Статья по теме Актуальность межпредметных связей на уроках географии
Актуальность межпредметных связей на уроках географии.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно учителя на практике испытывают затруднения в реализации принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Однако, это необходимо, т.к. многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещённости) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерения на карте и местности, определение площадей различных объектов, азимута, глазомерная съёмка плана местности невозможны без математических расчётов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образование осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, образования кислотных дождей, газа необходимы знания по химии.
Актуальность данной темы заключается ещё и в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение самых разных наук друг в друга. Поэтому, для решения экономических, экологических и социальных проблем общества, часто необходим комплексный подход, интеграция знаний из разных наук.
В наше время взаимосвязь природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются такие научные области знаний, как география, физика, химия, биология, математика, экология, литература и история. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:
а) Знания приобретают качества системности;
б) Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую (что лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности человека в современных условиях);
в) Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
г) Более эффективно формируются убеждения обучающихся, достигается всестороннее развитие личности;
д) Повышается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. «Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!». Но, восхищаясь и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором В. П. Семёновым-Тян-Шанским на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «…слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…».
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, но также закладывается фундамент для комплексного видения подходов к решению сложных проблем реальной действительности.
Обобщённый характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Одна из наиболее эффективных форм реализации межпредметных связей на уроках географии - интегрированные уроки.
Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти обобщённые мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик даёт ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам (или если он обобщал знания по смежным предметам), то оценка выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.
Конечно, подготовка таких уроков крайне трудоёмка и требует согласованных действий нескольких учителей-предметников. Но, результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и даёт «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать и ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей и идеалов.
Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.
Интеграция становится для всех её участников (учителей, учеников, родителей и администрации) – школой сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, межпредметность – это очень современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов (усиливая системность знаний обучающихся), активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.