Думы мои,думы… .Устный журнал.


Тема урока: «ДУМЫ МОИ,ДУМЫ..»(Устный журнал)
Цели урока: 1. Высветить личность поэта, показать своеобразие лирики, выявить отношение современников к творчеству художника слова;
2. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения и инсценирования.
3. Воспитывать патриотические чувства учащихся и чувство прекрасного.Оборудование:1. Плакаты с высказываниями русских писателей, иллюстрации учащихся на стихи Шевченко, репродукции картин Тараса Григорьевича, его портреты, декорации - предметы украинского быта, грампластинка с записями стихотворений автора и украинских песен.Страницы «Устного журнала»: 1. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
2. ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ
3.СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТА4.ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД5.НОВАЯ СТУПЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЭТА
6.ССЫЛКА В ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ.Учитель. Россия по праву – это вторая Родина Шевченко. Здесь он жил, здесь он любил, здесь он творил, здесь он и умер в возрасте сорока семи лет.Жил он скромно, богатства не скопил, и все свои средства  вкладывал в Дело: то  издание своих книг пустит на благотворительные цели, то родственников выкупит из помещичьей неволи, то поможет друзьям…
Тарас Григорьевич жил не для себя. Он жил для людей,  был выразителем чаяний всех угнетённых народов, особенно украинского. И в этом  - истоки его популярности и любви народов. Произведения Тараса Григорьевича в России издавались огромными тиражами. Увидел свет пятитомный сборник его произведений. Произведения печатались и на русском и на украинском языках. Никакой дискриминации украинского языка не происходило. Россия широко поднимала и распространяла славу украинского Таланта. Никакая другая страна не внесла в подъём и во взлёт национального символа Украины Т.Г. Шевченко столько сил, забот, любви, понимания и внимания, как Россия.Поэтому, очень обидно, что современные украинские правители этого не помнят. Они противопоставляют Украину России, упорно превращают истинных друзей во врагов, а врагов – в друзей, забыв поучительные уроки  своей многострадальной истории.  Их память коротка. Но  Иваны, родства не помнящие, не имеют перспектив развития. У них нет Истории, нет базы, обеспечивающей стабильный поступательный прогресс.
. Как-никак, Шевченко обязан был освобождению из крепостной зависимости русскому живописцу Карлу Брюллову, да и в последующем никогда не избегал тесного общения с «москалями», умел помнить добро.
Говорить о Шевченко легко. Каждый раз не перестаешь удивляться богатству увиденного и услышанного поэтом мира. Его слух воспринимает звучащую природу от завывания ветра, рева и стона Днепра до скрипенья сухих ясеней и уханья сычей. Его взгляд улавливает тончайшие переходы утра, дня и вечера. Природа и песня то гармоничны с поступками и настроением героя, то резко с ним контрастируют.Он мог быть нежным, погруженным в волшебство народных поверий и красоту родной Украины, но голос его креп, становился неистово-саркастическим и гневным, когда дело касалось благоденствия» народа в руках крепостников. Его поэзия соткана из раздумчиво-медитативных интонаций: «Все в мире проходит. Живет – умирает. Куда ж оно делось? Откуда взялось?» – и буквально полнится народно-песенными мотивами, то невыплаканно-грустными, то задорными и, как этот, например, чуть лукавыми и озорными: «протоптала тропочку через яр, через гору, миленький на базар…»Украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. В творчестве Шевченко отразились самые прогрессивные идеи эпохи, самые передовые устремления русской общественности, выражавшие заветные думы и чаяния народа. Именно поэтому так велико общенациональное значение Тараса Шевченко.Говорить о Шевченко трудно. Чрезвычайно трудно. Каждая его строка выстрадана жизнью. А жизнь его была тяжелой с самого раннего детства.1.ТРУДНОЕ ДЕТСТВО(Звучит мелодия «Грустного вальса»)УЧЕНИК 1.Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители Шевченко были крепостными помещика Энгельгардта, принадлежавшего богатейшему потомку лифляндских баронов, и жили в большой бедности.Когда Тарасу было три года, семья переселилась в соседнее село Кирилловку. У кирилловских крестьян были крохотные наделы земли – одна-полторы десятины на хозяйство. Однако и эту землю как следует возделывать не удавалось. Все силы уходили на барщину – принудительный труд на земле помещика. (Обращение к картинам Федотова, Перова, Крамского) Село как будто погорело,Как будто люди одурели, -Без слов на барщину идутИ за собой детей ведут!УЧЕНИК 2.На девятом году жизни он потерял мать. Через два года умер отец. Мальчик остался круглым сиротой и жил у чужих людей из милости. Тяжко, тяжко жить на светеСироте без роду:От тоски-печали горькойХоть с моста – да в воду!Один за другим сменялись у него «учителя», в большинстве своем невообразимые пьяницы и самодуры – сельские дьячки. Шевченко бунтовал, убегал от них и, словно бросая вызов тяготам, рос на диво одаренным человеком. За обучение и за кусок хлеба Тараса заставляли выполнять тяжелую работу. Дьячок Богорский попросту сделал мальчика своим слугой: Тарас носил воду, убирал помещение школы. В награду за работу его часто били. Когда Тарасу исполнилось пятнадцать лет, управляющий помещика Энгельгардта зачислил мальчика в дворовую челядь.Теперь Шевченко особенно чувствовал на себе гнет подневольной жизни. …………Счастье, мама,Что ты так рано спать легла,А то бы бога проклялаЗа мой удел.
Он сначала был поваренком на кухне, а затем «казачком», то есть комнатным слугой помещика. Дворовому «казачку» вменялись в обязанность «молчание и неподвижность» в углу передней до очередного оклика барина. А все естество Тараса неудержимо рвалось на волю. И надо сказать, что эта жажда – свободы, духовного утверждения и абсолютного неприятия деспотизма – отличает Шевченко уже с первых его шагов как в литературе, так и в живописи.ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮУЧЕНИК 3. В то далекое время каждую свободную минуту Тарас умудрялся заниматься любимым делом — рисованием. Несмотря на побои и угрозы, он все, что видел, зарисовывал карандашом, углем, мелом — чем придется. Однажды — это было 6 декабря 1829 года — Энгельгардт уехал на традиционный бал в дворянское собрание. «Казачок» Шевченко, оставшись один, зажег свечу и стал срисовывать Платова с лубочной картинки. Углубившись в работу, он не заметил, как возвратился его барин. Энгельгардт больно выдрал за ухо юного художника, а на следующий день кучер Сидорка, по приказу барина, выпорол Тараса на конюшне. Энгельгардт убедился, что из Тараса слуги не выйдет. Он решил сделать его своим «придворным» живописцем. УЧЕНИК 4. Ничего нет странного в том, что, оказавшись вместе с другой челядью молодого барина в 1831 году в Петербурге и «законтрактовавшись» там на четыре года в мастерскую живописца Ширяева, Тарас случайно встретился с художником И. Сошенко (1836). Случайность обернулась закономерностью. Сошенко не мог не обратить внимания на одаренного юношу. Их встреча произошла в Летнем саду, где восемнадцатилетний юноша срисовывал статую Сатурна. После трудового дня Шевченко часто убегал в Летний сад, где находились слепки античных фигур. Иван Максимович Сошенко принял горячее участие в судьбе крепостного юноши, так как был очень добрым и отзывчивым человеком, и познакомил его с замечательным мастером живописи — профессором Академии художеств. Брюлловым, со знаменитым поэтом Жуковским, с украинским писателем Е. Гребенкой. Они решили определить Шевченко в Академию художеств; но ему, как крепостному, доступ туда был закрыт. Нужно было освободить его от крепостной зависимости. Помещик назначил две с половиной тысячи рублей за выкуп своего художника. Деньги для выкупа были добыты своеобразным путем: Брюллов написал портрет Жуковского, и этот портрет разыграли в лотерею. 22 апреля 1838 года Энгельгардт подписал Шевченко отпускную. Выдающиеся деятели русской и украинской культуры — К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, А. Г. Венецианов, В. Григорович, Е. Гребинка, А. Мокрицкий и другие — помогли выкупить его из крепостной неволи.УЧЕНИК 5. Тарас Григорьевич стал студентом Академии художеств. Он учился у «Карла Великого», как прозвали знаменитого художника Карла Брюллова. Полны глубокого смысла годы, проведенные им в Академии художеств, где он, любимый ученик Брюллова, прошел курсы различных наук и постиг высокий класс живописи. (Обращение к картинам Т. Шевченко)СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТАУЧЕНИК 6. Стихи Шевченко — образец высокой, чистой поэзии, они отличаются простотой, ясностью, динамизмом. По собственному признанию, он начал писать стихи в светлые летние ночи 1837 года. В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь». Многие из стихов «Кобзаря» вскоре после написания становились народными песнями. Они вдохновляли и продолжают вдохновлять композиторов, драматургов, художников, кинематографистов. Стихи Шевченко помогали бороться с неправдой, несправедливостью, злом. В стихотворениях Шевченко звучала горячая любовь к родному народу, достойному лучшей доли. Думы мои, думы мои,Горе, думы, с вами!Что вы встали на бумагеХмурыми рядами?Что вас ветер не развеялПылью на просторе?Что вас ночью, как ребенка,Не прислало горе?..
УЧЕНИК 7. Этим обращением к своим поэтическим мыслям открывался «Кобзарь» Тараса Шевченко. Поэт посылал свои думы на Украину, мечтая о том, чтобы его сердечное слово проникло в крестьянские хаты. Кобзарь – это украинский народный певец, сама мудрость и совесть народа. Хорошо, кобзарь, отец мой,Хорошо, что ходишьНа курган и словом, песнейДушу нам отводишь!Таким было и слово Шевченко. УЧЕНИК 8. Правдиво рисуя тяжелую жизнь угнетенных крестьян, он выражал сокровенные народные мысли о необходимости уничтожения крепостничества и самодержавия. Шевченко призывал к глубокому и серьезному изучению крестьянской жизни: «Чтобы знать людей, надо жить с ними. А чтобы писать о них, надо самому быть человеком, а не бумагомарателем. Вот тогда пишите, и тогда работа ваша будет работой честной». Шевченко выступает как яростный враг крепостного строя. Поэт раскрывает бездушие и жестокость «гнуснейшего и подлейшего сословия» — феодалов-крепостников.УЧЕНИК 9. Стихи Шевченко нашли широкое распространение в народе. «Кобзарь» зачитывали до дыр. Когда поэт в 1843 году, после многих лет отсутствия, приехал на родину, он услыхал из уст крестьян и кобзарей свои песни и думы.В дымных хатах, где из каждой щели сквозили нужда и бесправие, он чувствовал себя среди близких и родных. Поэт не раз вспоминал потом, в далекой ссылке:И очень тяжко, страх как тяжкоВ пустыне этой пропадать!Еще трудней на УкраинеВсе видеть, плакать и молчать!Украинские паны-националисты хотели сделать Шевченко «своим человеком». Напрасные старания! Борьба с крепостничеством и самодержавием стала основной темой его поэзии:Нет, запоем мы песню славыНа пепелище роковом,Мы цепь неволи разорвем,^ Огонь и кровь мы на расправу
В жилища вражьи принесем.«Вражьи жилища» — это усадьбы жестоких помещиков-крепостников. Шевченко писал по-русски эти стихи, полные страстного стремления к свободе, которую надо завоевать вооруженной силой. НОВАЯ СТУПЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЭТАУЧЕНИК 10.В марте 1845 года Тарас Шевченко получил диплом об окончании Академии художеств со званием свободного художника. В 1846 году Шевченко стал посещать тайное Кирилло-Мефодиевское общество, состоявшее из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. В апреле 1847 года по доносу провокатора общество было раскрыто полицией. Его участники, 10 человек, были арестованы, обвинены в составлении политического общества и понесли наказание, причем более всего досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения. За то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания", он был сослан рядовым в Оренбургский край, с запрещением писать и рисовать.Орская крепость, куда сначала попал Шевченко, представляла грустное и пустынное захолустье. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнаженные серые горы и бесконечная Киргизская степь…»
УчительДесять ссыльных лет томился Тарас Шевченко в Оренбургском крае за  эпиграмму на саму императрицу. Но ссылка еще не самое страшное, что ожидало поэта. Личным указом  Николая  II Тарасу Григорьевичу запрещалось писать и рисовать. Этот запрет сыграл роковую роль в жизни талантливого  и в поэзии, и в живописи Шевченко. Нарушение этого указа  стало причиной заточения  Тараса Григорьевича на гауптвахте в цокольном этаже кадетского Неплюевского корпуса (ул. Советская, 24).
( Сейчас на месте заключения Тараса Григорьевича  находится мемориальный музей-гауптвахта.   Когда  в 1843 году начинали  кирпичную кладку здания, никто и не думал размещать в цокольном помещении гауптвахту. Эта мысль пришла позже.  И помещение переделали: установили решетку, поменяли местами дверь с окном.  После этого в нем стали содержать арестованных солдат.  С тех пор многое изменилось. Вход с главной улицы  превратили в окно. Экспозиционный зал теперь на месте развода караулов. Бывший коридор стал галереей репродукций картин Шевченко. В арестантской вместо живых солдат - манекены. Только камера осталась почти нетронутой: все такой же тесной и мрачной. Все тот же пол, мощенный камнем с горы Гребени.  Все те же кирпичные стены. Решетка. Только окно застеклили и оставили всего одну кровать вместо нескольких, как было в прежние времена. У посетителей мороз по коже пробегает от атмосферы камеры.)Это произошло во время второго приезда Тараса Шевченко в Оренбург после Аральской экспедиции, где он много рисовал и создал 350 акварельных пейзажей и портретов.  Двести дней он спокойно провел  в нашем городе. Одаренный талантом «от Бога», он не прекращал своей творческой работы. В то время Шевченко работал над окончанием видов Аральского моря, писал  портреты, сочинял стихи. Стоит отметить, что заполучить портрет его кисти считалось «хорошим тоном» в высшем обществе Оренбурга. Хотя все видные деятели губернии  прекрасно знали о наказании Тараса Григорьевича.
23 апреля 1850 года по доносу прапорщика Исаева Тарас Шевченко был арестован. Как уже ранее говорилось,  его поместили в камеру на гауптвахте.  Двенадцать дней  держали Шевченко за пудовыми решетками  вместе с другими арестованными военнослужащими, после его отправили в Орск. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление.
В 1851, несмотря на усиленный надзор, Шевченко вновь включен как художник теперь в состав геологической экспедиции в горах Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления поэт в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом в русских журналах. Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.После смерти Николая 1 Шевченко был освобожден по амнистии, но не сразу, а лишь после настойчивых хлопот друзей. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы.
Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания.
УЧЕНИК 11. Измученный лишениями ссылки, тюрьмами и солдатчиной, поэт задумал поселиться на Украине, среди той природы, которую он так любил и так великолепно воспевал. Но из этих планов ничего не вышло. Его сразила тяжелая болезнь (водянка). Утром 10 марта 1861 года Шевченко умер. Ему было всего сорок семь лет.Не сразу исполнилось желание поэта быть похороненным на Украине. В холодный мартовский день над раскрытой могилой на Смоленском кладбище, в Петербурге, собрались многочисленные друзья. Много было пролито слез над могилой, много сказано сердечных слов: Прощальные речи звучали на украинском, русском и польском языках. В похоронах участвовали Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Курочкин и многие другие известные писатели. Н. А. Некрасов написал стихотворение на смерть Шевченко, которого назвал «русской земли человек замечательный». Учитель. На могиле Шевченко, на Чернечьей горе, близ Канева, воздвигнут величественный памятник. Бронзовая фигура певца украинского народа высится над широкой гладью Днепра, над лугами и полями Украины. В юбилейный день, цветущей весной, поэты разных национальностей читают на могиле Шевченко его знаменитое «Завещание» — каждый на своем родном языке. Произведения Тараса Шевченко изданы на тридцати восьми языках народов бывшего СССР тиражом свыше восьми миллионов экземпляров. Музыкальность стиха Шевченко поразительна. Тарас Шевченко по праву считается основоположником новой украинской литературы. Как Пушкин в русской поэзии, Шевченко создал свой поэтический язык, реалистически точный, насыщенный образами, мыслями и чувствами родного народа. (Звучит мелодия «АVE MARIA»)Обращение к памятнику Т. Шевченко
Завещание
Как умру, похоронитеНа Украйне милой,Посреди широкой степиВыройте могилу,Чтоб лежать мне на кургане,Над рекой могучей,Чтобы слышать, как бушуетСтарый Днепр под кручей.И когда с полей УкрайныКровь врагов постылыхПонесет он… вот тогда яВстану из могилы —Подымусь я и достигнуБожьего порога,Помолюся… А покудаЯ не знаю Бога.Схороните и вставайте,Цепи разорвите,Злою вражескою кровьюВолю окропите.И меня в семье великой,В семье вольной, новой,Не забудьте — помянитеДобрым тихим словом.
Тарас Шевченко«В неволе тяжко… хоть и воли»
В неволе тяжко… хоть и волиУзнать, пожалуй, не пришлось;Но всё-таки кой-как жилось, —Хоть на чужом, да всё ж на поле…Теперь же тяжкой этой доли,Как бога, ждать мне довелось.И жду её и поджидаю,Свой глупый разум проклинаю,Что дал себя он затемнитьИ в луже волю утопить.И стынет сердце, если вспомнит,Что не в Украйне похоронят,Что не в Украйне буду жить,Людей и господа любить.
Тарас Шевченко«Дума»
Проходят дни… проходят ночи;Прошло и лето; шелеститЛист пожелтевший; гаснут очи;Заснули думы; сердце спит.Заснуло всё… Не знаю я —Живёшь ли ты, душа моя?Бесстрастно я гляжу на свет,И нету слёз, и смеха нет!И доля где моя? Судьбою
Знать не дано мне никакой…Но если я благой не стою,Зачем не выпало хоть злой?Не дай о Боже! — как во снеБлуждать… остынуть сердцем мне.Гнилой колодой на путиЛежать меня не попусти.Но жить мне дай, Творец небесный —О дай мне сердцем, сердцем жить!Чтоб я хвалил твой мир чудесныйЧтоб могь я ближнего любить!Страшна неволя! Тяжко в ней.На воле жить — и спать, — страшней.Прожить ужасно без следа,И смерть и жизнь — одно тогда.
Село
Тарас Шевченко (перевод Сергей Есенин)
Село! В душе моей покой.Село в Украйне дорогой.И, полный сказок и чудес,Кругом села зеленый лес.Цветут сады, белеют хаты,А на горе стоят палаты,И перед крашеным окномВ шелковых листьях тополя,А там всё лес, и всё поля,И степь, и горы за Днепром...И в небе темно-голубомСам Бог витает над селом.
1914
Не женись ты на богатойТарас Шевченко (перевод Николай Туроверов)
Не женись ты на богатой -Выгонит из хаты,Не женись и на убогой -Проживешь недолго,А женись на вольной воле -На казачьей доле:Как была она - такоюБудет ввек с тобою.
Готово! Парус распустилиГотово! Парус распустилиИ двинули не без усилий,По синим волнам в Сыр-Дарью,С баржей баркас неторопливый.Прощай же, Кос-Арал тоскливый!Всё ж грусть проклятую моюТы разгонял два года целых.Спасибо! Сам себя хвали,Что люди и тебя нашлиИ знали, что с тобою сделать.Прощай, товарищ! ни хвалыИ ни упрека не слагаюТвоей пустыне; в новом крае,Быть может, вспомяну, как знаю,О прошлых днях тоски и мглы.
Ревёт и стонет Днепр широкий,Волну вздымая, ветер взвыл:Могучей вербы ствол высокийК земле безжалостно склонил.Унылый месяц в эту поруМеж туч лишь изредка мелькал:Как будто чёлн в открытом мореСредь волн из виду пропадал.И петухи в селе молчали,И гомонить никто не смел.Сычи друг друга окликали,Да ясень сучьями скрипел.
Думы мои, думы,Горе мне с вами,Вы ложитесь на бумагуРовными рядами.Не развеял вас ветерПо степям, как пепел,Не убило вас гореКак мои надежды.Горе вас породило,Поливали слезы,Почему не затопили,Не размыли в поле?И тогда никто не знал бы,Почему мне больно,Не спросил бы, почему яПроклинаю долю.Сердце рвется и смеется,Изливает фразы,А мне остаетсяЛишь над ними плакать.Ну а горе… это горе – Кто его не знает?Кто смотрит на людей душою,Тот в огне сгорает.Может быть, найдется сердце,Что со мной поплачет.Ну а может, мое гореНичего не значит…
*** Мои мысли, мои думы,Вы мне утешенье,Я прошу, не покидайтеВ час моих лишений.Прилетайте голубямиСизокрылой теньюС берегов крутых ДнепровскихНад киргизской степью,Посмотри, такие ж люди -Бедны и убоги,Ничего нет… Но на волеБьют поклоны богу. Прилетайте же, родные,Добрыми словамиВстречу, словно деток малых,И поплачу с вами.(вторая половина 1847,Орская крепость)
Как умру, похоронитеНа Украйне милой,Посреди широкой степиВыройте могилу,Чтоб лежать мне на кургане,Над рекой могучей,Чтобы слышать, как бушуетСтарый Днепр под кручей.И когда с полей УкрайныКровь врагов постылыхПонесет он… вот тогда яВстану из могилы —Подымусь я и достигнуБожьего порога,Помолюся… А покудаЯ не знаю бога.Схороните и вставайте,Цепи разорвите,Злою вражескою кровьюВолю окропите.И меня в семье великой,В семье вольной, новой,Не забудьте — помянитеДобрым тихим словом.
ДУМЫ ~Тарас Шевченко
Аарон Тартаковский Переводы > Переводы стиховВольный перевод с украинского А. Тартаковского.
Тяжко в сумрачном остроге
Тосковать годами!
Думы стали на пороге
Черными рядами.
Дети горя, внуки лиха,
Что мне делать с вами,
Почему стоите тихо
Скорбными рядами?
Горе и беда родили,
Поливали слезы,
А зимою холодили
Лютые морозы.
Воля заперта в остроге,
А беда, как море,
Разлилась. Ревут пороги,
Тихо стонет горе.
Сердце сына прикипело
Кровью к Украине,
Разрывалось, не хотело
Биться на чужбине.
В казематах тьма и сырость,
Адовые ночи,
Но сегодня мне приснилось:
Плачут кари очи.
Может быть, найдется в свете
Черноброва лада
И заплачет на рассвете -
Большего не надо!
Под заборами, сироткой
Двинет в Украину
Вирш дорогой некороткой,
А я в ссылке сгину.
На штыке морозный иней,
Холод жжет суставы,
Но летит по Украине
Эхо звонкой славы!