Презентация на тему Развитие критического мышления через чтение и письмо


Использование технологии «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» в учебном процессе(Сергеева Л.В.) КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что веритьэто особый вид деятельности позволяющий вынести здравое суждение это отправная точка для развития творческого мышления при восприятии информационного поля РКМЧП – цель развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) т.е. технология РКМЧП готовит обучающихся к самостоятельному принятию решения РКМЧП – рассчитан Для преподавателей и учителей, работающих в любых предметных областях с любыми возрастными группами Основа технологии РКМЧП трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия Стадия «вызов» - функции Мотивационная – пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к темеИнформационная – вызов «на поверхность» имеющихся знаний по темеКоммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями Стадия «осмысление» - функции Информационная – получение новой информации по темеСистематизационная – классификация полученной информации по категориям знания Стадия «рефлексия» - функции Коммуникационная – обмен мнениями о новой информацииИнформационная – приобретение нового знанияМотивационная – пробуждение к дальнейшему расширению информационного поляОценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса технология РКМЧП предполагает овладение УЧЕБНО- ПОЗНОВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИзадавать вопросы по наблюдаемым фактам и явлениямобозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблемевыдвигать гипотезыописывать результатыформировать выводы технология РКМЧП предполагает овладение КОММУНИКАТИВНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИвладеть приемами действий в ситуации общенияискать и находить компромиссные решения технология РКМЧП предполагает овладение ИНФОРМАЦИОННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИвладение навыками работы с учебным текстомориентироваться в информационных потокахуметь находить в них главное, необходимое для решения поставленной проблемысамостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию технология РКМЧП предполагает овладение ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИвладеть способами самоопределения в ситуации выбора на основе собственных позицийпринимать решенияосуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом принятых норм ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» КЛАСТЕР (пучок, созвездие, гроздь) графическая систематизация учебного материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия ПРИЕМ «КЛАССТЕР» предполагает оценку прочитанного текста или лекции с точки зрения возможности выделения в нем больших или малых смысловых единицвыделение смысловых блоков и установление связей между нимиосмысление полученной информации текстаумение презентовать свою графическую работу ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» СИНКВЕЙН переводе с фр. «ПЯТЬ» - это «белое» стихотворение состоящее из 5 строкпредставляет собой синтез информации в лаконичной форме, позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»форма свободного творчества, которая составляется по определенным правилам: первая строка - заявляется тема, через одно существительное, которое обозначает объект или предмета о котором идет речь. вторая строка описание темы через два прилагательных или причастие. Они описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.третья строка показывает действие темы через три глагола. четвертая строка передает отношение обучаемого к информации. Размещается целая фраза, предложение, афоризм.пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение, расширяет и обобщает тему. ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» ИНСЕРТ (insert) самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышлениямаркировка текста для чтения «ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКОЙ» ПРИЕМ «ИНСЕРТ» - (минус) ? (вопрос) + (плюс) ^ (галочка) Я думал иначе Непонятно, но хочу знать Новое для меня Это мне известно ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» «Составления маркировочной таблицы«ЗХУ»» ЗХУ(знаем, хотим знать, узнали)используется для актуализации знаний, повышения мотивации к изучению нового, систематизации материала ПРИЕМ «ЗХУ» ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ Набор отрывочных сведений Различные аспекты данной теме Конкретные аспекты освещенной темы ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» ЭССЕ (с фр. – essau) – попытка, проба прозаическое произведение небольшого объема и свободной композицииВыражает индивидуальные впечатленияавтора по конкретному поводу, предмету,не представляет исчерпывающее отношениек трактовке темы ПРИЕМ «ЭССЕ» признаки и особенности ЭССЕ Небольшой объем, конкретная тема, свободная композиция, парадоксальность и афористичность, призывность, разговорная интонация и лексика разновидности ЭССЕ Философские, исторические, автобиографические, искусствоведческие, литературоведческие формы ЭССЕ Исповедь, эскиз, доклад, заметки, похвала, речь, письмо, ответ, очерк средства выразительности Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, гипербола, притчевые образа, ассоциации, аналогии, параллелизм главное для автора Личное осмысление мира, оригинальность идеи помните В названии эссе часто присутствуют предлоги «О», союз «КАК» ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» и «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» стимулируют вариативность суждений, служат основой для развития гибкости мышления ПРИЕМ «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» ТЕМА - это «ствол дерева»«Ветви» - это ПРОГНОЗ по ключевым словам на стадии вызова«Листья» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов на стадии рефлексии ПРИЕМ «МОЗГОВАЯ АТАКА»(мозговой штурм) Осуществляется как на стадии вызова, так ина стадии осмысления и рефлексии черезприем «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ развивает мышления и внимания, заставляет вдумываться в текст, лучше усваивать его содержание, помогает в поисках ответов, формирует умения вести диалог ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ используется на любой стадий урокастадия вызова – это вопросы до изучения темыстадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушаниястадия рефлексии – демонстрация понимания пройденного ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» ЧТЕНИЕ СО «СТОПОМ» (остановка) Развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов, выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль текста.Обучает размышлять, предугадывать происходящее, отвечать и составлять вопросы, находить подтверждения в тексте, обращать внимание на детали.Текст, информация делится на смысловые части ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ СО «СТОПОМ»» Стадия вызова – предположение о чем пойдет речь , аргументация предположений.Стадия осмысления – знакомство с частью текса, уточнение представления о материалеСтадия рефлексии– беседа, синквейн, дискуссия, творческая работа, сочинение-эссе и т.д. ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РКМЧП» РАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМ……. только КРИТИЧЕСКИ