Методическая разработка Часа Здоровья: «Спорт – альтернатива вредным привычкам».


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Алексеевкамуниципального района Алексеевский Самарской области

«СПОРТ – АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ»
Методическая разработка Часа Здоровья: «Спорт – альтернатива вредным привычкам».
Автор: Головачева Г.В.,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр».
Домашний адрес: 446640,Самарская область,
Алексеевский район,
с. Алексеевка, ул. Школьная - 36

2013 – 2014 учебный год
Сценарий спортивного часа по теме «Спорт - альтернативавредным привычкам».
Классный час проводился с учащимися 1-Б класса
ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»
31 октября 2013 – 2014 учебного года.
Классные руководители:
Головачева Галина Викторовна

Цель:
Популяризация здорового образа жизни.
Повышение двигательной активности учащихся.
Развитие физических, нравственных качеств учащихся.
Развитие творческой деятельности учащихся.
Ход мероприятия. 1. Чтение стихов учащимися:Человек на свет родился, Встал на ножки и пошел. С ветром, солнцем подружился, Чтоб дышалось хорошо.Приучал себя к порядку: Рано утром он вставал. Бодро делал он зарядку, Душ холодный принимал.Он к зубным врачам, представьте, Не боясь совсем, пришел.Он ведь чистил зубы пастой, Чистил зубы порошком.Человечек за обедом Черный хлеб и кашу ел. Вовсе не был привередой, Не худел и не толстел.Спать ложился в девять тридцать,Очень быстро засыпал. С интересом шел учиться И пятерки получал.Каждый день он бегал, прыгал, Много плавал, в мяч играл. Набирал для жизни силы, И не ныл, и не хворал. 2. Вступительное слово учителя:Учитель: А сейчас я напомню вам важное правило Господина Здорового Образа Жизни. Не заводи вредных привычек. Самые вредные привычки - это курение, употребление спиртного и наркотиков. Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Все это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд - никотин и еще много других вредных веществ. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребенка сильное отравление.Наркотики - особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжелая болезнь - наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков - опасное преступление, за которое строго наказывают.Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам. 3. Конкурс отгадывания загадок о вкусных и полезных продуктах питания, о здоровом образе жизни
Щёки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка  зелена
Вся на солнышке она.
Что за плод – шкатулочка с  секретом!
Семена – стекляшки на вид.
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясёшь, как странно, не звенит.
Под сосною, у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Травка та растёт на склонах,
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай,
Что за травка, отвечай!
Эти фрукты не съедобны,
Но огромны и удобны.
Их иной спортсмен часами
Лупит сильно кулаками.
Мы проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим –
Вот такой у нас режим.
Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре!
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «мимо!», «шайбу», «бей!» -
Значит там игра …..
Мальчики классов исполняют песню на мотив «Если б я был султан»
Если б я был богат, я б купил спортзал,
И друзей всех подряд я б туда позвал.
Но с другой стороны, чтоб спортзал купить,
Очень деньги нужны – негде раздобыть!
Не плохо очень иметь нам спортзал,
Чтоб каждый первый здоровеньким стал.
Если б я был богат, я б купил бассейн
И туда приходить разрешил бы всем.
Чтобы люди могли плавать и нырять.
Только деньги нужны, жаль, что негде взять!
Не плохо очень бассейн иметь,
Ведь плавать нужно всем людям уметь.
Если б я был богат, в бизнесе силен,
Я б купил без труда целый стадион,
Чтоб в футбол поиграть вся страна могла,
Чтоб здоровой у нас нация была.
Не плохо очень иметь стадион.
Здоровье точно подарит нам он.
Учитель: Ребята, а какие вредные привычки вредят здоровью людей?Дети (предполагаемые ответы): курение, алкоголь, наркотики.Учитель: Известно, что курить – здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение – причина многих болезней, таких как рак легких, сердечные заболевания, хронический бронхит, астма, язва желудка. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно в общественных местах. Люди, которые много времени находятся около курильщиков называются «пассивными курильщиками». У «пассивных курильщиков» наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечно-сосудистой системы.
4.Сценка о курении
Ученица Что случилось в нашем классе?Почему огонь и дым?Мальчики (хором)Это мы сигару курим,Повзрослеть скорей хотим.УченицаВы не знаете, что такое курение?Это же заблуждение:Вы не повзрослеете,А отравитесь и заболеете.От курения не взрослеют,А болеют и стареют.Не пройдет и пары лет,Станешь ты, как старый дед.1 курильщикУ меня изнеможение,Прекратить пора курение.2 курильщикПожелтели наши лица…Мы же не самоубийцы!УченицаКак противен этот дым!1 и 2 курильщикиКурить больше не хотим!Главный курильщик Вы – сплошная малышня,Не пример вы для меня,Испугались наставления!Продолжаю я курение.Я – не хлюпик, не сопляк,Буду я курить табак!(пускает дым и падает в обморок)УченицаЭй, не слушал ты меня,Не протянешь ты и дня.Смерть его уж стережет,Только врач его спасет. Все (кричат) Доктор, доктор!1 курильщикДайте, доктор, нам ответ,
Будет, жить он или нет?ДокторМожет ноги не протянет,Только инвалидом станет.Курильщик (встает)Объясните, что со мной?Неужели я больной?ДокторЧто за глупые вопросы?Это все от папиросы!УченикиТак что же такое курение?УченицаЭто дым из носа и рта…ДокторА в легких сажа, грязнота.Зачем вы себя заражаете И жизнь свою сокращаете?УченицаКурильщикам разум надо иметь,Неплохо бы им поскорей поумнеть!Учитель: Ребята, так что же такое здоровье? Если у человека ничего не болит, он идет пьяный или курит, мы можем назвать его ЗДОРОВЫМ?ЗДОРОВЬЕ – неоценимое счастье в жизни любого человека. Что нам помогает сохранить здоровье, бодрость духа, энергию?Дети (предполагаемый ответ): физкультура и спорт.Учитель: Ребята, давайте все дружно проведем физкультминутку!
5.Конкурс утренних зарядокКомплекс утренней гимнастики с чужим классом (по одному представителю от каждого класса проводит зарядку не со своим классом, а с детьми другого класса: ведущий первого класса – со вторым, ведущий второго класса – с первым).6.Эстафеты:1. Эстафета с теннисными мячами и ракетками. Направляющий, держа в правой руке ракетку, кладет на нее теннисный шарик и убирает левую руку за спину. Добегает до стенки, меняет руки и возвращается обратно. Передает ракетку с шариком следующему.2.Эстафета с гимнастическими матами.Направляющий начинает движение бегом до мата, делает на мате кувырок вперед, продолжает бег до стенки, касается ее, бежит обратно до мата, делает кувырок назад и передает эстафету следующему.3.Эстафета с баскетбольными мячами. Направляющий зажимает коленями баскетбольный мяч и прыжками двигается до баскетбольного щита. Обязательно попадает в кольцо, обратно возвращается бегом, передавая эстафету следующему.4.Эстафета: перетягивание каната.1-е - 5 и 6 классы, 2-е - 5 и 7 классы, 3-е - 6 и 7 классы.Зрителям и болельщикам во время эстафет выдаются карточки с вопросами на спортивные темы. 7. Ученик читает стихи о спорте:Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток - везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло, Встали - сна как не бывало!Учитель: Скажите а что самое полезное для нашего организма? (Ответы детей)8. Учитель: Ребята, все вы любите сказки. Сегодня я коротко расскажу несколько сказок, и каждую из них вы обыграете в соревнованиях, эстафетах. Таким образом, вы сами станете участниками сказок. Прежде всего, я представлю вас нашим зрителям. В соревнованиях принимают участие: команда «Дельфин» и «Вини пух».Итак, начнем!9. Первая сказка - "Курочка Ряба".Жили - были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не золотое, а простое. Дед бил, бил - не разбил; баба била, била - не разбила. Плачет баба, плачет дед, а курочка кудахчет: "Не плачь дед, не плачь баба, а лучше посоревнуйтесь, положите яйцо в ложку и обегите вокруг дома, кто быстрее выполнит задание, одолеет «яйцо», тот и победит.10. Эстафета - Бег с "яйцом".На ложке до стойки, обогнув её, возвращаются обратно, передают ложку с "яйцом" следующему игроку и т. д. Девочки в платочках, мальчики в шапках - ушанках. На стойке декорация с изображением дома.Учитель: Ребята в сказке "Курочка Ряба" вы были бабками и дедками, ну и оставайтесь ими, так как следующая сказка "Репка" и герои этой сказки снова дед и баба. Внимание! Слушайте!Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. Тянет дед репку, потянет -вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут – потянут -вытянули. Обрадовались. И побежали с репкой до дома.Эстафета.Перестроение в пары. Мальчик держит баскетбольный мяч, девочка - за талию мальчика. Мальчики в шапках - ушанках, девочки в платочках. Бег в парах с мячом до стойки и обратно, передача мяча следующей паре. На стойке декорация дом.Учитель: Нy что, бабки и дедки, устали? Что же, предлагаю посмотреть показательные выступления гимнастов (Дети показывают различные гимнастические этюды).Учитель: После таких выступлений уже не хочется быть бабками и дедками. Я расскажу вам сказку про петушка и лису, а вы превратитесь в петушков и лисичек.Прибежала лиса к дому петушка и говорит: "Петушок, петушок золотой гребешок выгляни в окошко, дам тебе горошка". Выглянул петушок в окошко, а лиса его цап- царап и в мешок и побежала вокруг леса.Эстафета.Бег с мешком на плече до стойки и, обогнув её, обратно, передача мешка следующему игроку и т.д. В мешке - два баскетбольных мяча. На стойке декорация лес.Учитель Лисы и лисички, давайте развяжем мешки и выпустим петушка на баскетбольную площадку, а он покажет нам, как играют в баскетбол (показательные выступления баскетболистов).Учитель: Внимание, ребята! Продолжим тему "Зверьё моё", сказка "Теремок".Стоит в поле теремок - теремок, он не низок, не высок. Кто в тереме живет? Кто в высоком живет? Комар - пискун. Скучно комару одному жить. Решил он в гости друзей позвать. Вылетает комар из терема, берет друга за руку и в теремок к себе приглашает. Так он всех друзей к себе и привел. Стали жить - поживать и добро наживать.Для игры в эту сказку, вам ребята нужно выбрать самого быстрого и выносливого. Он будет Комаром - пискуном.Эстафета.Перед колонной кладут обруч, в обруче Комар - пискун. По команде "Внимание, марш!" он выбегает из обруча, берет одного игрока из своей команды за руку и вместе с ним бежит в обруч. Игрок остается в обруче, а Комар - пискун отправляется за следующим игроком. Итак, все игроки из колонны должны по очереди перебежать в обруч с Комаром – пискуном.Учитель Давайте вспомним сказку о самой милой , доброй, красивой девочке - Золушке.На балу у принца Золушка потеряла туфельку, но принц не только нашел туфельку и надел её на маленькую ножку Золушки.Задание.Перед каждой командой ставится стул. На стульях сидят "Золушки" - девочки. Из каждой команды выбирают мальчика (принца) и завязывают ему глаза. Принцы располагаются в нескольких метрах от всех "Золушек". По команде ведущего, "Внимание, марш", принцы бегут к «Золушкам» и надевают на их ножки туфельки. «Золушка» сидит на стуле без туфельки, а туфельки стоят рядом с ней так, чтобы «принцы» не видели, с какой стороны они находятся, найти их должен с закрытыми глазами. После выполнения задания "принцы" отводят своих "Золушек" на места болельщиков.Учитель: Сейчас ребята мы отправимся в царство снежной королевы. У нее в плену мальчик Кай. Он строит ледяную фигуру, если сложит её, получит право вернуться домой. Надо помочь ему. Для этого давайте перебросим к нему льдинки, тогда будет у него этих льдинок больше, и он быстрее сложит ледяную фигуру.Эстафета.Чертятся две линии, расстояние между ними 2,5 - 3 метра. За одной из них становятся игроки одной из команд, у каждого в руке небольшой кусок пенопласта. По команде "Внимание, марш" игроки перебрасывают пенопласт за другую линию. Подсчитывается количество упавших за неё кусков пенопласта. Команды выполняют задание поочередно.Учитель: Ребята вам пора возвращаться из царства Снежной королевы. На пути домой ребята расскажут нам стихи о здоровом человеке.Стихи о здоровом человеке:Человек на свет родился, Встал на ножки и пошел.С ветром, солнцем подружился,Чтоб дышалось хорошо.Приучал себя к порядку: Рано утром он вставал.Бодро делал он зарядку, Душ холодный принимал.Он к зубным врачам, представьте, Не боясь совсем, пришел.Он ведь чистил зубы пастой, Чистил зубы порошком.
Человечек за обедом Черный хлеб и кашу ел.Вовсе не был привередой, Не худел и не толстел.Спать ложился в девять тридцать, Очень быстро засыпал.С интересом шел учиться И пятерки получал.Каждый день он бегал, прыгал,Много плавал, в мяч играл.Набирал для жизни силы,И не ныл, и не хворал.
11.Подведение итогов (рефлексия)
Как вы думаете, ребята, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
Ответ вы дадите, положив житон на чащечку весов: “да” или “нет”.
А сейчас вам нужно будет закончить предложение.
А также наше занятие позволило ….
Примерные ответы детей:
Больше узнали друг о друге.
Нам было интересно общаться.
Порадоваться за успехи друзей.
Помни, что:
Сигареты и алкоголь – это яд, а не пищевой продукт.
Они могут немного облегчить твои проблемы сейчас, но за это с тебя возьмут слишком высокую цену потом.
Даже выкуривая 1 сигарету в день и выпивая одну бутылку пива в неделю, ты ослабляешь свой разум и как следствие:
- ты делаешь свою жизнь скучной и однообразной
- ты ставишь себя в зависимость и попадаешь в рабство от бутылки и сигареты
- ты уменьшаешь свою способность добиваться своего
- ты портишь жизнь себе и своим будущим детям
- ты теряешь самого себя
Работая над собой и укрепляя свой разум, ты сможешь:
-добиваться любых жизненных целей
-стойко переносить любые трудности
-жить так, чтобы твои родные и близкие гордились тобой
Выводы и рекомендации:
Выводы и рекомендации:
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. На здоровье влияют наследственность, состояние окружающей среды, здравоохранение. Но более чем на половину – здоровый образ жизни. Запомните, ваше здоровье – в ваших руках! Ведите здоровый образ жизни и будьте здоровы!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Грохотова Ж.А. Игра «Стартинейджеры» на тему «Здоровый образ жизни».// Педсовет. – 2011. - №3. – С. 5 – 6
2. Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2005. – 160с
3. http://revolution.allbest.ru/life/00025984_0.html