Система подготовки учащихся к итоговой аттестации
«Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии. Из опыта работы»
учитель химии МБОУ ФОМИНСКАЯ СОШ
Чурушкина Л, В
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по химии
Химия развивает способность человека к аналитическому мышлению. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях. В своей практике я довольно часто и создаю ситуации, в которых ученикам необходимо применить знания химии. Поучая детей к запоминанию логически связанных значений, я способствую развитию их мышления. При подготовку к экзаменам они должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны оперировать своими знаниями и уметь применять их чаще всего в нестандартной для них ситуации. Вот здесь для меня и встает вопрос - « Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по химии стал проверкой знаний учеников, а не наказанием за бесцельно проведенные дни в школе?» При этом многие действия учащихся при решении задач должны быть доведены до автоматизма. Для подготовки к сдаче государственных экзаменов необходимо повторить весь курс химию встает еще один вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена?» Ведь практически каждый день на уроке я слышу: « А я забыл, как делать…», и вместо многоточия тут можно вписать наименования всех тем, изученных до того, как ученик признается в своей забывчивости. Что делать в данной ситуации? Можно просто сказать : «Вспоминай!». Ответ можно будет ждать неопределенно долго. Можно обратится к помощи ребят или самой подсказке решение, но даже и после выполнения задания по всем правилам нет гарантии, что учащийся столкнувшись с типичной проблемой в следующий раз, справится с ней самостоятельно. Предупреждение и ликвидация пробелов в заданиях- одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильной неуспеваемости. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. При этом ученик утрачивает возможность перейти в разряд хорошо успевающих, поскольку даже при самом добросовестном отношении к предмету он все равно получает отрицательные оценки за ошибки, в основе которых – старые пробелы в знаниях. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели. Обычно при проверке письменной работы я подчеркиваю то место, где допущена ошибка. Но обычно ее осознать и ликвидировать, ученик должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Учебников с такой информацией у школьников нет, ионии не знают, в учебнике какого класса её искать. Эту проблему я решаю следующим образом: каждым учащимся ведется тетрадь- справочник, в которой отражены все основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно прописывает, алгоритм решения.
Изучение нового материала начинаю
с тестирование по предыдущей темы (5 мин)анализ тестирование (5мин)
в конце урока провожу тест по новому материалу.
В конце изучения темы провожу:
зачет ( теоретический тур, практический тур, тест, решение задачи)
урок – повторение (игра, урок - путешествия)
контрольная работа в форме ГИА
Подготовка к ГИА должна идти через приобретение и освоение конкретных знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. В своей работе применяю следующие принципы подготовки и ЕГЭ. Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типов заданий к сложным. Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала. Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам. Четвертый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест. Но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение. Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий успевают решить.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, практического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решить задачи, оформлять их четко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.