Урок по истории и культуре Башкортостана на темуСим остаюсь твой сын,мулла,я -странник бедный
Тема урока: « Сим остаюсь твой сын, мулла, я- странник бедный» (загадка происхождения М.Акмуллы)
Цели урока:
Образовательные:
ознакомить учащихся с трагической судьбой М.Акмуллы;
раскрыть духовный мир поэта;
учить анализировать стихи.
Развивающие:
развивать образно- мыслительную деятельность учащихся;
развивать культуру чувств.
Воспитательные:
прививать любовь к родной литературе, культуре Башкортостана;
воспитывать чувство патриотизма и гордость за историко- литературное наследие башкирской литературы;
способствовать развитию интереса к творчеству и личности поэта.
Межпредметные связи:
История, культура РБ, география.
Методы, формы, приемы работы:
Словесный, наглядный, частично- поисковый, беседа, устные выступления учащихся, ответы на вопросы, анализ текста, выразительное чтение, работа с компьютером, индивидуальные задания.
Продолжительность урока: 45 минут.
План урока.
Оргмомент. Начало урока. (сообщение темы, целей и плана урока).
Пусть горы не дано тебе свернуть-
Не отступай, однажды выбрав путь.
Бессмертным не на том - на этом свете
Стал Афлятун, об этом не забудь. М.Акмулла
Сегодня у нас необычный урок. Наш урок мы посвятим жизни и творчеству одного из крупнейших и прогрессивных деятелей башкирской литературы, а также философской и общественно – политической мысли XIX столетия - Мифтахетдину Акмулле – поэту, учителю, просветителю.
В литературе достаточно много самых разных утверждений о происхождении поэта, никем и никогда не проверявшихся по документальным источникам . Такова и версия о том, что родным отцом Мифтахетдина был, якобы, не Камалетдин, а казах Мухамедьяр, приехавший в башкирское село Стерлибашево из- под г.Акмечеть (ныне Кызыл- Орда), с долины реки Сырдарьи, и женившийся на девушке- башкирке. По этой версии Мифтахетдин еще в детстве остается без отца и воспитывается у Камалетдина. Сегодня на уроке нам предстоит разгадать загадку происхождения М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта.
Слушайте внимательно. После каждого сообщения будут вопросы и задания, отвечая на которые вы будете зарабатывать баллы. В конце урока получите среднеарифметическую оценку.
Ребята, попробуем сначала определить, в каком районе Башкортостана родился великий поэт и просветитель М.Акмулла.
(Карта РБ). На юго – западе Башкирии раскинулась Белебеевская возвышенность, рассеченная множеством небольших, но полноводных рек. Эти места, орошенные не только светлыми струями родников, но и соленым потом, и горькими слезами народа, издревле были заселены башкирами – минцами. Здесь, где горы спускаются, как табуны на водопой, к красавице Деме, а сама река, укрывшись кудрявыми ивами, все также спешит к горизонту, к Агидели, лежит старинный башкирский аул Туксанбай.
Тут и родился 14 декабря 1831 года М.Камалетдинов, которому суждено было стать первым после легендарного Салавата Юлаева общепризнанным поэтом Башкирии.
Этот регион, входивший тогда в Оренбургскую губернию, словно магнитом притягивал к себе многих видных деятелей передовой русской культуры. А.С.Пушкин создал образы свободолюбивых башкир. Отсюда рукой подать до Надеждино, связанного с именем С.Т.Аксакова . Помнит этот край и поэта-декабриста П.М.Кудряшева, великого лексикографа и писателя В.И.Даля
Рядом с аксаковскими местами раскинулось село Слакбаш, подарившее миру классика чувашской литературы Константина Иванова и народного поэта Чувашии Якова Ухсая. В соседстве с Туксанбаем- деревня Аитово- родина прекрасного лирика Фатиха Карима, погибшего в бою под Кенигсбергом. Дальше - известный на весь мир аул Мустафа- родное гнездовье Муссы Джалиля. А ниже по Деме, ближе к Уфе, аул Кляшево, давший литературе двух народных поэтов Башкирии- Сайфи Кудаша и Мустая КаримаВ таком краю родился Акмулла.( после того, как ученики отметят на контуре названные местности, работы передаются с последних парт.)
А как переводится имя поэта- Мифтахетдин Акмулла? Почему поэту дали такое имя?
Ученики:
- «Мифтахетдин» в переводе с арабского « хранитель ключа». Султанов в своей статье писал: « Трудно сказать, какой ключ имел в виду Камалетдин- служитель культа, - дав такое имя своему сыну. Но можно смело утверждать: мальчику было дано правильное имя- он, Мифтахетдин, хранил в своей душе ключ к башкирской поэзии».
-Акмулла, живя среди башкир и казахов, пересказывая повсюду свои стихи, участвуя в поэтических состязаниях с известными сэсэнами и акынами, оттачивает свое импровизаторское мастерство, получает в народе славу талантливого поэта и чистого, праведного учителя, т.е. ак- «белый, чистый» мулла( отсюда и имя его- Акмулла).
Учитель: подведем итог, как переводится его имя?
III) Изучение нового материала. Итак, в 20-30-ые годы среди авторов были и такие, которые стремились оторвать Акмуллу от его принадлежности к башкирам. Что вы можете сказать об этом утверждении?
Ученики:
– Такое утверждение нашло свое отражение и в надписи на надгробном камне поэта. (Этот камень, хорошо сохранившийся до наших дней, был изготовлен и установлен на могиле Мифтахетдина.) Содержание надписи на надгробной плите Акмуллы дает основание полагать, что версия, о которой шла речь в начале урока, появилась еще при жизни самого поэта и имела под собой определенные причины. Дусмаил Каскынбаев писал, что отец Акмуллы казах, мать ногайка. Утверждение Д. Каскынбаева принял на веру и Сакен Сейфуллин, составитель и автор предисловия сборника стихов Акмуллы. Он не только повторяет слова Д. Каскынбаева о присхождении поэта, но и полностью отрицает какую-либо принадлежность Мифтахетдина к башкирам. По нему даже и Камалетдин вовсе не башкир, а татарин, будто бы после смерти родного отца Мифтахетдина женившийся на его матери и усыновивший его.
Учитель: эта версия кахахского автора, и она склонна считать М.Акмуллу- кахахом. И тут появляется еще одно предположение, что отец Мифтахетдина- татарин. Какие еще версии существуют?
– В наше время версии о Мухамедьяре придерживаются большинство казахских авторов. Профессор Б. Кенжебаев, например, пишет, что отец Акмуллы казах, мать – башкирка. Он к тому же называет Акмуллу Мифтахетдином Мухамедьяровым. Чтобы лучше понять причины появления и распространения версии о Мухамедьяре, обратимся к публикации Фатыха Карима. Этот источник представляет собой запись беседы с односельчанином поэта, хорошо осведомленным в его биографии и бережно относившимся ко всему, что касалось жизни и творчества своего великого сородича. Односельчанин Акмуллы Шайхетдин Динмухаметов рассказывал: “Акмулла родился, согласно старой метрике, 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево. Записано, что отец его Камалетдин Ишкузин, мать Бибигульсум Салимьян-кызы. Когда спрашивал меня казах из Троицка по имени Дусмаил-хаджи, я, Шайхетдин Динмухамет-углы, доказал записью по метрике. Дусмаил-хаджи тогда мне прислал письмо. “То, что Акмулла-эфенди сын башкира, теперь подтвердилось. В книге “Памяти Шигабутдина” написано, что Акмулла сын казаха. Это неверно
Мифтахетдин обучался вначале у Габдрахман-хазрета в деревне Менеуз, затем в деревне Анясово (Карамалинской волости). Достигнув совершеннолетия, вернувшись в родной дом, женился. Но через некоторое время после женитьбы жена умерла. Отец его, Камалетдин, был человеком с дурным характером и поэтому он не мог жить в согласии с отцом.
Учитель: Какой вывод можно сделать, согласно этой версии? Правильно, он –башкир. И все- таки, откуда же могла появиться версия о его казахском происхождении?
Акмулла-эфенди и сам в молодости был глуп. В деревне Анясово украл у одной женщины ее нагрудное украшение. Потом был пойман за кражу самовара, сбежал из медресе, в очень холодную погоду забрался (на ночевку) в ме_C140589льницу. Обморозив там уши, остался с отломленным ухом. После того, хоть отец и пустил его в дом, не смог жить вместе с отцом. Запрягши хорошего коня в телегу, сбежал из дома. Претерпев множество лишений, получил знания. Затем, по мере раскрытия поэтического дарования, стал известным поэтом. Особенно много стихов написано в тюрьме, во время тяжелых переживаний. После того как Исянгилде Батуч посадил его в тюрьму, называл “башкиром, избегающим солдатской службы”, Акмулла, для того чтобы избавиться от этого, прибегнул к хитрости: “Я не башкир, я сын казаха по имени Мухамедьяр”.
Его подлинное имя Мифтахетдин Камалетдин-углы. За правду и верность казахский народ дал ему имя “Акмулла”. Акмулла и сам, ставший впоследствии прославленным поэтом и получивший свое светлое имя от народа, вовсе не скрывает своего прошлого. “К воровству пристрастился я в молодые годы, и это привело меня к очень большому позору”.
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод, что в распространении версии о его казахском происхождении, большую роль сыграл сам Мифтахетдин Акмулла. А не вынудило ли его к этому время, в котором он проживал ? Воспоминания старца Шайхетдина убеждают нас и в вопросе объяснения мотивов заключения Акмуллы в тюрьму, а вследствие этого и его перехода из “башкир в казахи”. Основной причиной бегства Акмуллы в казахскую среду было бегство от солдатской службы. Он, записавшись в сыновья к одному бедному казаху по имени Мухамедьяр для того, чтобы замести следы, изменив фамилию, называет себя казахом. Исянгильде узнает эту тайну Акмуллы и, донося, что тот башкир, избегающий солдатской службы, способствует его аресту.
– Акмулла и после освобождения из заключения вынужден был скрывать свою принадлежность к башкирам. Ибо по решению суда далее он должен был отбывать два с половиной года в арестантской роте. Для обжалования этого решения дается ему годичный срок. Осенью этого же года Акмулла обращается к известным тогда в мусульманском мире Гатаулле Баязитову и Габдулле Зигангирову. Он пишет свой “Шикаят султану Габидулле”, ставший одним из прекрасных поэтических произведений. Габидулла Зигангиров своей рукой пишет прошение на имя императора Александра II и, таким образом, помогает поэту вызволиться из арестантской роты. (Один из поклонников поэта, собрав деньги и внеся в залог две тысячи рублей, весной 1871 года берет его на поруки.)
- Одобряете ли вы его отказ от службы в армии?
- Почему мужчины не хотели служить во время кантонного управления?
- Назовите тяготы военной службы того времени.
- В жизни поэта был период, когда он вернулся в отцовский дом, скитаясь лет около 12-13-ти. И в “Письме отцу” Акмулла трижды повторяет, что возвратился он в родной дом, соскучившись, через 13 лет. Не относится ли этот приезд Акмуллы в Туксанбаево к концу 1871 – началу 1872 года, когда, просидев 4 года в Троицкой тюрьме, поэт, наконец, под залог одного из друзей был вызволен из заключения? Да и не в этот ли раз состоялся окончательный отъезд поэта из отцовского дома, после чего, скажем, он и мог прислать домой “Письмо отцу”?
– Туксанбаево запомнило такую деталь: однажды, в один из приездов в родную деревню спросили Мифтахетдина: “Умеешь ли ты читать книгу “Кадихан”? Ведь у нас в деревне никто не читает ее лучше твоего отца – Камалетдин-хазрата”. На это Мифтахетдин ответил: “Еще бы не уметь читать эту книгу”! Ведь знания моего отца не доходят и до щиколотки моих знаний”. По другому варианту предания: “Отец мой плавает в воде, которая не доходит и до щиколотки моих ног”. Акмулла к этому времени, безусловно, выделялся своей образованностью, высоким полетом мысли в кругах таких же, как он сам, мыслящих, просвещенных людей не только по всей Башкирии, но прославился как поэт-импровизатор и в степях Казахстана.
С обидой на отца, запрягши в его отсутствие доброго коня в телегу, снова уезжает поэт из родной деревни. С этой поры уже до конца жизни странствует он по аулам и кочевьям Башкортостана и Казахстана. До нас дошла легенда о его гибели: 64-летний поэт-скиталец сидел ночью на берегу на своей знаменитой телеге и при свете слабого огонька читал книгу. Подкрались наемные убийцы, от удара в затылок поэт упал
При жизни Акмуллы была выпущена в свет лишь одна его книжка стихов “Памяти Шигабутдина Марджани” (Казань, 1892).
IV) Закрепление полученных знаний.
У М.Акмуллы достаточно много произведений. Сегодня на уроке мы с вами поработаем над его стихотворением «Письмо отцу», о котором уже шла речь на уроке.
Откройте стр.186. учебника. Выразительное чтение (2 ученика).
- Какую важность представляет письмо в биографии поэта?
Ученик:
-В «Письме отцу» важны библиографические сведения самого автора, касающиеся следующих двух моментов:
1) причин ссоры с отцом;
2) вопроса о том, правомерно ли считать Камалетдина родным отцом Акмуллы.
Это письмо интересно тем, что вводит нас, через восприятие самого поэта, в атмосферу жизни в доме имама Камалетдина, в сущность и тонкость противоречий между отцом и сыном:
Ты поступил не по -людски, отец, со мною-
Приехал я домой и с болью и с тоскою,
Тринадцать долгих лет не знался я с родными-
Уж лучше смерь, чем жить с надорванной душою.
Немилосерден был ты!... В том моя обида.
Мать- как чужая, хоть добра бывала с виду
Ведь был наследником я вам- не сиротою,
А ты – отцом был
Учитель: Какие еще факты из письма можно связать с его биографией?
Ученик:
-Отъезд Мифтахетдина из дома отца на отцовском же коне, указывается даже масть коня, например, в такой строке:
Будет и конь, будет и шуба- нас не будет.
Коль жив будет, возвращу твоего гнедого жеребца
Для меня добра крупицу пожалел ты,
Я же - сын твой, не калмык, - вот что обидно!
Учитель КБ:
– В конце письма у Мифтахетдина прорывается более резкая строка: “Соловей жить рядом с вороном не может – // Бестолковым о мужском судить ли сане?”, где нетрудно понять, кого поэт имеет в виду под словами соловей и ворон. Спрашивается, стал бы говорить такой своенравный, своевольный человек, как Мифтахетдин, подобные слова в том случае, если бы Камалетдин был ему неродным отцом? Этот мактуб впервые был опубликован в 1976 г. в журнале “Агидель”. В июне же 1976 г. в деревне Туксанбаево у Хабетдина Бадретдинова обнаружен ещё один список данного произведения. Тексты оказались идентичными. Это письмо – документальное подтверждение, что Камалетдин был родным отцом М. Акмуллы, оно дает полное основание развеять тот миф, который был распространен среди казахов самим Акмуллой о своём рождении, якобы,от казаха Мухамедьяра и усыновлении Камалетдином.
Тестирование на компьютере. Оценивание..
-Ребята, разгадали ли мы загадку происхождения Акмуллы?
Акмулла- сын башкира Камалетдина, муллы из Туксанбаево.Молодцы!!!
V) Домашнее задание ( по выбору):1) выучить отрывок из стихотворения (20 строк);
2) составить ребусы;
3) составить загадки.
VI) Оценки.