Урок литературного чтения 3 класс Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА»
Тема: Введение в раздел. Такая разная осень (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
Введение в новый раздел.
– Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему (с. 174–175). Что можно предположить о содержании нового раздела нашего учебника?
– Проверьте свои предположения: прочитайте названия произведений в «Содержании» в конце учебника. Есть ли знакомые авторы? Какие по жанру произведения будем читать?
Чтение текста на с. 176.
– Вы не забыли, что вместе с нами приступает к чтению раздела и Настя? Прочитаем, что волнует её сейчас. (Чтение первого абзаца.)
– Почему стоит многоточие? (Примет осени множество.)
Чтение самостоятельно до слов: «Настя открыла книгу». Дети отмечают карандашом реплики героев.
– Какая проблема волнует Настю? (Как описать осень в сочинении.) Чтение авторского текста по ролям с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени
– Прочитайте ещё раз название пятого раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках.)
– Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задаёт и Настя. Вот что ответил на этот вопрос её папа.
Учитель читает авторский текст (один абзац) и две строфы из стихотворения Б. Пастернака «Иней».
Глухая пора листопада, Пусть ветер, рябину занянчив,
Последних гусей косяки, Пугает её перед сном.
Расстраиваться не надо: Порядок творенья обманчив,
У страха глаза велики. Как сказка с хорошим концом...
– Вспомните, какие ещё стихи Б. Пастернака мы читали в учебнике? («За поворотом».)
Дети читают в тетради определение цитаты. (Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. Это может быть одна строка, несколько предложений или даже фрагментов. Цитата заключается в кавычки.) (Задания 1 и 2 в тетради, с. 22.)
– Почему, по-вашему, Б. Пастернак называет пору листопада «глухой»?
– А что по этому поводу говорит папа Насти? (Учитель читает текст.)Уч. (Так видит.
– Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
I. Чтение стихотворения.
1. Работа с текстами до чтения.
– На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника?
Чьё имя видите впервые?
- Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)
– Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи. Настя помогла мне сформулировать тему нашего урока: «Такая разная осень»
2. Работа с текстами во время чтения.
1. Первичное чтение (учащиеся читают все три стихотворения про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие картины вы представили, когда читали?
Сейчас мы прослушаем 3 стихотворения об осени в исполнении известных актеров.
А.С.Пушкин «Осень», читает драматический артист Новиков Евгений Александрович. Аудиозапись
К. Бальмонт «Осень», читает ученик.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», читает учитель. Аудиозапись
(П.Чайковский «Времена года»)
- Есть ли что-то общее в этих стихотворениях? (описание осени, её примет)
2. Повторное чтение вслух. Работа в группах (по рядам).
Цель: развитие воображения детей, умения глубоко, эмоционально и
логически осмысливать произведение.
- А сейчас мы поработаем над стихотворениями в группах.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени»
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
1 задание: Прочитать каждому самостоятельно своё стихотворение.
Обратить внимание на значение слов.
2 задание – на карточках:
- ответить на вопрос - подтвердить строчками из стихотворения;
- как поэт использует выразительные средства языка: олицетворение, метафора,
эпитеты – подтвердить словами из стихотворения.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в
стихотворении Бальмонта?
Значение слова: Благовонье
- Где использован приём – олицетворение?
- Какая осень у К. Бальмонта?
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени»
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в стихотворении Тютчева?
Значение слова: Серп
Праздная борозда
- Где использован приём – олицетворение?
- Какие эпитеты использует поэт?
- Какие нашли метафоры?
- Какая осень у Ф. Тютчева?
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в
стихотворении Пушкина?
Значение слова: Очарование
Лазурь
Багрец
- Какие эпитеты использует поэт?
- Почему поэт красоту осени называет «прощальной»?
- Объясните значение слов «пышное увяданье».
- Какая осень у А.Пушкина?
Проверка.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в
стихотворении Бальмонта? (Скоро осень проснётся) Рисунок на доске.
- Где использован приём – олицетворение?
У поэта Осень – живое существо-малое дитя, даже слово написано с
большой буквы.
- Как же заплачет Осень? ( заплачет длинными холодными
осенними дождями)
Вывод: У Бальмонта осень только-только наступает, грустная, меньше
солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла:
«деревья блистают в разноцветном уборе».
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени»
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в стихотворении Тютчева? ( Есть в осени первоначальной) Рисунок на доске.
- Где использован приём - олицетворение? Серп гулял. Отдыхающее поле.
- Какие эпитеты использует поэт? Лучезарны вечера.
- Как вы себе это представляете? (ясное, светлые вечера)
- Какие нашли метафоры? Весь день стоит как бы хрустальный.
- Как вы себе это представляете? (ясное небо, прозрачный воздух).
Вывод: У Тютчева осень – это ясные солнечные дни, тишина и простор
убранных полей, синева неба. В народе эту пору называют бабьим летом.
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в
стихотворении Пушкина? (Унылая пора И первые морозы..) Рисунок
- Какие эпитеты использует поэт? Прощальная краса.
Пышное природы увяданье.
- Почему поэт красоту осени называет «прощальной»?
- Объясните значение слов «пышное увяданье».
Вывод: Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули. – Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем. – Это к нам птички летят.
Как они сядут, то же покажем. – Руки согнули назад.
– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.
4. Выразительное чтение.
– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников.)
– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?
Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.
В заключение одно из стихотворений читает учитель.
3. Работа с текстами после чтения.
1. Выполнение задания 3 в тетради (с. 28).
2. Творческое задание: сочинение четверостишия об осени (тетрадь,
с. 28, № 5). Это задание можно предложить как домашнее.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать и в группах.
·
·
·. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
·V. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).
2. Выписать цитаты на страничку «Осень» (тетрадь, с. 27).
3. Индивидуальное задание 1–2 ученикам: выписать ключевые слова из части 1 рассказа К. Паустовского «Мой дом».
13 PAGE 14115