Участие в проекте «Гражданин» как эффективное средство воспитания патриотов Родины
Участие в проекте «Гражданин» как эффективное средство воспитания патриотов Родины.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной жизненной позицией, критически мыслящих, знающих и уважающих закон, умеющих принимать грамотные профессиональные решения.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально-значимой деятельности. Перед образовательными учреждениями встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.
Наибольшие масштабы распространения в образовательных учреждениях России приобрел социально-образовательный проект «Гражданин», который стал хорошим средством обретения гражданской зрелости для многих тысяч российских школьников, активно участвующих во всероссийских акциях «Я - гражданин России».
Проект «Гражданин» предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем своего района или города в целом, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование компетентных предложений по изменению ситуации в той или иной социальной сфере.
В лицее «Технический» давно существует практика социального проекта «Гражданин». Мы гордимся работами команд, проекты которых занимали призовые места на городских и областных конкурсах.
В лицее «Технический» я работаю пятый год. А классным руководителем стала четыре года назад. Сейчас вспоминаются сомнения о выборе направления воспитательной работы в классе. Я понимала, что нужно общее дело, в котором могут участвовать все ребята. Известно, что подростки с удовольствием общаются после занятий. Мне хотелось, чтобы это общение стало не пустой тратой времени, а пошло всем на пользу.
На помощь пришел социально-образовательный проект «Гражданин», способствующий развитию целого комплекса качеств личности школьника. Сейчас мои ребята учатся в одиннадцатом классе. За годы моего руководства классом нами разработаны и реализованы проекты «Без преступлений и наказаний» (2007год, совместно со старшеклассниками), «Собаки в городе. ru» (2008 год), который вошел в пятерку образцовых проектов на VIII Всероссийской акции «Я- гражданин России», которая проходила в ВДЦ «Орленок» в 2008 году. «Детский сад для дождя и ветра» (2008 год). В 2009 году ребята принимали участие в работе над проектом «Дайте дорогу!», выступали со своим проектом перед депутатами Губернской Думы. Проект «Лицом к народу!» вошел в пятерку образцовых проектов на X Всероссийской акции «Я- гражданин России», которая проходила в ВДЦ «Орленок» в 2010 году.
Опыт, приобретаемый ребятами в ходе работы над социально – образовательными проектами, воспитывает в них готовность быть активными, сознательными, неравнодушными гражданами общества, способствует развитию уверенности в своих силах, формирует лидерские качества, определяет гражданскую позицию. Классные часы по пособию Я.В.Соколова «Наши права и ответственность» побудили ребят обратить внимание на проблемы родного города. Мои ученики заметили, что на улицах города недостаточно социальной рекламы. Наружная реклама может осуществлять активную просветительскую работу, развивать экологическую культуру граждан, активно пропагандировать семейные ценности, а может быть страшным оружием массового поражения народа и представлять угрозу для стабильности государства.
Ребята проделали большую работу по изучению проблемы, путей ее решения и приступили к действию. Составили положение о городском конкурсе социальной рекламы, подготовили и передали председателю Губернской Думы Виктору Сазонову пакет предложений по корректировке законодательства.
В этом году мои ученики заканчивают одиннадцатый класс. Благодаря
проекту «Гражданин» мне удалось привить им смелость принятия на себя ответственности за решение различных проблем, уверенность в собственных силах, понимание важности быть полезным людям и обществу в целом.
Пришел тот момент, когда ни школа, ни учителя и даже родители, а сами ребята должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного
пути, нести ответственность за это, отвечать на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Классные часы по пособию Я.В.Соколова «Наши права и ответственность» побудили ребят обратить внимание на проблемы родного города. Мои ученики заметили, что на улицах города недостаточно социальной рекламы. Наружная реклама может осуществлять активную просветительскую работу, развивать экологическую культуру граждан, активно пропагандировать семейные ценности, а может быть страшным оружием массового поражения народа и представлять угрозу для стабильности государства.
Ребята проделали большую работу по изучению проблемы, путей ее решения и приступили к действию. Составили положение о городском конкурсе социальной рекламы, подготовили и передали председателю Губернской Думы Виктору Сазонову пакет предложений по корректировке законодательства.
В этом году мои ученики заканчивают одиннадцатый класс. Благодаря
проекту «Гражданин» мне удалось привить им смелость принятия на себя ответственности за решение различных проблем, уверенность в собственных силах, понимание важности быть полезным людям и обществу в целом.
Пришел тот момент, когда ни школа, ни учителя и даже родители, а сами ребята должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного
пути, нести ответственность за это, отвечать на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Какими были ребята до включения в проектную деятельность? Способные ребята, увлеченные математикой и физикой, много читающие и обсуждающие прочитанное и увиденное. Главное, что неравнодушные. Однако понимание, что в окружающей действительности они в силах что-то изменить пришло к ним как раз в работе над проектом «Гражданин».
Подростки убедились на собственном опыте, что законодательная инициатива может быть услышана, если быть достаточно настойчивыми в ее продвижении. Работа над проектами сплотила классный коллектив, стимулировала гражданскую активность учащихся. Они приобрели позитивный опыт преобразования социума. Проект «Гражданин» способствует взрослению школьников смелыми, инициативными, настроенными принципиально к окружающей действительности.
Участники проекта «Гражданин» приобретают и совершенствуют
-знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;
-навыки анализа разнородных средств массовой информации;
-навыки проведения простейшего социологического исследования;
-умение участвовать в дискуссии, обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию;
-умение оценивать собственные профессиональные возможности;
-умение анализировать ситуацию на рынке труда;
-самостоятельность в принятии решения и реализации эффективной программы действий;
-умение строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, различными государственными и общественными структурами;
-чувство ответственности, самодисциплины;
-умение сочетать личные и общественные интересы.
Данный проект предполагает проведение исследования по определенной логике, которую можно структурно представить следующей схемой.
Структура работы над проектом «Гражданин»
Я убедилась, что социальное проектирование, а именно проект «Гражданин» меняет подростков. Теперь ребята интересуются не только физикой и математикой, но и просматривают аналитические материалы, а потом обсуждают происходящее в стране. Они разобрались в ветвях власти, изучили изменения в законе о выборах.
Мы имеем подростков
- уравновешенных
-доброжелательных и непосредственных
-активных и самостоятельных
-позитивно ориентированных
-коммуникативно-компетентных (проще проходит знакомство и общение с незнакомыми людьми)
-конструктивно мыслящих
-умеющих себя вести в непривычной ситуации
- подростков, имеющих свою точку зрения и умеющих ее отстаивать.
Ребята стали адекватно оценивать свои личные качества и реально относиться к поиску своей роли в гражданском обществе. Это неравнодушные молодые граждане. Работа над проектом очень сплотила, сдружила классный коллектив. Мы стали лучше понимать друг друга. Эмоциональное выступление перед большой зрительской аудиторией, отсутствие растерянности перед авторитетным жюри, чувство «локтя» -все это позволяло команде добиться отклика зала и настраивало на непринужденный разговор.
Мне, как классному руководителю, стало с ними работать легче и интереснее. Меня радует, что у ребят появились новые увлечения, а главное не пропало желание работать над социальным проектом «Гражданин».
Рисунок 115