Справка по результатам классно-обобщающего контроля в 4-х классах.

Справка
«Об итогах классно-обобщающего контроля в 4 классах»

  Цель контроля: изучение уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
В соответствии с требованиями к данному виду контроля проведена подготовительная работа:
1. Утверждён план проведения.
2. Проведено инструктивное совещание с учителями 4-х классов.
3. Разработаны и утверждены тексты итоговых контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению.
В ходе классно-обобщающего контроля изучен уровень предметных достижений учащихся, состояние организации классного коллектива, проверены дневники и тетради учащихся, посещены уроки, проведено анкетирование учащихся.
Итоги контроля позволяют сделать следующие выводы:
1. Организация образовательного процесса в 4-х классах соответствует утвержденным режимным моментам, учебно-методическое обеспечение – заявленным учебным программам, учебному плану.
2. Планом классно-обобщающего контроля предусмотрено посещение уроков. Цель посещения определена следующими задачами:
-  организация процесса обучения;
- мотивация учащихся на познавательную деятельность;
- логичность в построении этапов урока, их взаимосвязь;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- организация самостоятельной деятельности;
- формы контроля за уровнем усвоения материала урока;
- психологический климат на уроке;
- активность учащихся на уроке;
- учебно-организационные умения;
- учебно-коммуникативные умения;
-учебно- интеллектуальные умения.
Уроки посещались зам. директора по УР, учителями – предметниками. Были посещены уроки русского языка в 4А,4Б,4В классах, уроки математики в 4В,4Б классах, уроки литературного чтения в 4А,Б,В классах, урок ИЗО в 4А классе.
Учителя Синицына Л.А., Мадибраимова А.Н., Конина Н.С. – владеют методикой организации обучения учащихся. Все посещенные уроки построены методически грамотно, учителя руководят процессом познания, включая учащихся в активную деятельность на всех этапах урока: при повторении, актуализации знаний, целеполагании, систематизации и обобщении изученного материала на уроке. Уровень продуктивности уроков оптимальный. Уровень самостоятельности и активности учащихся 4-х классов на посещенных уроках высокий. Материал уроков усвоен учащимися на оптимальном и допустимом уровне.
Синицына Л.А. (4А), Мадибраимова А.Н. (4Б) процесс обучения строят на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Конина Н.С. обучение строит на основе деятельностной технологии, направленной на здоровьесбережение учащихся.
Учителя эффективно применяют формы и методы активизации обучения через создание затруднений, проблемные вопросы, неизвестные факты или ошибки в ответах учащихся.
На уроках литературного чтения в 4 А классе ученики знакомились с текстом нового произведения (М. Твен «Приключения Тома Сойера»), в 4Б классе была организована работа над текстом произведения Дж. Свифта «Приключение Гулливера», в 4В классе – продолжение работы над текстом К. Булычева «Алиса в стране чудес».
На этих уроках учителя уделяют большое внимание формированию навыка сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения, используя разные способы чтения; организуют работу над обогащением активного словаря (новые слова, смысловое значение слов, лексическое значение, антонимы, синонимы); формируют умения работать с текстом произведения; развивают монологическую речь, творчество учащихся.
На уроках русского языка учителя организуют повторение:
частей речи, их признаков и определения;
продолжают работать над формированием орфографической зоркости;
развивают активный словарь учащихся;
формируют универсальные учебные действия: работают по алгоритму, самостоятельно составляют алгоритм, владеют методами самоконтроля и взаимоконтроля; умеют работать с различными источниками информации: учебником, справочной и дополнительной литературой; владеют в соответствии с возрастом устной монологической речью, умеют вести диалог; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главную мысль, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос; объективно оценивать свою работу;
умело используют возможности интеграции предметов окружающего мира, музыки, ИЗО и технологии для восприятия учащимися произведения, изучаемого на литературном чтении.
Продуктивность уроков математики высокая, объем материала для каждого класса разный, хотя темп деятельности и сложность материала оптимальна. Учителя создают условия для развития математических знаний: решение примеров на порядок действий, решение уравнений, составных задач в три действия, решение выражений с параметрами, задач геометрического содержания.
Уроки проводят с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, используют различные формы организации урока: индивидуальную, коллективную, парную работу учащихся.
Методические приемы, используемые учителями на уроках, соответствуют особенностям содержания предмета, целям урока и возрастным особенностям учащихся. Большое внимание Синицына Л.А. и Мадибраимова А.Н. уделяют словарной работе на всех уроках (трудные написания, смысловое значение слов, новые слова, лексическое значение и т.д.). Конина Н.С. – система работы со справочными материалами, созданными учениками под руководством учителя.
На всех уроках создан благоприятный психологический климат, что позволяет учащимся и учителям эффективно строить процесс обучения, решать поставленные цели и задачи урока.
Ученики активны на всех этапах уроков: при опросе и повторении; при изучении нового; при закреплении и при получении домашнего задания.
Посещенные уроки показали, что ученики 4-х класса умеют работать по алгоритму; владеют методами самоконтроля и взаимоконтроля; умеют находить ошибки в ответах одноклассников, корректно исправлять их, отстаивать свое мнение.
Техника чтения сформирована в соответствии с возрастом. Ученики умеют работать с учебником, находить в нем необходимую информацию, умеют работать со справочником. В соответствии с возрастом владеют устной монологической речью, умеют вести диалог, логически излагать мысли.
Учебно - интеллектуальные умения сформированы на оптимальном и допустимом уровне. Ученики умеют анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, используя текст произведения и свой опыт, умеют выполнять творческие задания. При возникновении трудностей обращаются за помощью к учителю. Развита взаимопомощь.
По итогам посещённых уроков проведено собеседование с педагогами, даны практические рекомендации.
Просмотренные уроки, собеседование с учителями подтвердили достаточно высокую подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в основной школе. Отмечается сформированность одного из основных общеучебных навыков внимания. Дети умеют слушать и слышать педагогов, выполняют требования и рекомендации, вступают в диалог.
3. В ходе классно-обобщающего контроля проведена диагностика предметных результатов учащихся по русскому языку и математике, проверена техника чтения.
Тексты контрольных работ подготовлены учителями начальной школы и учителями-предметниками. Контроль знаний проведен в присутствии учителей-предметников. Данные диагностики представлены в форме информационных таблиц, справок, которые прилагаются к итоговой справке.
4. Психолого-педагогическое анкетирование показало оптимальный уровень готовности учащихся к обучению в основной школе и выявило наличие тревожности у учащихся 4а,4б классов.
(Аналитические данные представлены в приложении к материалам совещания по адаптации).
Итоги классно-обобщающего контроля подтверждают, что проблема преемственности обучения и адаптации выпускников начальной школы по-прежнему остается одной из главных в работе педагогического коллектива и требует координации совместных действий учителей и родителей.

15