Любовь не умрет никогда


«Любовь не умрет никогда»
литературная композиция по творчеству Маргариты Чебышевой.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 города Кирова Савиных Елена Викторовна.
Цели: 1)познакомить учащихся с творчеством поэта-земляка М.П.Чебышевой,
2)формировать умение выразительного чтения и анализа стихотворений,
3)воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, аудиозаписи с песнями на стихи М.Чебышевой.
Ход урока.
Эпиграф: М.Чебышева – лирик по складу своего дарования.
В.Кочетков.
Учитель. Указом президента РФ от 7 июня 1996 года Маргарите Петровне Чебышевой за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Чтец 1. Наверное, чтобы понять, как свято каждое мгновенье,
И было надобно пройти по тонкой нити бытия,
Нести безмерную вину и поддаваться искушеньям,
И, ошибаясь без конца, страдать, что это жизнь твоя.
Через ушедшую любовь, через неверие и слабость
И безнадежность пустоты, наверно, надобно пройти,
Чтоб стать сильней самой себя и ощутить внезапно сладость
Такой огромной полноты земного краткого пути.
Ведущий1. Маргарите Петровне Чебышевой было 43 года, когда она написала это стихотворение. Оно стало ключевым в сборнике «Славяна», вышедшем в 1975 году. В стихотворении отложились опыт и мудрость жизни, и то ощущение противоречивой сложности, которая столь типична для лучших произведений М.Чебышевой. они обращены внутрь души. Отсюда психологизм и своеобразная философичность ее лирики.
Ведущий 2. Маргарита Петровна Чебышева родилась 6 октября 1932 года в селе Лебяжье Кировской области. Закончила Буйскую среднюю школу в Уржумском районе. В школе Рита запомнилась учителям как прекрасная ученица, отличавшаяся от других большой начитанностью, глубокими знаниями художественной литературы. В 1954 году окончила Кировский педагогический институт.
Чтец 1. «Хотела стать актрисой. Стала учительницей литературы. Оказалось, что мечта была о том, чтобы всю жизнь отдавать, дарить другим то, что безгранично люблю сама. Можно считать, что она сбылась».
Чтец2. А, может, мудрость в этом – в простоте,
С которой надо жить, любить и верить?
Но ведь Христа распяли на кресте.
И за любовь. И люди, а не звери.
С тех пор, как мир себя осознает.
Он распинает, кается и судит.
И тем, что лучших в жертву отдает.
В ничтожных жажду возвышенья будит.
Века идут, а трусость все жива:
Жестокость и предательство – от страха.
Христос был человек. Любовь права.
И век за веком восстает из праха.
Ведущий3. Образ вечной, бессмертной любви стал доминирующим во всем творчестве М.Чебышевой.
Ведущий4. Окончив пединститут, Маргарита Петровна работала в школах города Кирова, преподавала литературу и набирала силу как поэтесса. В середине 60-х годов пришла в литературный клуб «Молодость». Первая публикация была 8 марта 1964 года в газете «Комсомольское племя».
Чтец 1. «Долго жила книжными представлениями о жизни, о людях и с трудом выплывала из житейских бурь. Пристально вглядываться в окружающее, соотносить свою судьбу с судьбами других людей научили меня … ученики, друзья. У них я училась жизни, мужеству, терпению, доброте».
Чтец3. Ждала его, словно сказку, -
С алыми парусами.
Закат золотисто-красный
Разглядывала часами.
Вон там, за краешком солнца.
Струится огнем полотнище,
И сердце над морем сонным
Отчаянно так колотится!
И принц, и корабль – все было.
Но кончились чудеса:
На сарафан перешила
Алые паруса.
(«Метаморфозы»).
Ведущий 1. В 1967 году в Волго-вятском книжном издательстве вышла ее первая книга стихов «Северянка». В 1974 году в Москве издана вторая книга «Зеленая звезда», а в следующем, 1975-ом, Волго-вятским издательством издана третья книга «Славяна». С 1976 года Маргарита Чебышева – член Союза советских писателей.
Ведущий 2. Примечательная особенность лирического «Я» М.Чебышевой – вбирать в себя боль и радость мира, испытывать чувство своей сопричастности к нему.
Чтец4. Тревожна гармония неба и моря.
Гармония ночи и дня.
И мир неразрывностью счастья и горя
Опять потрясает меня.
И люди, как страны, и страны, как люди,
И рядом – восход и закат.
В сердцах и на улицах – грохот орудий
С обеих сторон баррикад.
А песня Земли так проста и прекрасна.
Что слушаю я не дыша.
Созвучием нежных и резких красок
Счастливо страдает душа.
Ведущий3. Все стихотворение построено на контрастах, ибо мир целостен и расколот, гармоничен и дисгармоничен.
Чтец1. «Как оказалось, в жизни я почти ни с чем не совпадаю. Даже с гороскопом. Может быть, потому что я росла в войну, формировалась в послевоенные годы и когда «входила в жизнь», было время романтическое, возвышенное. И это при том, что внешне я человек неторопливый, я, как рак-отшельник, человек по натуре одинокий. Я не люблю компаний, сижу в уголочке. Мне с собой не скучно…»
Чтец 5. Я с зеркалом поссорилась сегодня:
Зачем ты портишь вечер новогодний?
Один-то раз бы помолчать могло.
Холодное, бездушное стекло.
Ты все-таки не очень справедливо.
Меня ты знало грустной и счастливой.
Но не делило радости со мной
И грусть предоставляло мне одной.
…И так гордишься прямотой своей.
Что я невольно сомневаюсь в ней.
Пожалуй, просто мне не повезло,
С тобою, равнодушное стекло.
Ведущий4. И все же самое сильное, удачное, искрометное в творчестве М.Чебышевой – стихи лирические. Сколько в них искренности, нежности, наивности, порой.
Чтец 6. Как много надо было пережить.
Чтобы понять, счастье однозначно
И что порой страдание есть благо.
Поскольку обучает сострадать.
Становишься спокойней и добрей.
Когда соединятся ум и сердце.
Дороже и нужнее станут люди,
Когда ты их научишься прощать.
И, может быть, тогда, когда «люблю»
Сольется с нежным и простым «жалею»,
Так много ошибавшееся сердце
Постигнет, что такое есть любовь.
Ведущий 1. Раскрывая характер лирической героини, М.Чебышева не стремится к какой-то излишней идеализации образа. Перед нами живой человек, женщина, любящая и любимая, мать и дочь, то счастливая, то несчастная, женщина со всеми своими слабостями и в то же время натура сильная, умеющая защитить себя, свою честь и любовь.
Чтец 7. Мохнатые провода
И ветки в снегу. Зима.
Так вышло, что я всегда
Везде и во всем – сама.
Сама себе кнут и суд.
Потеря и щедрый дар.
Сама себе дождик и сушь –
В морозы лютые – жар…
Чтец 8. Так лучше. Слов не трать на обещанья.
Ни в чем не уверяя, не клянясь.
Ты уходи, как прежде: на прощанье
С порога оглянувшись на меня.
И то ли будет, то ль не будет встреча.
Об этом н гадать тебе и мне.
Однажды ночь развесит звезды-свечи,
Зеленую - зажжет в моем окне.
И дрогнет сердце от шагов знакомых.
Ты, на пороге постояв чуть-чуть.
Шагнешь ко мне… И нет таких законов,
Чтоб вспять могли все это повернуть.
Мне на судьбу быть не за что в обиде –
Не знаю, тяжела или легка.
…Зеленую звезду в окне увидев.
Я открываю двери до звонка.
Чтец 9. Вроде бы все было выжжено:
Вера, надежда, любовь.
Только во мне это выжило
И разгорается вновь.
Чьи-то вершатся веления
В самой душе, в глубине.
Радость, полет, изумление
Снова дарованы мне.
Этой же власть таинственной
Плачут и сходят с ума.
Что не бывает единственных.
Жизнь объяснила сама.
Горькое яблоко истины
Каждый хоть раз надкусил.
Что не бывает единственных.
Знаю.
Но верить – нет сил.
Ведущий 2. Стихи о любви стали поэтическим откровением Маргариты Чебышевой.
Бессмертны и верность, и нежность.
Любовь не умрет никогда.
Пока над планетой надежды
Зеленая светит звезда.
Именно стихи о любви занимают большую часть сборника «Протягиваю руки сентябрю», который вышел в 1979 году. В этот же сборник вошло несколько поэтических циклов: «тревога», «Умирает друг», «Лермонтов».
Чтец 1. «В жизни бывают периоды, когда любимых поэтов всегда много. Но Лермонтов для меня всегда более мой, чем Пушкин. Потом я поняла почему – мятежность…»
Чтец 10. Благодарю, что не была
Благополучной жизнь моя.
Что цену я узнать смогла
Не только быта – бытия.
Что в суетности многих дней
Мне выпадал высокий час
И в черной ночи без огней
Один – в моем огне – не гас.
В года свой звездный миг ценя.
Плачу за каждый свой полет.
Но ранить и убить меня
Возможно лишь, как птицу – влет…
Ведущий3. В середине 80-х годов Маргарита Чебышева 2 года руководила литературным клубом «Молодость». В 80-е годы выходят еще две книги: «Два голоса, два эха, две звезды» (1983 год), и «Астафьевы ветры» (1988 год). За книгу «Астафьевы ветры» Маргарита Чебышева получила премию имени Н.Заболоцкого.
Чтец1. «Даже если хоть один человек почувствует, что ему стало легче жить от моих стихов, буду считать, что живу не зря».
Ведущий 4. Негромкая лирика Маргариты Чебышевой идет от сердца. Здесь трудно разграничить, разделить гражданское и личное.
Маргарита Чебышева все время обращается к исторической теме. Образ ее лирической героини-современницы перекликается с женскими образами прошлого. Если в ранней лирике портрет был как бы несколько условным: Любава, Славяна, то сейчас автор непосредственно обращается к реальным историческим фактам. Стихотворение «Алена», где основой является история. Предание. Гордый, независимый, чисто женский характер героини и снова образ Любви, непокорной и непокоренной. И словно перекличка эпох – стихотворение «Дочери Алене».
Чтец11. И как не прост извечный женский путь.
Сбылись иль не сбылись предначертанья.
Грез наших голубые очертанья
Теряют форму, превращаясь в суть.
И горечь неотплаченных обид.
И тяжесть неоплаченного долга.
Опустошают нас, лишив надолго
Надежд и силы для душевных битв.
И все-таки мы тянемся к себе,
На цыпочки упрямо привставая,
Всегда на грани риска открывая
Возможность непокорности судьбе.
Ведущий 1. Продолжением изображения разных женских характеров являются и стихотворения «Анна Ярославна – королева Франции» и «Баллада о Настасье Хлоповой». Это личности с собственным характером, судьбой, биографией.
И две героини, стоящие особняком от прочих, лишенные какого-либо романтического ореола. Они очень похожи: тетя Поля (поэма "Была война») и Ивановна («Ивановна»), похожи внутренне, а еще тем, что уж очень они настоящие, невыдуманные, неприукрашенные. В уста Ивановны поэтесса вложила высокий смысл житейской мудрости и бабьего счастья.
Чтец 12. Я, девонька, была счастливая.
Мой Митрич ладный был мужик.
Работал – будто песню складывал,
А пел с темна и до темна.
И сыновей себе загадывал –
Рожай работников, жена!
Сызмальства их учил крестьянствовать,
На честь и совесть наставлял.
Меня любил. Чтобы тиранствовать –
Такого век не позволял.
Да только счастье переменчиво.
Ушло, как талая вода.
Одначе жаловаться нечего.
Не у меня одной беда.
Не мне одной, касатка, выпала
Необогретая судьба.
С тех пор из веры в бога выпала.
С тех пор и не крестила лба.
За что мужик мой и сыны мои.
Безвинные, в чужой земле?
А супостаты – невредимые,
Поди-ка в холе и тепле?
Ведущий 2. И это не пустая патетика, а боль женского сердца, выраженная негромкими, но берущими за душу словами. Женское, материнское сиротство – тема, к которой Чебышева обращается постоянно. Только женщина умеет любить и жалеть, как никто другой. Не зря последняя часть книги «Эхом живу, эхом пою», вышедшей в 2000-м году, называется «Выше судьбы любовь».
Чтец 13. Молча иду через все запреты,
Все открываю замки.
Сказано слово, песня допета.
Все - вопреки.
Может быть, благо – как равной – рядом.
Только (опять вопреки!)
Вдруг захочу я властного взгляда.
Жесткой руки.
Сколько во мне тех, далеких женщин.
Что покорялись века!
Счастье их больше или же меньше?
Знать бы наверняка.
Много на сердце горьких отметин.
Словно от оспы рябин.
А на запястьях звенят браслеты
Бывших рабынь.
Чтец 14. Успокоенно шуршит дождь.
Тихо сеется сквозь ночь грусть.
Если ждешь, то не меня ждешь.
Если спишь, тебе не я снюсь.
А березке не сдержать дрожь –
Мокрый ветер рвет листву прочь.
За твоим окном шуршит дождь.
За моим окном молчит ночь.
Затянуло небеса сплошь.
Ни просвета, ни звезды нет.
И на всей земле идет дождь…
А в окне моем горит свет.
Ведущий 3. О чем бы ни говорила с нами Маргарита Петровна Чебышева, она будет говорить о любви, говорить искренне и откровенно. В день своего 65-летия поэтесса подарила читателям книгу «Провинция» (1997 год). А книга, о которой уже было сказано выше, «Эхом живу, эхом пою» вышла в 2000 году. Презентация этой книги и встреча поэтессы с читателями состоялась в библиотеке имени Пушкина. Она говорила о поэзии, о роли женщины в современном обществе, о бессмысленности войны, о любви.
Из огня отпускаю жар-птицу.
Кто мечтает о счастье – лови,
Обжигайся! А тот, кто боится.
Может быть, и не стоит любви.