Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность для 3 класса Литературная мастерская
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Литературная мастерская»
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
При составлении рабочей программы «Литературная мастерская» были использованы следующие методические рекомендации для учителя:
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Сминов и др.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д.В., Степанов П.В.
Общие цели начального общего образования
Начальная школа – очень важный этап в жизни ребёнка: изменяется социальный статус, расширяется круг интересов, взаимодействие с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении. Центральной линией развития младших школьников является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Этот период так же характеризуется как синзетивный для развития творческих способностей ребёнка.
Современный младший школьник является достаточно информированным. СМИ оказывают существенное влияние на формирование детской картины мира: рост эрудиции, расширение знаний о природе и обществе. Однако информация зачастую носит чрезмерный, бессистемный характер. Раннее приобщение ребёнка к компьютеру вытесняет из его жизни художественное слово. Современные дети мало читают художественную литературу, не знакомы с детскими классическими произведениями. Телевидение и компьютер вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Таким образом, в современном мире важным условием развития читательской компетенции, детской любознательности, творчества является создание развивающей образовательной среды.
Общая характеристика курса
Актуальность программы обусловлена анализом результатов участия учащихся младших классов в олимпиадах и конкурсах по литературе и филологии на различных уровнях. Учащиеся испытывают затруднения при анализе поэтических и прозаических произведений. Ещё сложнее ученикам даются собственные сочинения по заданным условиям. На уроках большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, формированию универсальных учебных действий. Игре и фантазии, выдумке и творчеству отводится не значительное количество времени. На уроках литературного чтения нет возможности обучать учеников самостоятельному сочинению, уделить достаточного внимания раскрытию литературных способностей отдельных одарённых учащихся. Программа «Литературная мастерская» позволяет в полной мере раскрыть детский литературный талант.
Программа позволяет: расширить и углубить знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения; реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подход.
Цель программы:развитие литературных способностей учащихся начальной школы на основе знакомства со средствами выразительности художественных и поэтических произведений; самостоятельных сочинений прозаического и поэтического характера.
Задачи программы:
- знакомство с литературными средствами выразительности;
- учить понимать и любить красоту литературного слова через эмоциональные переживания;
- учить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,рифмовать и сочинять прозу;
- совершенствование знаний, умений и навыков, полученных школьниками при изучении русского языка и литературы, развитие культуры речи учащихся;
- способствовать самообразованию и саморазвитию младших школьников.
Эффективность курса определена успехами учащихся на олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Работа по решению поставленных задач строится на основе следующих принципов:
- от простого к сложному в совместном творчестве;
- ориентация на потребности ребёнка.
Основные технологии:
- здоровьесберегающие;
- проблемно-диалоговые;
- творческое исследование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится в 3 классе 1 час в неделю во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Всего 34 часа в год.
Класс Общее количество часов аудиторных занятий Общее количество часов внеаудиторных занятий (Практическая работа)
3 17 ч 17 ч
Итого 34 ч
Ценностные ориентиры содержания курса
«Литературная мастерская».
Курс «Литературная мастерская» имеет большое значение не только в обучении, но в воспитании. На занятиях учащиеся знакомятся с художественными произведениями, их нравственным потенциалом, что способствует духовно-нравственному развитию; знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями как своего народа, так и других народов.
Положительные результаты литературного творчества влияют на формирование самооценки, личностных, коммуникативных качеств учеников.
Продолжается совершенствование техники чтения, литературного анализа, эмоциональной грамотности.
Планируемые результаты реализации программы
1 Результаты первого уровня: знакомство с литературными средствами выразительности на уровне понимания, наблюдение, литературный эксперимент.
Формы внеурочной деятельности: занятия, игры со словами, практическая работа.
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Понимание литературных приёмов.
2. Сравнение литературных объектов; построение логических рассуждений. Понимание предлагаемой информации. Поиск информации при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Участие в диалоге, формулирование вопросов. Поиск информации. Личностные
1.Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции. Регулятивные
1.Понимание темы и цели занятия. 2. Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): выражение собственного мнения в устной и письменной речи; различение и применение литературных средств выразительности при конструировании текстов по аналогии.
Формы внеурочной деятельности:литературное творчество в виде сочинений, статей, заметок в школьную газету; литературные клубы.
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Структурирование знаний.
2.Формирование устойчивой мотивации.
3. Использование разных видов чтения. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Поиск информации при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Участие в диалоге, формулирование вопросов. Поиск и вычленение в тексте литературных средств выразительности. Технология ввода информации в компьютер.
Личностные
1.Эмоциональная отзывчивость, умение осознать и назвать свои эмоции.
2. Самоопределение. Понимание информации, представленной в неявном виде; опора на жанр, структуру, выразительные средства текста. Создание, представление и передача информации.
Регулятивные
1.Понимание и сохранение учебной задачи.
2.Ориентация на образец и алгоритм действия.
3. Адекватное восприятие предложений и оценки учителем, товарищами и другими людьми. Внесение необходимой корректировки для создания более совершенного результата. Сохранение и корректировка информации в компьютере.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде): умение подготовить и представить тексты собственных сочинений.
Формы внеурочной деятельности: участие в городских и областных конкурсах, конференциях учащихся; филологические олимпиады различных уровней.
УУД Работа с информацией ИКТ компетентность
Познавательные
1.Анализ литературных объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Сравнение по заданным признакам.
3. Владение общим приёмом решения задач. Вычитывание всех видов информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Поиск информации при помощи средств ИКТ.
Коммуникативные
1.Адекватное использование речевых средств и литературных средств выразительности для решения различных коммуникативных задач.
2.Формулирование собственного мнения и позиции. Построение устных и письменных рассуждений. Поиск информации для решения коммуникативных задач.
Технология ввода информации в компьютер.
Личностные
1.Учебно-познавательный интерес к литературе как к школьному предмету, так и как к искусству.
2.Нравственно-эстетическая ориентация. Самостоятельная организация поиска информации. Создание, представление и передача информации.
Регулятивные
1.Целеполагание.
2. Планирование.
3. Коррекция действия и результата.
4. Оценка и самооценка продукта своего труда. Опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией, получаемой из других источников и имеющимся жизненным опытом Сохранение и корректировка информации в компьютере.
Предметные результаты
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- видеть в художественном тексте средства выразительности;
- составлять художественные тексты по аналогии используя литературные средства выразительности;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно осваивать незнакомый текст;
- вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
Содержание курса «Литературная мастерская»
Программа курса направлена на развитее творческих литературных способностей учащихся. При организации занятий необходимо отталкиваться от возможностей учащихся, их уровня развития, читательских умений, навыка самостоятельной работы. Учащимся предлагаются следующие виды деятельности:
- литературный эксперимент;
- сравнение художественного текста с энциклопедической статьёй;
- анализ и выделение признаков художественного текста;
- знакомство с литературными приёмами как средствами выразительности;
- игры и упражнения со словами;
- работа со словарями;
- использование фразеологических оборотов и устойчивых выражений;
- конструирование и дополнение текста;
- сочинение текста с использованием заданных литературных приёмов;
- алгоритм создания художественного текста;
- сочинение загадок.
Практические занятия:проведение конкурсов стихов, сочинений; участие в филологических олимпиадах; проведение занятий с участием писателей и поэтов; занятий в школьной и городской библиотеках.
В результате работы по программе курса «Литературная мастерская» у учащихся формируются следующие способности и умения:
Познавательные способности. Устойчивый интерес к литературному чтению, потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Коммуникативные способности. Пользоваться некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка. Составление текстов повествовательного и стихотворного характера.
Творческие способности. Воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Богатый словарный запас и творческое воображение.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Дата Познавательные УУД Коммуникативные
УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
1 Вводный урок. Литературный эксперимент (сравнение художественного текста и энциклопедической статьи). 1 Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации и использованием учебной и справочной литературы;
- осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять необходимую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно осваивать незнакомый текст;
- вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
самостоятельно создавать небольшие художественные тексты, используя средства выразительности.
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного продукта.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания. У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к литературе как к школьному предмету, так и как к искусству;
- интерес к чтению;
-нравственно-эстетическая ориентация;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей и других людей;
- эмоциональность и эмпатия(умение осознавать и называть свои эмоции и определять эмоции других людей).
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критериев успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
2-3 Сравнение. Учимся сравнивать.
Практическое занятие. 2 4-5 Метафора. Учимся находить метафоры.
Практическое занятие. 2 6-7 Аллегория. Сочиняем басню.Практическое занятие. 2 8-9 Сравнение, метафора, аллегория. Литературная мастерская (сочиняем сами).Практическое занятие. 2 10-11 Гипербола. Превращение мухи в слона (учимся преувеличивать).Практическое занятие. 2 12-13 Литота. Учимся преуменьшать. 2 14 Фразеологические обороты. 1 15-16 Литературная мастерская (сочиняем сами).Практическое занятие. 2 17-18 Олицетворение. Практическое занятие. 2 19 Путешествие в прошлое – архаизмы. 1 20-21 Литературная мастерская «Бабушкин сундук».Практическое занятие. 2 22 Рифма. Ритм. Стихотворение. 1 23-24.
Поэтическая мастерская: рифмуем.Практическое занятие. 2 25 - 26. Изучаем загадки. 2 27.
Загадки авторские и народные. 1 28.
Сочиняем загадки.Практическое занятие. 1 29.
Игры и упражнения со словами 1 30.
Повторение. Литературные средства выразительности 1 31-34.
Практическое занятие. Литературная мастерская (сочиняем сами). 4 Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Произведения для детей или вошедших в круг детского чтения следующих авторов: С.Михалкова, К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, А.Пушкина, С. Есенина, И.Крылова, Д.Хармса, Э.Успенского, А.Усачова, В.Драгунского, Н.Носова, Д. Свифта, Д.Дефо, А.Милна, А.Линдгрен и др.2. Агапова И., Давыдова М. Занимательные литературные игры и викторины для детей. Москва 2007.
3. Винокурова Н. Лучшие тесты для развития творческих способностей. Москва, 1999.
4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
5. Розе Т.В. Большой словарь пословиц и поговорок для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.