ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Галактионова Н.В., учитель математики
БОУ СОШ №34 ст. Новотитаровской,
МО Динской район.

Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.
Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний.
Проблемой внедрения ИКТ в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже давно. Цель написания этой работы – выяснить, является ли интерактивная доска тем инструментом, который позволит заменить основные «технические» средства обучения на уроке математики - мел, линейку, тряпку. Можно ли использовать компьютер не только как средство для показа презентаций, подготовки текстов по предмету? Компьютер – это модная игрушка для привлечения внимания детей на уроке или инструмент для повышения эффективности урока?
Информационные технологии в образовании традиционно рассматриваются в трех аспектах:
- как предмет изучения;
- как средство обучения;
- как инструмент автоматизации учебной деятельности.
На уроках математики компьютер в основном используется как средство обучения. Его можно применять на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При монотонном использовании только одного средства обучения возникает торможение восприятия материала, поэтому необходимо чередовать разные способы включения ИКТ в урок.
В 2008 году в кабинете математики, в котором я преподаю появилась интерактивная доска INTERBOARD. Этот подарок школа выиграла в региональном конкурсе кабинетов по национальному проекту «Образование». Только с ее появлением я поняла, что мел, линейка и тряпка мне теперь стали не нужны. Все проблемы, о которых я упоминала в самом начале, оказались в прошлом.
Интерактивная доска позволяет выстраивать уроки совершенно иначе, чем обычно.
Все чертежи на уроках математики можно выполнять при помощи специальных инструментов и графических объектов. Выбрав в меню «прямую линию», мы «от руки» рисуем системы координат, геометрические фигуры.
Набор рисунков в «Галерее цифровых образовательных ресурсов» упрощает выполнение чертежей на уроках геометрии.
Обычные чертежные инструменты заменяются электронными. При измерении углов в 5 классе дети с помощью учителя используют графический объект «транспортир», свободно подводят его к углу, поворачивают.
Трудно переоценить возможности интерактивной доски для организации проверки выполнения практических работ. Отсканированные работы учащихся выводятся на доску, анализируются, в интерактивном режиме поверх изображенных материалов вносятся комментарии, нужные исправления. Так можно организовать работу с любыми документами.
На уроках геометрии программа «Живая математика» может использоваться в сочетании с инструментами интерактивной доски.
Роль мультимедийных презентаций на уроке приобретает совершенно иной смысл. Из видеоряда для иллюстрации к какому-либо понятию или факту презентации переходят в разряд конструктивных элементов для организации урока в интерактивном режиме. На слайдах можно делать любые пометки, устанавливать соответствия и т.д., причем результаты могут быть сохранены.
Совершенно иначе теперь организуется рефлексия урока. Поскольку все страницы сохраняются в памяти компьютера, то их можно еще раз просмотреть, внести изменения, выбрав другой цвет маркера. При необходимости можно начать следующий урок с просмотра сохраненной записи предыдущего урока. Экономия времени на уроке происходит за счет мгновенного «стирания» записей на доске, за счет использования готовых чертежей, заготовок графиков, т.е. рутинные операции сведены до минимума. В кабинете с интерактивной доской теперь можно использовать программы, имитирующие эксперименты при изучении темы «Вероятность и статистика», достаточно установить локальную версию программы. Ученик, пропустивший урок может посмотреть запись пропущенного занятия.
Учитель, работающий в кабинете с интерактивной доской должен владеть ИКТ на очень высоком уровне. Работа с изображениями, рисунками, возможность переключаться из интерактивного режима в обычный, подготовка презентаций, различных документов, организация проверки знаний по-новому – каждая из этих операций должна быть освоена учителем в совершенстве. Файлы нужно подготовить заранее, привязать к другим ресурсам, только тогда урок будет динамичным, эффективным с точки зрения его организации.
В октябре этого года было проведено анкетирование учащихся 5а и 8а классов, изучающих математику в кабинете с интерактивной доской. Сравнивая ответы пятиклассников и восьмииклассников, можно заметить, что младшие школьники на первое место ставят преимущества внешней организации урока, а старшие отмечают важные для изучения математики функциональные возможности интерактивной доски.

Описание некоторых приемов использования интерактивной доски INTERBOARD на уроках математики

1. Тема урока по математике в 5 классе «Измерение углов». Школьный транспортир, используемый при изучении этой темы, плохо виден с последних парт класса, шкала не видна даже на первых партах. В галерее графических объектов INTERBOARD есть картинка транспортира, которую можно легко подвести в измеряемому углу, повернуть так, как нужно, увеличить до нужных размеров, чтобы было видно всем инструмент «прямая линия».

2. Тема урока «Треугольник». На уроке при изучении нового материала идет показ презентации, сопровождаемый рисованием поверх изображений на слайде презентации.



3. Очень интересен, на мой взгляд, прием организации проверки выполнения практической работы по определению видов треугольников. Задания, выданные ребятам, проецируются на доску, а затем проверка верных ответов идет непосредственно поверх рисунка. Если рисунков несколько, то часть из них закрыта инструментом «шторка».
4. При изучении темы «Масштаб» в 6 классе карты, схемы выводятся на экран, а затем все необходимые построения, пометки делаются поверх изображений. Причем карты можно использовать те, которые имеются в галерее изображений INTERBOARD. Все инструменты и ресурсы здесь могут быть использованы: цвет, инструмент «прямая линия» и т.п.

5. Тема урока «Степенная функция, свойства и график» в 9 классе. Повторительно-обобщающий урок можно выстроить по-новому. При построении графиков основных функций можно изменять условие задания и другим цветом вносить изменения в свойства и график.


Список литературы:
Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.























15