Статья на тему Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо


Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
(выступление учителя биологии Соловьевой И.П. на заседании ШМО естественнонаучных дисциплин)
Под критическим мышлением понимают разумное, рефлексивное (осмысленное, осознанное) мышление. Американский ученый Девид Клустер отмечает такие характеристики критического мышления. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное, а, следовательно, оно носит индивидуальный характер, оно не обязано быть совершенно оригинальным: мы в праве принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление всегда начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Познавательный подлинный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения данной проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, 3. обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Поэтому педагогам, работающим в русле критического мышления необходимо использовать на занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, а также уделять большое внимание выработке качеств личности, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
. В литературе встречается достаточно много определений понятия критического мышления. 1."Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» (Д. Халперн «Психология критического мышления»).
Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991) и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отклонить его рассмотрение (Moore & Parker 1994). Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процессам - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
2. « Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять». При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). (М.В.Кларин « Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». М., 1994.

В эпоху информационного общества, чтобы
научить учеников самих добывать информацию,
создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности,
развить способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности,
формировать у учащихся навыки самообразования,
организовать групповую и парную работу на уроке,
создать в классе атмосферу партнерства,
необходимо использовать технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Что такое технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» "?
Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее - РКМЧП), разработанная Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и апробированная в условиях российской школы, представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, биология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения
Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для её развития. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов. Образовательная технология «РКМЧП» позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Таким образом, технология «РКМЧП" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся. В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Фаза вызова (evocation) Фаза реализации смысла (realization of meaning) Фаза рефлексии (reflection) Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам отслеживать процесс познания и понимания. Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы. Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Данная технология предусматривает определенные педагогические подходы к процессу обучения.
1.Личностно-ориентированный (подразумевает субъект – объектные отношения с учетом индивидуальных особенностей учителя и учащихся).
2.Интерактивный (предусматривает активное взаимодействие ученика и учителя).
3.Холистический (целостный, включающий логическое, наглядно-образное, сенсомоторное и эмоциональное мышление).
4.Фасилитарный (подразумевает создание благоприятных условий для учебного процесса).
РКМЧП основывается на принципах:
1.критическое мышление – это самостоятельное и индивидуальное мышление;
2.отправной точкой в развитии критического мышления являются знания;
3.критическое мышление начинается с постановки вопроса; 7.
4.критическое мышление – это мышление аргументированное, доказательное, обоснованное;
5.критическое мышление имеет социальный характер, предусматривает оттачивание представлений в процессе общения с другими людьми.
Философский аспект РКМЧП основан на данных психологии о таксономии мыслительных навыков, предложенной Б.Блюмом:
Низшие навыки.
Знание ------------------ Понимание --------------- Применение ---------
Анализ ----------------------- Синтез --------------------- Оценка.
Высшие навыки.
Использование РКМЧП в обучении позволяет формировать разнообразные навыки мыслительной деятельности:
1.фокусирующие (выбор информации),
2.сбора информации (уточнение данных),
3.запоминания (хранение в памяти информации и её извлечение),
4.навыки организации информации (эффективное использование),
5.анализа информации (мысленное расчленение и выделение отдельных свойств),
6.генерирования (создание нового смысла на основе имеющейся информации),
7.интегрирования (совмещение разной информации),
8.оценивания (оценка разумности и качества информации).
РКМЧП предполагает использование оригинальных методических приемов активизации деятельности учащихся на разных этапах обучения.
Технологическая модель РКМЧП.
1.Фаза вызова (актуализация знаний, активизация познавательного интереса, совместное целеполагание).
Приемы: мозговой штурм, постановка и составление вопросов, работа с ключевыми словами, обсуждение и др.
2.Фаза реализации смысла (осмысления) (столкновение с новыми знаниями, изучение нового материала, отслеживание собственного понимания, поддержание интереса).

Приемы: чтение текста с пометками (знаю, новые знания, противоречит моим представлениям, непонятно), составление маркировочной таблицы, обсуждение результатов заполнения таблицы в группе, фронтально в аудитории). Маркировочная таблица
Знаю Новое Противоречит моим знаниям Непонятно
3.Фаза рефлексии (размышления) (определение прироста новых знаний, выражение отношения к тому, что изучено).
Приемы: возвращение к вопросам, поставленным в начале урока, к ключевым словам, составление кластера, написание лимерик, синквейнов, письма с включенным воображением, опрос по теме, интервью и др.
На всех этапах работы возможно использование в различных сочетаниях разных форм организации работы с учащимися: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Рассмотрим, как можно практически использовать РКМЧП на уроке биологии по теме «Морские черепахи».
1.Фаза вызова начинается с постановки вопросов.
1.Что вам известно о морских черепахах? (Индивидуальная работа в тетрадях, обсуждение в группе).
2.Какие вопросы вы хотели бы обсудить по данной теме? (Обсуждение в группе, в аудитории, запись вопросов на доске, напротив них пометки о том, что известно).
Вопросы: 1.Среда обитания и образ жизни. 2.Строение. 3.Питание. 4.Размножение. 5.Забота о потомстве. 6.Многообразие. 7.Значение. 8.Охрана.
Затем открываются записанные на доске ключевые слова:
682; суповая, каретта, Ридли; ласты; слезы; как мяч для гольфа; кожистый; теплые моря; 60; вода, суша; 150; летние ночи; высокая плодовитость; миграции; крабы, растения, моллюски; черепахобургеры; еноты, дикие собаки, кабаны; заповедники.Рядом с ключевыми словами делается запись о том, к чему они могут быть отнесены. (Индивидуальная работа в тетрадях, обсуждение в группе, в аудитории).
2.Фаза осмысления. На этом этапе проводится индивидуальная работа учащихся с текстом (смотри приложение) – чтение с пометками и составление маркировочной таблицы. Результаты обсуждаются в группе и в аудитории.
3.Фаза рефлексии (размышления). Возвращение к вопросам, поставленным в начале урока; уточнение того, что знали; ответ на вопрос: что узнали нового; выявление противоречий между имеющимися знаниями и тем, что узнали; выявление непонятных моментов. По вопросам непонятным и вызвавшим противоречия могут быть даны дополнительные сведения учителем или они могут быть вынесены в качестве домашнего задания. Для более глубокого осмысления полученных знаний и их систематизации можно предложить учащимся составить кластер
Кластер – это особый способ изображения информации, похожий на схему, характеризующийся сильным ветвлением, в котором прописываются имена существительные. (Примерный кластер по данной теме смотри в приложении).
Для выражения личного отношения к изученному можно предложить учащимся сочинить лимерики или синквейны по теме.
Синквейн - это пятистрочие, «смысловой ромб», в котором 1-ая строчка состоит из одного слова – имени существительного, обозначающего объект; 2-ая строчка – два глагола, характеризующих действия объекта; 3-я – три прилагательных, определяющих объект; 4-ая – существительное, отражающее сущность объекта или явления. (Примеры смотри в приложении).
Лимерики – краткие юмористические стихотворения, представляющие собой пятистрочие, имеющие определенное содержание, обладающие своим ритмом и рифмой. В них 1-ая строчка определяет объект, а 2-ая – его характеристику, они рифмуются между собой и состоят из 8-10
слогов. 3-я строчка обозначает происшествие, а 4-ая – его последствия, они состоят из 5-6 слогов и рифмуются между собой. В 5-ой строчке характеризуется сущность объекта, она состоит из 9-11 слогов и рифмуется с первой строкой, иногда является ее повторением. (Примеры смотри в приложении).
Применение технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» в практике обучения поможет решить насущные проблемы современного образования, повысить качество образовательного процесса. Положительными моментами при внедрении данной технологии может быть то, что её применение не ограничивается конкретными предметными областями, временными рамками, её открытость к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Внедрение технологии РКМЧП не требует дополнительных ресурсов, хотя эффективность её использования может быть повышена при применении компьютерной техники, а также современной видеотехники как дополнительного источника информации и средства создания и распечатки текстов и других дидактических материалов.
Эффективность данной технологии испробована мною на уроках и занятиях межшкольного факультатива по биологии. Применение РКМЧП помогает сделать учебный процесс интересным, позволяет организовать эффективное сотрудничество учителя и учащихся, формировать и развивать навыки общения, интеллектуальной деятельности, работы с информацией, что обоюдно обогащает и учителя, и учащихся.
Что изменится, если в вашем педагогическом арсенале появится технология РКМЧП?
С позиции ученика:
1.критическое мышление позволит увидеть любую проблему в новом ракурсе, что даст возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по тому или иному вопросу,
2.критическое мышление поможет научиться выражать свои мысли, доверять себе,
3.критическое мышление даст новый стимул для учения, позволит открыть новые знания, научиться работать с информацией.
С позиции учителя:
1.РКМЧП поможет обнаружить скрытые таланты в учениках, установить с ними отношения, основанные на доверии и взаимном уважении,
2.Роль учителя будет заключаться в оказании помощи ученикам в овладении ими знаниями, в поддержке ученика, а не навязывании своего мнения, поощрении учащихся к исследованию, а не исследовании проблемы вместо них.
3.Труд учителя будет заключаться в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.
Таким образом, технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» - новая, эффективная технология обучения, имеющая широкие перспективы использования.
ЛИТЕРАТУРА
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во "ИОО", М., 2000.
Бутенко А.В., Ходос Е.А.»Критическое мышление»: метод, теория, практика. Изд-во "Мирос", М., 2002.
Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгитна Е.А., Чуракова О.В. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». Дебаты. Портфолио. ./ Серия"Компетентностно0оринетированныйый подход к образованию: образовательные технологии". Выпуск 2. - Изд-во "Профи", Самара, 2002.
Загашев И.О. Как решить любую проблему. Изд-во "Прайм-еврознак", СПб., 2001.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Изд-во "Альянс «Дельта"", СПб., 2003.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Изд-во "Альянс «Дельта"", СПб., 2003.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Изд-во "Арена", М., 1994.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Изд-во "ПЦ "Эксперимент"", Рига-Москва, 1998.
Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Изд-во "ПЦ "Эксперимент"", Рига, 1999.
Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо "Перемена". Основы критического мышления: междисциплинарная программа / сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пособия 1 - 8. М., 1997-1999.
Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие "Как учатся дети: Свод основ". Изд-во "ИОО", М., 1997.
Современный студент в поле информации и коммуникации. /Учебно-методическое пособие для слушателей семинара "Новые педагогические технологии в высшей школе". PETROC, СПб., 2000.
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара./ Под ред. А.В.Великановой. - Самара: Изд-во "Профи", - 2001.
Технология развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования XXI века. ( Материалы конференции), Изд-во "Арабеск", Н.Новгород, 2001.
Халперн, Дайана Психология критического мышления, "Питер", СПб, 2000
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов./ Серия "Компетентностно0оринетированныйый подход к образованию: образовательные технологии". Выпуск 1. Изд-во "Профи", Самара, 2002.