Рабочая программа дополнительного образования Клуб любознательных читателей БУКЛЯ
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано
на заседании методического совета школы
председатель В.М. Прохоревич______________
протокол № 2 от31.08.2015г.
Утверждаю:
директор школы ________________А.Д. Грибецкая
Приказ от 01.09 2015г. № 444
Рассмотрено на заседании
МО учителей начальных классов
Руководитель МО Л.В. Ганихина_______
Протокол № 2 от 31.08.2015г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Клуб умных читателей БУКЛЯ»
Направление духовно-нравственное
для 1 «а» класса
п.г.т. Излучинск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
1.Программа «Клуб умных читателей БУКЛЯ» разработана на основе
Примерной программы по внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 год, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и используется для обучающихся в МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2.
2. Цель и задачи
Программа внеурочной деятельности призвана популяризировать чтение, развивать читательскую культуру младшего школьника, дать возможность раскрыться творчески каждому ребенку. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Обучающие:
- научить видеть, слушать, понимать и анализировать учебный материал;
- обеспечить каждому ребенку необходимый, соответствующий его возрасту читательский уровень.
Развивающие:
- развить интерес к чтению через природные задатки ребенка;
- развивать общую информационную культуру школьника;
- формировать гармонически развитую личность обучающегося.
Воспитательные:
- популяризация русского языка;
- воспитание чувства патриотизма;
- популяризация народных культурных традиций.
3. Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Всего программа рассчитана на 135 часов (33 часа – первый год; 34 – второй год; 34 – третий год; 34 – четвертый год)
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
4. Ценностные ориентиры содержания
Занятия по программе предполагают:
- создание условий для общекультурного развития обучающихся;
- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту;
- положительное влияние чтения на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности.
Практическая значимость.
Чтение, популяризация книги как древнейшего источника информации в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Обучающиеся должны осознавать необходимость чтения не только как источника знаний, но и как источника эстетического наслаждения.
5.Предполагаемые результаты
Универсальные учебные действия
-Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
-Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками достижение общих целей;
-Умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты освоение учащимися содержание курса являются следующие умения:
Активно включаться в общении и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживании;
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартны) ситуациях и условиях;
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
Регулятивные:
Характеризовать явление (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе знаний имеющегося опыта;
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
Организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные:
Самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность;
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Видеть красоту слова, понимать ценность культуры чтения.
Коммуникативные:
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
Представлять книгу как средство достижения высокого уровня информационной культуры, нравственного развития;
Бережно обращаться с источниками информации.
6. Содержание программы. Первый год обучения:
Программа клуба рассчитана на детей возраста 7-10 лет. Всего предусмотрено четыре этапа программы (четыре года). Здесь рассматривается первый год обучения. Программа предполагает занятия с обучающимися с периодичностью – 1 час в неделю, Каждый этап программы клуба «Букля», тематически структурирован, согласно периодам обучения. Направления обучения (разделы программы) – едины для всех этапов, но, в зависимости от возраста обучаемого (этапа программы), различны по содержанию тем и формам работы.
Учебно-воспитательный процесс состоит из следующих видов деятельности: теоретические занятия (беседы, уроки-презентации и т.д.); самостоятельные творческие работы (рисование, участие в инсценировках, подготовка презентаций и т.д.).
Используемые в деятельности педагога методы: метод наглядности, видео-аудио метод, словесный, метод социализации; стимулирование.
«Устное народное творчество». Данный раздел программы ставит своей основной целью знакомство детей с богатством и разнообразием народных традиций, устного народного творчества России, ближнего зарубежья, а именно с такими разделами народного фольклора как сказки и былины. Особое внимание уделяется такому жанру устного народного творчества, как частушки и потешки, песни.
Понятие «Устное народное творчество. Фольклор. Этимология понятий «сказка». «былина». Своеобразие русских сказок. Уникальность русской частушки. Тематические презентации. Просмотр тематических мультипликационных фильмов отечественного производства (советская эпоха). Инсценировки с использованием кукол-перчаток. Просмотр школьного кукольного спектакля.
«Здравствуй, писатель!» Данный раздел программы призван приобщить ребенка к чтению, популяризировать творчество отдельных отечественных классиков детской литературы, формировать читательскую культуру, устойчивые навыки творческого чтения.
Творчество Н.Носова, В. Бианки, Ю.Мориц. и т.д. Громкое чтение произведений. Чтение по ролям. Инсценировки. Интерактивные игры по содержанию произведений. Просмотр тематических мультипликационных фильмов отечественного производства. Прослушивание аудизаписей с выступлениями известных актеров (чтение произведений указанных в программе писателей).
«Библиглобус» Библиотечные навыки. Формирование пользовательской, читательской культуры. Получение навыков пользования отраслевой литературой, необходимо для дальнейшего успешного образования, как в рамках школьных предметных программ, так и самообразования.
Знакомство со справочной литературой. Энциклопедии, словари, справочники. Понятие «Серийный выпуск». Структура справочной литературы. Алфавитно-предметные указатели. Знакомство с отдельными изданиями. Знакомство с серией «Я познаю мир», «Аванта+».
«Читательская копилка» Данный раздел дискуссионный. Клуб «Букля» - это книжный клуб. Поэтому важно, чтобы ребенок не просто знакомился с возрастной литературой, но и умел четко формулировать свои мысли, рассказать о прочитанном, защитить свою точку зрения, поделиться впечатлениями о книге. Защита художественной книги, энциклопедии с презентацией – действенная форма активной популяризации книги.
Практическая работа. Подготовка и защита презентации художественной книги производится самим обучающимся с помощью родителей, библиотекарей. Обучающийся представляет презентацию, комментирует слайды. На слайдах могут быть представлены иллюстрации из книги (профессиональные и (или) обучающ
·егося) Обучающийся должен рассказать о книге, о том, почему выбрана именно данная книга, чем она ему понравилась.
Занятия способствуют: творческому развитию личности ребенка, формированию читательской и общей информационной культуры, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.
1-ый год обучения (1 класс)
Раздел «Устное народное творчество» (12 часов)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Элементы устного народного творчества
1
1
2
ВВОДНОЕ Русские народные сказки
1
1
3
Гуси-лебеди
1
1
4
Снегурочка
1
1
5
Василиса Прекрасная
1
1
6
Потешки, частушки
1
1
7
Песни лирические
1
1
8
Обрядовые песни. Прибаутки небылицы
1
1
9
ВВОДНОЕ Основные персонажи русских сказок. Баба Яга
1
1
10
Детский фольклор
1
1
11
ВВОДНОЕ Былины
1
1
12
Илья Муромец
1
1
Раздел «Здравствуй, писатель!» (6 часов)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
13
Творчество Н. Носова. «Мишкина каша»
1
1
14
Творчество В. Бианки. «Лесные домишки»
1
1
15
Творчество Ю. Мориц. Стихи.
1
1
16
Творчество С. Михалкова. «Праздник непослушания»
1
1
17
Творчество Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»
1
1
18
Творчество П. Бажова. «Малахитовая шкатулка»
1
1
Раздел «Библиглобус» (6 часов)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
19
Детские энциклопедии. Структура
1
1
20
Детские справочники. Структура
1
1
21
Интеллектигра
1
1
22
Библиотечный фонд
1
1
23
Выставка
1
1
24
Периодика
1
1
Раздел «Читательская копилка» (9 часов)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Индивидуальная защита книги
Всего
Теория
Практика
25
Энциклопедия Жизнь океана
1
1
26
Энциклопедия «Что такое. Кто такой»
1
1
27
Большая книга для любознательных
1
1
28
Сказки А. Пушкина
1
1
29
Сказки Г-Х. Андерсена
1
1
30
Тайны животного мира
1
1
31
История транспорта
1
1
32
Внимание, опасность
1
1
33
Конек-горбунок
1
1
Всего 33 час
7. Календарно-тематическое планирование первого года обучения.
Раздел программы
Программное содержание
Характеристика деятельности обучающихся
Планируемые результаты
№ занятия
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
Фактич.
1 класс
Устное народное творчество
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Формирование информационной культуры.
Формирование познавательного интерес к новому материалу. Развитие эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
Индивидуальное и групповое выполнение различных видов заданий
( вопросы, действия, рисование, записи, интеллектуальные задачи)
Изучение элементов устного народного творчества
1
1
Знакомство с русскими народными сказками. Просмотр презентации
2
1
Знакомить с народным фольклором. Гуси-лебеди
3
1
Приобщать к народной культуре. Снегурочка
4
1
Знакомить со сказкой, как формой УНТ. Василиса Прекрасная
5
1
Приобщить к народному фольклору. Прослушивание уадио записей. Потешки, частушки
6
1
Приобщить к народному фольклору. Прослушивание аудио записей. .Песни лирические
7
1
Дать возможность проявить себя творчески. Пробудить интерес к УНТ. Обрядовые песни
8
1
Игра. Основные персонажи русских сказок. Баба Яга.
9
1
Проявить творчество. Формировать ИК. Детский фольклор
10
1
Приобщить к УНТ. Былины
11
1
Формировать ИК. Приобщать к истории Отечества. Формировать патриотизм. Развивать навыки вдумчивого чтения.Илья Муромец
12
1
Здравствуй, писатель!
Изучение творчества Н.Носова, В. Бианки, Ю.Мориц. и т.д. Громкое чтение произведений. Чтение по ролям. Инсценировки. Интерактивные игры по содержанию произведений. Просмотр тематических мультипликационных фильмов отечественного производства. Прослушивание аудизаписей с выступлениями известных актеров (чтение произведений указанных в программе писателей).
Индивидуальное и групповое выполнение различных видов заданий
( вопросы, действия, рисование, записи, прослушивание аудиозаписей, интеллектуальные задачи)
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество Н. Носова. Чтение рассказа.
13
1
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество В. Бианки. Чтение произведений.
14
1
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество Ю. Мориц. Чтение произведений.
15
1
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество С. Михалкова. Чтение произведений.
16
1
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество Э. Успенского. Чтение произведений.
17
1
Знакомить с творчеством классиков отечественной детской литературы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Творчество П.Бажова Интеригра
18
1
Библиглобус
Получение навыков пользования отраслевой литературой, необходимо для дальнейшего успешного образования, как в рамках школьных предметных программ, так и самообразования.
Знакомство со справочной литературой. Энциклопедии, словари, справочники. Понятие «Серийный выпуск». Структура справочной литературы. Алфавитно-предметные указатели. Знакомство с отдельными изданиями. Знакомство с серией «Я познаю мир», «Аванта+».
Индивидуальное и групповое выполнение различных видов заданий
( вопросы, действия, рисование, записи, прослушивание аудиозаписей, интеллектуальные задачи)
Развить интерес к справочной литературе. Детские энциклопедии
19
1
Развить интерес к справочной литературе .Детские справочники
20
1
Развить интерес к справочной литературе
21
1
Развить интерес к библиотеке. Привить любовь к чтению. Показать многообразие литературных фондов. Библиотечный фонд
22
1
Дать понятие выставке. Научить внимательному, вдумчивому чтению. Выставка
23
1
Дать понятие периодической печати. Научить правильно читать возрастные газеты и журналы.
Периодика
24
1
Читательская копилка
Четко формулировать свои мысли, рассказать о прочитанном, защитить свою точку зрения, поделиться впечатлениями о книге.
Индивидуальная. Групповая защита выбранной книги.
Расширять кругозор. Формировать читательский интерес. Энц. «Жизнь океана»
Энц. «Что такое? Кто такой?»
Большая книга для любознательных
Сказки А. Пушкина
Сказки Андерсена
Энц. «Тайны животного мира»
Энц. «История транспорта»
Энц. «Внимание, опасность!»
Ершов. «Конек-горбунок»
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ВСЕГО 33 часа
8. Планируемые результаты первого года обучения.
Приобретение школьниками навыков социального общения, взаимодействия. Происходит адаптация ребенка к школе. Расширяется общий кругозор школьника, укрепляется тяга к знаниям. Формируются первичные навыки «умного» чтения, ребенок получает первичные исследовательские навыки, готовится к проектной деятельности.
Школьник должен знать понятия «Устное народное творчество», «Жанры УНТ», «Справочная литература»; основы ББЗ; быть знакомым с творчеством отечественных писателей, соответственно своему возрасту.
Школьник должен уметь: ориентироваться в жанрах УНТ; составить простой устный анализ произведения; с помощью взрослых подготовить презентацию произведения.
На данном этапе обучения ученик выступает, в основном, в роли слушателя. Это период «мягкой» адаптации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое
Педагог,
Библиотекарь.
Материально-техническое
Фонд школьной и массовой библиотеки, библиографические указатели, разделители буквенные и персональные, видеоматериалы (тематические обучающие видеоролики); каталоги, картотеки (традиционные и электронные); компьютеры (программное обеспечение, выход в Интернет);
Коллекция авторских интерактивных презентаций.
Информационно-методическое
В.П. Беспалько Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008.
А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
Е.Ю. Качанова Инновации в библиотеках.- СПб.: Профессия, 2003.
Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
В.М. Полонский Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. –М., 2000. С. 113-115.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.В. Воронцов, В.М. Заславский и др.; под ред. А.Б. Воронцова .- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б. Шумкова, Н.И. Авдеева. М.: Просвещение, 2011.
Интернетресурсы.
15