Интерактивная доска на уроках математики
Интерактивная доска на уроках математики
Караблин Владимир Александрович – учитель математики и физики МКОУ Братковской СОШ Терновского муниципального района Воронежской области
Совсем недавно главными, а порой и единственными орудиями труда учителя были мел и доска. Педагог, кабинет которого был оснащен графопроектором, эпидиаскопом или каким – нибудь другим техническим средством, был счастлив, потому что имел возможность использовать на уроке дополнительный иллюстративный материал. Сегодняшний день диктует нам новые требования использования информационного потока.
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Среди технических средств, применяемых сегодня в школе, особое место занимают интерактивные доски.
Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Используя доску на уроках математики, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, записи новых заданий, не тратить время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.
В процессе обучения математике ИД используется:
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала,фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
- как повышение активности учеников на уроке. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
- как увеличение темпа урока.
Интерактивная доска на уроках математики позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.
При проведении математических диктантов "Проверь себя" используется таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью математических тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Для примера предлагаю рассмотреть фрагменты уроков математики в 5 классе :Темы «Сложение натуральных чисел и его свойства» ( здесь на двух уроках используется интерактивная доска, «Вычитание» (1 урок). Таким образом, дидактический материал готовится один раз для трех уроков, что экономит трудозатраты учителя. Создаю таблицу :Далее создаю прямоугольники, которыми дети на уроке будут закрывать числа, соответствующие правильным ответам. Технический этап урока пройден.
Ход урока:Я читаю задания, а учащиеся выходят к доске и закрывают соответствующие ответы. Оставшиеся буквы помогают определить тему урока.
Далее покажу конкретные примеры использования интерактивной доски на уроке математике в 6 классе.
- Соотнесите обыкновенную и соответствующую ей десятичную дробь. Учащиеся перемещают квадратики с обыкновенными дробями на соответствующие квадраты с натуральными дробями либо с десятичными.
- кроссворд на повторение
По вертикали:
1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же натуральное число.
2. Дробная черта – это знак…
3. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое.
4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
По горизонтали:
2. Отношение двух натуральных чисел.
5. Наука, изучающая действия с числами.
6. Так в обыкновенной дроби называется делимое.
7. Дробь записанная с помощью черты.
Ответы:
По вертикали: 1. сокращение; 2. деления; 3. знаменатель; 4. правильнаяПо горизонтали: 2. дробь; 5. математика; 6. числитель; 7. обыкновенная
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают учеников, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.
Почти у каждого ученика сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не требуется, дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных в связи с тем, что в школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.