Конспект урока литературного чтения Введение в раздел День Победы. В.Драгунский Арбузный переулок
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: введение в раздел «День Победы»
Война глазами детей.
Материал для чтения: В. Драгунский «Арбузный переулок», А.Ахматова «Памяти друга».
Цели и задачи урока:
продолжать знакомство с произведениями В. Драгунского;
расширять представления детей о тяжести военного времени для всего населения СССР и в том числе для детей;
воспитывать чувство бережного отношения к памяти защитников Отечества, уважительное отношение к истории Родины;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать умение понимать прочитанное и выражать свое отношение к нему.
Оборудование: тексты учебника, презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп учащихся.
Ход урока:
Организационный момент, приветствие гостей.
Введение в тему урока.
Сегодня мы начинаем работу над произведениями нового раздела. Как называется раздел? На каких уроках с этим материалом уже встречались? Я предлагаю те знания, которые вы уже имеете, использовать сегодня на уроке.
Чтение вступления к разделу.
- Как выдумаете, о чем никогда которых нельзя забывать?
3. Эпиграфом к нашему уроку может стать стихотворение Анны Ахматовой
«Памяти друга».
- Как вы думаете, почему Анна Ахматова называет весну вдовою?
- Почему могила названа автором безымянной?
- Как ведет себя весна – вдова, стоящая у безымянной могилы? Как вы
думаете, почему?
III. Работа с текстом В. Драгунского «Арбузный переулок».
Рассказ учителя об авторе (презентация: портрет В.Драгунского, годы жизни, перечень произведений автора)
Вы, ребята уже давно знакомы с творчеством В. Драгунского.
- Что вы можете сказать о его произведениях?
- Почему его произведения так нравятся ребятам и часто вызывают смех?
- Все ли произведения Драгунского вызывают смех?
- О чем заставляют задуматься его произведения, какие выводы для себя вы сделали, читая его рассказы?
Чтение произведении В. Драгунского «Арбузный переулок».
Перед чтением задание: о чем заставляет задуматься этот рассказ?
Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, почему папа после своих воспоминаний сразу вышел из комнаты?
- Почему папа решил рассказать сыну о своем детстве?
- Что больше могло бы повлиять на Дениса: папин рассказ или если бы его поругали или наказали? Почему?
- Почему папин рассказ произвел на Дениса такое впечатление?
IV. Рассказ и презентация о блокадном хлебе.
V. Работа над текстом рассказа в группах.
Сейчас я предлагаю поработать вам в группах над частями рассказа.
У вас на столах для каждой группы есть задания. Через 5 минут мы послушаем сообщения о результатах вашей работы и подведем итог по прочитанному тексту.
1 группа: работа над 1 частью.
- Какое настроение вызывает прочтение первой части?
- Можно ли предположить по первой части , что у рассказа будет такое окончание?
- Какие черты, свойственные произведениям В. Драгунского, увидели в этой части?
- Как бы вы озаглавил эту часть?
2 группа: работа над второй частью.
- Найдите описание военной Москвы: какие воспоминания папы говорят, что ему и всем жителям Москвы того времени было тяжело?
- Какие ощущения были у мальчиков, получивших неожиданный подарок? О чем они сожалели?
- Как можно озаглавить эту часть?
3 группа: работа над третьей частью.
- Что снилось, и о чем мечтали дети военного времени?
- Зачем мальчики ходили в арбузный переулок?
- Как можно озаглавить эту часть?
4 группа: работа над четвертой частью.
- Почему родители на стали разговаривать с сыном и вышли из комнаты?
- Что происходило с Денисом, оставшимся в комнате?
- Что понял Денис, благодаря рассказу отца?
VI. Вывод и итог урока.
- Какой вывод каждый из вас, ребята, сделал после прочтения рассказа?
- Как вы думаете, рассказ папы Дениса имеет отношение к вам? Приведите пример.
Найдите среди русских пословиц те, которые более всего подходят к этому рассказу. Какая из них более всего соответствует настроению и желанию детишек военных лет?
СЛАЙДЫ (с пословицами)
Человек из еды живет.
Каков ни есть, а хочет есть.
Голод – сварливая кума: грызет, пока не доймет.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Голод не сосед: от него не уйдёшь.
Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
Что бы ни попало, лишь бы в рот попало.
1 группа: работа над 1 частью.
- Какое настроение вызывает прочтение первой части?
- Можно ли предположить по первой части, что у рассказа будет такое окончание?
- Какие черты, свойственные произведениям В. Драгунского, увидели в этой части?
- Как бы вы озаглавил эту часть?
2 группа: работа над второй частью.
- Найдите описание военной Москвы: какие воспоминания папы говорят, что ему и всем жителям Москвы того времени было тяжело?
- Какие ощущения были у мальчиков, получивших неожиданный подарок? О чем они сожалели?
- Как можно озаглавить эту часть?
3 группа: работа над третьей частью.
- О чем мечтали дети военного времени, что им снилось чаще всего?
- Зачем мальчики ходили в арбузный переулок?
- Как можно озаглавить эту часть?
4 группа: работа над четвертой частью.
- Почему родители на стали разговаривать с сыном и вышли из комнаты?
- Что происходило с Денисом, оставшимся в комнате?
- Что понял Денис благодаря рассказу отца?