважительное отношение к истории Родины;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать умение понимать прочитанное и выражать свое отношение к нему.
Оборудование: тексты учебника, презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп учащихся.
Ход урока:
Организационный момент, приветствие гостей.
Введение в тему урока.
Сегодня мы начинаем работу над произведениями нового раздела. Как называется раздел? На каких уроках с этим материалом уже встречались? Я предлагаю те знания, которые  вы уже имеете, использовать сегодня на уроке.
Чтение вступления  к разделу.
-  Как выдумаете, о чем никогда которых нельзя забывать?
       3.   Эпиграфом к нашему уроку может стать стихотворение Анны Ахматовой   
«Памяти  друга».
- Как вы думаете, почему Анна Ахматова называет весну вдовою? 
- Почему могила названа  автором безымянной?
- Как ведет себя весна – вдова, стоящая у безымянной могилы? Как вы   
  думаете, почему?
      III.  Работа с текстом В. Драгунского «Арбузный переулок».
Рассказ учителя об авторе  (презентация: портрет В.Драгунского, годы жизни, перечень произведений автора) 
Вы, ребята уже давно знакомы с творчеством В. Драгунского. 
- Что вы можете сказать о его произведениях? 
- Почему его произведения так нравятся ребятам и часто вызывают смех?
- Все ли произведения Драгунского вызывают смех?
- О чем заставляют задуматься его произведения, какие выводы для себя вы сделали, читая его рассказы?
Чтение произведении В. Драгунского «Арбузный переулок».
Перед чтением задание: о чем заставляет задуматься этот рассказ?
Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, почему папа после своих воспоминаний сразу вышел из комнаты?
- Почему папа решил рассказать сыну о своем детстве?
- Что больше могло бы повлиять на Дениса: папин рассказ или если бы его поругали или наказали? Почему?
- Почему папин рассказ произвел на Дениса такое впечатление? 
        IV.   Рассказ и презентация о блокадном хлебе.
       V.  Работа над текстом рассказа в группах.
             Сейчас я предлагаю поработать вам в группах над частями рассказа. 
У вас на столах для каждой группы есть задания. Через 5 минут мы послушаем сообщения о результатах вашей работы и подведем итог по прочитанному тексту.
1 группа: работа  над 1 частью.
- Какое настроение вызывает прочтение первой части?
- Можно ли предположить по первой части , что у рассказа будет такое окончание?
- Какие черты, свойственные произведениям В. Драгунского, увидели в этой части?  
- Как бы вы озаглавил эту часть?
2 группа: работа над второй частью. 
- Найдите описание военной Москвы: какие воспоминания папы говорят, что ему и всем жителям Москвы того времени было тяжело?
- Какие ощущения были у мальчиков, получивших неожиданный подарок? О чем они сожалели?
- Как можно озаглавить эту часть?
3 группа: работа над третьей  частью.
- Что снилось, и о чем мечтали  дети военного времени?
- Зачем мальчики ходили в арбузный переулок?
- Как можно озаглавить эту часть?
4 группа: работа над четвертой частью.
- Почему родители на стали разговаривать с сыном и вышли из комнаты?
- Что происходило с Денисом, оставшимся в комнате?
- Что понял Денис, благодаря рассказу отца?
VI.  Вывод и итог урока.
- Какой вывод каждый из вас, ребята, сделал после прочтения рассказа? 
- Как вы думаете, рассказ папы Дениса имеет отношение к вам? Приведите пример.
Найдите среди русских пословиц те, которые более всего подходят  к этому рассказу. Какая из них более всего соответствует настроению и желанию детишек военных лет?
СЛАЙДЫ (с пословицами)
Человек из еды живет.
Каков ни есть, а хочет есть.
Голод – сварливая кума: грызет, пока не доймет.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Голод не сосед: от него не уйдёшь.
Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
Что бы ни попало, лишь бы в рот попало.
1 группа:  работа  над 1 частью.
- Какое настроение вызывает прочтение первой части?
- Можно ли предположить по первой части, что у рассказа будет такое окончание?
- Какие черты, свойственные произведениям В. Драгунского, увидели в этой части?  
- Как бы вы озаглавил эту часть?
2 группа: работа над второй частью. 
- Найдите описание военной Москвы: какие воспоминания папы говорят, что ему и всем жителям Москвы того времени было тяжело?
- Какие ощущения были у мальчиков, получивших неожиданный подарок? О чем они сожалели?
- Как можно озаглавить эту часть?
3 группа: работа над третьей  частью.
- О чем мечтали  дети военного времени, что им снилось чаще всего?
- Зачем мальчики ходили в арбузный переулок?
- Как можно озаглавить эту часть?
4 группа: работа над четвертой частью.
- Почему родители на стали разговаривать с сыном и вышли из комнаты?
- Что происходило с Денисом, оставшимся в комнате?
- Что понял Денис благодаря рассказу отца?