Народные праздники – эффективное средство гражданско-патриотического воспитания.


Слайд 1:Народные праздники – эффективное средство гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
На историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время наблюдается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Он уступил место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. Подлинная революция произошла в информационном пространстве с внедрением и подключением к глобальной сети Интернет, имеющий как позитивные, так и негативные последствия.
Слайд 2
В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Слайд 2
На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы,
Слайд 2
героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. По радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки, черепашки - ниндзя, бэтмэны. Новый год наступает с приходом Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.
Слайд 2
Как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?
Слайд 3
«Русский народ не должен терять своего народного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом», - сказал академик Д.Лихачев.
В современном мире ребенок, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части дезориентирован и просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.
Именно поэтому первая ступень института социализации ребенка - детский сад должен активизировать работу по патриотическому воспитанию.
Слайд 4
Патриотизм – это чувство. Чувство причастности к месту, в котором живешь, к природе родного края, к людям, которые живут рядом, это чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
К основным понятиям патриотического воспитания можно причислить:
духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Однако существует необходимость в творческом, неординарном подходе к данному вопросу.
Слайд 5 Цель проводимой мной работы – поиск эффективных форм и методов, способствующих воспитанию патриотизма у дошкольников.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувствовать сопричастность к окружающему, развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Слайд 5
Так как в рассмотрении данной темы можно выделить очень много различных аспектов, я ограничилась следующими задачами:
Проанализировать сущность основных понятий патриотического воспитания.
Проанализировать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании патриотизма.
Определить наиболее эффективные методы деятельности по формированию патриотизма.
Рассмотреть праздник как отражение социокультурной жизни общества, его роль и место в формировании патриотических качеств;
Выявить особенности патриотического воспитания дошкольников.
Провести диагностику гражданско-патриотической воспитанности детей.
Изучить роль праздников в процессе патриотического воспитания дошкольников;
Анализируя психические и физиологические особенности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ведущими особенностями этого возраста являются эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Чрезвычайно важно процесс воспитания патриотизма начинать в дошкольном возрасте.
Слайд 6
Чтобы выявить уровень сформированности знаний о родном доме, культурном наследии , о нашей стране и родном городе, в котором мы живем, индивидуально с каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданы следующие вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Какой город является столицей нашей Родины?
3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?
4. Как называется область, в которой мы живем?
5. Как называется город, в котором ты живешь?
6. Знаешь ли ты название реки, на которой расположен наш город?
7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?
8. Какие достопримечательности своего города ты знаешь?
9. Какие интересные места ты посетил с родителями?
10. Знаешь ли ты символ нашего города?
Ответы детей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям:

Критерии Баллы
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос. 3
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога. 2
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога. 1
Беседа проходила в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы экспериментатором были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, которые являлись подсказками ответов на вопросы.
Слайд 7
Анализ ответов детей показал следующее.
Дети лучше всего знают свой адрес, хотя был мальчик, который не назвал своего адреса. Хуже всего дети знают герб города и символы, изображенные на нем. Одна девочка ответила, что на гербе изображены два пушистых черных зверька с высунутыми языками, похожие на кошку.
Из интересных мест, которые дети посещали с родителями самое популярное – зоопарк. Зачастую ребята не различают понятия «россияне» и «русский».
Слайд 8
Изменились ведущие методологические подходы к проблеме патриотического воспитания. Появились новые программы музыкального воспитания и образования дошкольников. В настоящее время существует множество программ, я работаю по программе «Гармония» под общей редакцией К.Л.Тарасовой с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и по программе «Малыш» В.А.Петровой с детьми младшего дошкольного возраста, в которых отражена современная концепция нравственно-патриотического воспитания человека за счет обновления и расширения музыкального материала. Введен фольклор, классические произведения известных композиторов, привлечены другие виды искусства (так называемые интегрированные занятия). Важнейшая роль в этих программах отводится чувствам и эмоциям, которые являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность ребенка к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Слайд 9
В своей многолетней педагогической деятельности я использую большой спектр форм музыкального воспитания дошкольников: различные виды занятий (по составу детей – фронтальные, индивидуальные, объединённые; по содержанию - традиционные, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные); Слайд 10
дидактические игры, праздничные утренники, досуги, вечера развлечений, концерты, конкурсы,
Слайд 11
экскурсии и прогулки,
Слайд 12
театрализованные представления.
На своих занятиях я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Фольклор - это отдельная, богатая, многообразная область культуры. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок сердцем познает родной народ, становится духовным наследником его традиций, без чего немыслимо стать настоящим человеком.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания я отдаю тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям;
Слайд 13
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.
Поэтому поиск путей и возможностей воспитания дошкольников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.
С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, присказок, колыбельных) к крупным – участие в праздниках.
Почему именно праздник?
Праздник является одним из существеннейших элементов человеческой культуры, это день, наполненный радостью, весельем; радость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Праздник – это день, когда люди объединяются. Взрослые и дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит духовное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. По старинным обычаям праздник – это прощение всех обид, примирение врагов.
Слайд 14
Каким бы тусклым и серым было бы детство без праздников.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус. Дети с удовольствием участвуют в оформлении своих групповых комнат, музыкального зала, готовят костюмы, разучивают песни и пляски, участвуют в играх. Совместная деятельность детей и взрослых позволяет ярче раскрыть талант ребенка. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.
Как уже говорилось выше, понятие патриотизм очень обширно. Оно включает в себя не только любовь к родной земле и Отечеству, но и к малой родине, к своей семье. Исходя из этого, важным ресурсом воспитания патриота становятся праздники, имеющие патриотическую направленность. К ним относятся:
Слайд 15 государственно-гражданские праздники.
Праздники официально принятые на государственном уровне.
Слайд 15Любой из нас, конечно, ждет
Веселый праздник – Новый год.
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник дети.
Слайд 15
Так в канун праздника Защитников Отечества в деском саду проводится праздник- конкурс «Армейские учения», где ребята исполняют известные военные песни, показывают свои физические и интеллектуальные знания, исполняют известные военные песни.

Аты-баты, шире шаг,
Эй, держи равнение.
Скоро в армии родной
Будет пополнение.
Слайд 15День Победы – праздник дедов,
Этот праздник твой и мой.
Пусть же чистым будет небо
У ребят над головой.
Слайд 16 Международные праздники
Слайд 16В марте солнце заиграло на снегу,
Вместе с солнцем заглянула к нам весна,
Дети к мамам с поздравленьями бегут,
Мамин праздник отмечает вся страна.
Слайд 16День защиты детей.
Слайд 17 Праздники, ставшие традиционными в определённом социуме: День рождения детского сада.
День рождения отмечаем -
Караваем угощаем.
Слайд 17День моды
Наше поле каменисто,
Нельзя полюшком идти.
Наши девочки форсисты –
Нельзя близко подойти.
Слайд 18 И всё же лучшим «воспитателем» подрастающего поколения был и остаётся традиционный народный праздник, т.к. именно он приобщает ребёнка к культурному наследию нашей страны.
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать
И аж целую неделю
Масленицу-ПросковеюПрославлять и величать.
Так, при помощи фольклорного персонажа, являющегося проводником исторических знаний и вызывающего доверие у детей, в процессе общения с ними, дети все больший интерес проявляли и к реальной действительности.
Слайд 18
Программа праздника обсуждается и утверждается на педсовете, уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее, быть эмоционален и искренен.

Так давайте славить Осень
Песней пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой.
Слайд 18 Мы вокруг березки хороводом встали,
Яркие платочки высоко подняли.
Слайд 19
Недопустимы в празднике муштра и бесконечные репетиции. Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны. Логично, когда дети вводятся в праздничное действие естественно, с тем репертуаром, который накоплен к этому дню. Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей!
Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова... Должна быть такая обстановка, при которой ребята чувствуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддержке, чуткости и доброжелательности.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств дает хорошие результаты:
Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных праздниках;
У них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.
Знают историю возникновения русских праздников, традиций.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Праздник отражает не только мировоззрение людей, но и политику государства, трудовую культуру.
Слайд 20
Вывод: народный праздник является той средой, на которой легко формируются гражданско-патриотические чувства дошкольников. Он олицетворяет в себе лучшие культурные достижения общества и как нельзя лучше влияет на развитие патриотизма дошкольника.
«Народ, не знающий своего прошлого,Не имеет права на будущее!»
А.Пушкин