Приемы установления межпредметных связей на уроках биологии, химии и географии
МБОУ Ларневская СОШУчитель биологии и химии Романова Е. Н. 2014 -2015 уч. г.Приемы установления межпредметных связей на уроках химии, биологии, географии
Методы -способы взаимосвязанной учебной работы учителя и учащегося, основанные на законах познания и обеспечивающие усвоение учащимися знаний, приобретения необходимых умений и навыков, формирования основ мировоззренияПриемы – 1.психологически правомерные и педагогическиориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия. (В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко)2. действия, направленные на решение конкретной задачи(С. А. Морозова)
МОбеседарассказлекцияМУ(самост. работа)НаблюдениеЭкспериментРабота с учебникомПриемы:демонстрация натуральных объектов, муляжей, моделей, таблиц, опытовзарисовка схем на доске,объектов,диаграмманализ таблицдемонстрации фильмов
Приемы установления межпредметных связей БИОЛОГИЯ ХИМИЯа) на уроке биологии в 11 классе по теме «Практическая работа № 3. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме» по технокарте;б) на уроках биологии в 6 -11 классах и во внеурочной работе в связи с формированием предметной компетенции «Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями» (по отчету в БИПКРО «Использование некоторых ориентиров методической системы гуманизации развивающего обучения…«)
УУД на уроке «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»УУД – учебные умения, которые формируются не только при обучении одного школьного предмета, но и в предметах, принадлежащих разным образовательным областям. Классификация УУД по Ю. К. Бабанскому (наиболее отвечает требованиям ФГОС)Учебно –организационные (умения, которые обеспечивают организацию и анализ учащимися их собственной учебной деятельности) Учебно – информационные (умения, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации)Учебно – интеллектуальные (умения, которые обеспечивают постановку и решение учебных задач: сравнение, установление причинно –следственных связей и др.)Учебно –коммуникативные (умения организовывать совместную деятельность с разными людьми) (Биология в школе, № 4 2014)
по вертикали по горизонтали(на уроках био- (во внеурочной работе -логии в 6 -11 в рамках недели классах) химии в «Тайнах запахов») Детализация и динамика предметной компетенции «Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями на примере пеларгонии душистой»
Компетенция – 1.сфера приложения компетентности (ЗУН и система деятельности) 2. готовность действовать в ситуации неопределенности (Л. А. Беседина/ «Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования»/ «Биология в школе», №2 2013) Компетентность – специальная способность человека, необходимая ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (Дж. Равен) Классификация компетенций: 1. Ключевые (общекультурная, учебно –познавательная, социально – трудовая) 2.Общепредметные (общеучебные) 3. Предметные
Приемы установления межпредметных связей БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ1. Иллюстрация проекта (карта Ларневска)2. Сравнение (фауны Брянщины сейчас и ранее)3. Нахождение ареала биологического объекта (наложение фото, рисунка)(по учебному модулю «Заповедная Брянщина» Н. А. Калиничева/ «Биология в школе», №8 2014)
Приложение к проекту «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы»Использование на уроках биологии в 9 и 11 классах.Место в рабочей программе 9 класса:622 Охрана природы и основы рационального природопользования. Гл. 18, §56 Практическая работа № 8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Место в рабочей программе 11 класса:57 Практическая работа № 4«Выявление антропогенных изменений в экосистемах Ларневска»» Практическая работа № 4«Выявление антропогенных изменений в экосистемах Ларневска»»
Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Москва,1984Редактор С. Н. Герасимова
Методические затруднения и способы их решения при изучении модуля «Заповедная Брянщина» ( Из статьи «Учебный модуль «Заповедная Брянщина»: опыт регионального экологического образования»/ Н. А. Калиничев// «Биология в школе», № 8 2014) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№4Область применения за пределами модуляПособие может быть использовано при преподавании курса «Экология», на уроках биологии, географии, природоведения и окружающего мира. В него включено около 400 вопросов в виде тематических обучающих кроссвордов, которые помимо своей прямой учебной цели удовлетворяют интерес подростков к ботанике, зоологии, рыбалке, мифологии, истории, географии, литературе, космонавтике, астрономии
(По книге Н. В. Верзилина «Путешествие с домашними растениями»/ Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. Москва 1951. Ленинград)Приемы установления межпредметных связей ХИМИЯ ГЕОГРАФИЯ (по уроку – экспедиции «Полимеры. Природный каучук. Синтетические каучуки)Деятельность по сюжету ролевой игры -путешествия в пространстве и времени : - комментарии к таблицам и картам- дополнение текста учебника- опыт с растениями (фикусом, одуванчиком)
Получение каучука В кабинете химии есть растение –каучуконос из семейства тутовых. Это фикус эластика или резиновое дерево. В нем содержится млечный сок, имеющий каучук. Капли белого густого сока видны и при случайном обламывании листьев. На одной ветке, чтобы не испортить растение, сделаем косой надрез коры до древесины. Под надрез подвесим маленькую пробирочку или жестяную баночку. Чтобы млечный сок не густел, около надреза прикрепим ветку, смоченную нашатырным спиртом. Когда наберется немного млечного сока, нальем в пробирку по каплям уксусную кислоту и встряхнем ее. Сразу же в ней образуются хлопья. Это выделился каучук. Можно выделить каучук и совсем просто: несколько капель млечного сока налить на кусочек стекла и слегка подогреть до высыхания. Получится тонкая пленочка каучука. Чтобы сделать ее толще, млечный сок нужно налить еще и нагреть несколько раз
Спасибо за внимание! До встречи!