Образовательная программа Мастерская чудес


РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ПОСЕЛКА МОСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор
«___ » ______ 2016 г. МБУДО «Дом детского творчества»
протокол № ___ пос. Мостовского
__________ Ж.А.Тупичкина «____»____________20___.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мастерская чудес»
уровень программы базовый
срок реализации 3 год , 432 ч.
возрастная категория от 6-14 лет
вид программы модифицированная

педагог дополнительного образования
Котлярова Ирина Петровна
п г т . Мостовской 2016
Структура программы:
Структуру
дополнительной общеобразовательной базовой программы составляют два основных раздела:
Раздел № 1:« Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:
1 пояснительная записка
2 цель и задачи программы
3 содержание программы
4 планируемые результаты
Раздел № 2: «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации»
календарный учебный график
условия реализации программы
формы аттестации
оценочные материалы
методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы
список литературы.
Пояснительная записка
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью следующих видов художественного творчества: конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, вооружает их способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации и сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная, она включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы при работе с бумагой, тестом, пластилином, глиной. На занятиях учащиеся постигают поистине универсальный характер, перечисленных выше материалов, открывают их поразительные качества, изготавливают из них не только самые простые, но и более сложные работы, осваивают различные техники при работе с материалом.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется потребностью учащихся в творческом, индивидуальном самовыражении средствами ручного труда. Знание технологий: Iris Folding, обрывной аппликации, квилинг, попье-маше, лепка и другие, помогают учащимся найти свой стиль и применять для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская чудес» разработана в соответствии с:Законом Российской Федерации «Об образовании»;от 29.12.2012г.№273ФЗ, с краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и электронного обученияот15.07.2015г. кафедры дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Краснодарского края «Институт развития образования Краснодарского края».
Новизна. Первый год обучения полностью посвящен бумагопластике. второй - лепке, третий - скульптурно-текстильной технике. Новизна программы состоит в том, что она дает знания, которые помогают в изучении профессионального мастерства дизайнера, флориста, содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе, призвана развивать толерантное поведение, терпимость в детях.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, изготовление бижутерии, флористика. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Адресат программы – примерный портрет учащегося для которого будет актуальным обучение по данной программе. Программа предполагает освоение учащимися знаний, умений, навыков при работе с бумагой, в результате они могут изготовлять простые и сложные поделки из бумаги, приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умеют слушать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся применяют следующие техники: айрис-фолдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали, обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация, аппликации из «ладошек», торцевание, квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, лепка. Учащиеся освоили пластилинографию, знакомы с обратной аппликацией из пластилина, умеют работать с соленым тестом, пластикой и холодным фарфором, умеют изготавливать пластилиновые картины выполнять такую разновидность аппликации из пластилина как обратная аппликация. Освоили технику тестопластики, папье – маше. У учащихся развита мелкая моторика рук, освоины новые и необходимые способы работы с инструментами, они владеют различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования, могут создавать кукол в скульптурно-текстильной технике, применяя при этом самые разнообразные приемы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров. Учащиеся знают: технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности его и холодного фарфора, приемы использования подручных средств при работе с ними, приемы и способы соединения деталей в поделках, укреплять поделку с помощью каркасов разного типа, соединять детали различными способами, знают правила выполнения сборных конструкций, имеют понятие о стилизации, строении фигуры и лица человека, могут пользоваться лакокрасочными материалами, умеют работать с палитрой, последовательно изготавливать картины и рамки, правильно сушить, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание) и оформление изделий, творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы: Программа детского объединения – модифицированная, базового уровня, рассчитана на 3 года обучения (9 месяцев и 36 недель в учебном году) с количеством 432 часа на весь период обучения. Занятия начинаются 15 сентября( для групп 1-го года обучения и 1 сентября для групп второго и третьего годов обучения), заканчиваются 25 мая учебного года. Программа рассчитана на обучающихся от 6 до 14 лет. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием научиться рисовать, лепить, плести.
Главный критерий приема детей является интерес к занятию художественным творчеством. Состав групп постоянный. Занятия групповые. Виды занятий определены содержанием программы. Для успешной реализации программы обучающихся объединены в учебную группу численностью до 10 человек. При этом оптимальное число обучающихся составляет: для первого года обучения: 8 – 10 человек; для второго года обучения: 10 – 12 человек. Форма обучения- очная. Состав групп – постоянный, разновозрастной, девочек больше, чем мальчиков.
В течении занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей/. Учитывая особенности возраста детей, применяются различные формы организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные, способствующие формированию у детей дружеских доброжелательных отношений, взаимопомощи, развитию коммуникативных качеств личности, сплочению детского коллектива. Данный уровень программы способствует формированию - познавательного интереса к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства. Особенности организации образовательного процесса позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи детского объединения в соответствии с учебным планом. Занятия групповые, виды занятий определены содержанием программы (рассказ, беседа, пояснение, выставки, творчески отчеты и другие.) По функциям обучения программа подразделяется на три уровня. На первом уровне у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.На втором уровне – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи. На третьем уровне у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Данный уровень рассчитан на учащихся с хорошей начальной подготовкой и желающих продолжать обучение. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, праздничное чаепитие, игры и т. д. В результате работы на занятиях дети осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретенный опыт в практической деятельности и в повседневной жизни.
Формы и режим занятий. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа; практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся; выставка; игра; экскурсия; викторина; конкурс и другие. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с обязательным заданием на дом, в год 144 часа.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на: словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка); наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии); практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). При организации работы педагогом используется дидактический материал, он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу. Педагогом ведется рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания, сказки. Техническое оснащение занятий включает в себя: учебный кабинет для занятий, доска рабочая; рабочие столы ( для учащихся), стулья; материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т. д.; Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей детей формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий различных техник.
Задачи:
ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста; развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности; сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности; научить работать с тестом; выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов; организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.
Программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
- выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ,
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций;
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
Межпредметные:
-первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Личностные:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
Содержание программы:
Учебный план 1 год обучения ВОТ ЭТО ЗАПОЛНИ ИЗ СВОЕГО ПЛАНА

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов формы
аттестации
контроля
всего
теория
практика

Раздел1 Введение в декоративно-прикладное искусство.
1Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. 1 1
2Виды бумаги и картона. 1 1
3Основы цветоведения. 1 0.5 0.5
4Основы композиции. 1 0.5 0.5

5

6
7
Всего
Содержание разделов программы
Содержание разделов программы
1-й год обучения «Бумагопластика»
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное творчество.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.
Тема 3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 4. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Удивительный мир аппликации.
Тема 1. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.
Тема 2. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.
Тема 3. Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Тема 4. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору.
Тема 5. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы. Чертеж шаблона.
Тема 6. Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя. Эскиз работы. Чертеж шаблона. Выполнение общей композиции.
Тема 7. Торцевание. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.
Тема 8. Миниатюры на осеннюю тему. Эскиз работы. Подготовка основы, нарезка гофробумаги необходимых цветов. Выполнение торцовки по эскизу.
Тема 9. Коллективная работа. Эмблема объединения «Мастерская чудес». Эскиз работы. Подготовка необходимого материала. Выполнение работы.
Тема 10. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 11. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 12. Коллективная работа «Новогоднее настроение». Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 13. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 14. Квиллинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 15. Роллы. Освоение приемов.
Тема 16. Поделки ко дню святого Валентина. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 17. Открытки к 8 марта. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 18. Пасхальные яйца в разных техниках. Подготовка основы яйца, ролл. Выполнение рисунка на основе.
Тема 19. Коллективная работа «Цветы». Подготовка основы, фона. Выполнение общей композиции.
Раздел III. Папье-маше
Тема 20. Папье–маше. Просмотр работ в этой технике. Обклеивание шарика.Оформление поделки копилка.
Тема 21. Игрушки из папье-маше
Тема 22. Настенное панно «Пчелка»
Тема 23. Коллективная работа «Ваза»
Тема 24. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес»
Учебно-тематический план «Бумагопластика»
1 год обучения ВОТ ЭТО ПЕРЕНЕСИ ТУДА ГДЕ Я НАПИСАЛА ЗАПОЛНИ
№ п\пНазвание разделов и темКоличество часов
числовсеготеорияпрактРаздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство.
1Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
1
1
2Виды бумаги и картона. 11
3Основы цветоведения.10,50,5
4Основы композиции.10,50,5
Раздел II. Удивительный мир аппликации.
5Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
2
1
1
6Птицы из «ладошек»44
7Рыбешки- «ладошки»22
8 Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. Изготовление шаблонов.66
9Панно «Лебеди» 817
10Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя. 817
11Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.211
12Миниатюры на осеннюю тему. Торцевание.1010
13Коллективная работа. Эмблема объединения «Мастерская чудес».88
14Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.211
15Миниатюры на свободную тему.44
16Коллективная работа «Новогоднее настроение»88
17Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. 4
4
18Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.211
19Роллы. Заготовки.22
20Поделки ко дню св. Валентина44
21Открытки к 23 февраля и 8 марта.88
22Пасхальные яйца выполнение в изученных техниках 88
23Коллективная работа «Цветы »66
Раздел III. Папье - маше24Папье – маше . Просмотр работ в этой технике. Обклеивание шарика.Оформление поделки копилка.817
25Игрушки из папье-маше88
26Настенное панно «Пчелка»66
27Коллективная работа «Ваза»1616
28Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» Задание на лето.22
ВСЕГО14410134
2-ой год обучения «Лепка» ЗАПОЛНИ САМА

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов формы
аттестации
контроля
всего
теория
практика

1 Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

2
3
4
5
6
7
8
9
Всего

Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Пластилиновые чудеса.
Тема 1. Просмотр работ в технике пластилинография. Презентация.
Тема 2. Рисование пластилином. Мой аквариум. Подготовка основы в виде аквариума. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином.
Тема 3. Веселые клоуны. Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.
Тема 4. Открытки ко дню учителя. Пластилинография. Подготовка эскизов. Выполнение работы.
Тема 5. Радужные бабочки. Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями.
Тема 6. Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией». Подготовка пластилиновой бумаги. Зарисовка эскиза работы. Выполнение работы.
Тема 7. Цветок вечности «Лотос». Подготовка эскиза, фона, рамки. Выполнение работы.
Тема 8. Панно в стиле Гжель. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 9. Панно в стиле Жостово. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 10. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 11. Просмотр работ в технике «Обратная аппликация». Презентация.
Тема 12. Сказочные герои. Обратная аппликация. Подготовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 13. Панно «Сакура». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Тема 14. Панно «Цветник». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Раздел III. Красота соленого теста.
Тема 1. Просмотр работ выполненных в технике «Тестопластика». Презентация.
Тема 2. Исходные формы (отработка исходных форм в лепке). Лепка примитивных элементов.
Тема 3. Сувенир «Ловец снов». Выполнение эскиза. Лепка основных элементов работы. Сушка. Покраска.
Тема 4. Панно «Чудо-дерево». Выполнение эскиза дерева. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 5. Панно «Райская птичка» Выполнение эскиза работы. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 6. Загадочные рыбки. Выполнение эскиза рыбки. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 7. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
Тема 8. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной агитации. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.
3-й год обучения «Скульптурно-текстильная техника»

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов формы
аттестации
контроля
всего
теория
практика

1 Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

2
3
4
5
6
7
8
9
Всего
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Раздел II. Текстильная кукла – кто она?!
Тема 1. Знакомство с лучшими образцами текстильной куклы известных мастеров. Презентация.
Тема 2. Изготовление головы: техника, схемы утяжек, пробная работа.
Тема 3. Продолжение работы над головой: формирование лица; изготовление и пришивание глаз, век, ушей; работа над рельефом, выражающим эмоциональное выражение лица; волосы.
Тема 4. Изготовление туловища куклы: каркас, формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; ладони, ступни.
Тема 5. Основы изготовления костюма, моделирование и раскрой, сборка и окончательная доработка куклы в целом.
Тема 6. Прическа. Макияж.
Тема 7. Подарки ко дню Учителя. Поделка «Кукла на счастье». Эскиз. Выполнение работы.
Тема 8. Радужные пупсы. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 9. Игольница-черепашка. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 10. Кукла-хомяк. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 11. Кукла-попик. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 12. Ежик. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 13. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.
Тема 14. Ангелочек-сплюшка. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 15. Домовенок Феофан. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 16. Цветочные феи. Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление костюма и декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 17. Игрушка «Солнышко». Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема18. Кукла «Ромашка». Формирование мягкого тела; обтяжка трикотажем, проработка рельефных линий тела; изготовление декоративных элементов, моделирование и раскрой, шитье.
Тема 19. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес».
Планируемые результаты:
Выполнение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 1 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Обучающиеся знают:
- Правила безопасности при работе с ножницами, клеем, иглами.
- Основные приемы работы с бумагой, картоном.
- Цветовую гамму, цветовой круг.
- Приемы росписи природного камня.
- Представление о декоративно - прикладном искусстве, первые навыки росписи.
- Особое внимание уделяется правилам безопасных приёмов труда с инструментами, гигиены и санитарии, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей
- Основы проектной деятельности.
- Технологии – квиллинг, торцевание, оригами.
Обучающиеся умеют:
- Хорошо работать и обрабатывать такие материалы как бумага, картон;
- Реализовать свои способности при творческих работах с бумагой, картоном, лоскутом;
- Хорошо владеть ножницами, иглой.
- Моделировать и конструировать в своих работах;
- Самостоятельно перенести эскиз рисунка на ткань.
- Владеть способами прикрепления, обработки изделия, приклеивания.
-В результате ребята могут выполнить ряд поделок на основе геометрических фигур, объемные игрушки, аппликации, композиции, несложные панно.
- В рисовании первичные знания построения предмета.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 2-ГО ГОДА:
Обучающиеся знают:
-Правила сочетания цвета в работах
-Технику росписи хохломских мастеров. Два характерных приемов росписи: «верховая» и «под фон».
-Отличительные особенности хохломской росписи. Значение золотого фона.
-Композиционные принципы и их применение в произведениях мастеров хохломы.
- знать правила безопасности в работе.
- Основные приемы и принципы составление эскизов, орнаментов.
Обучающиеся умеют:
- Достаточно хорошо владеть различными техниками работы с бумагой, картоном, тканью.
- Интересно и художественно оформлять выставочный материал.
- Отмечать выразительность, цветовое решение.
- Определить отличительные особенности хохломской росписи, теплые и холодные тона, значение золотого фона.
- Давать самооценку работ.
- Уметь делать анализ построения предмета, постановки, перспективы, пропорции, познавая законы света и тени.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ З-ГО ГОДА.
Обучающиеся знают:
-Виды народно-прикладного искусства.
-Художественные средства: силуэт, линия, цвет.
-Техника выполнения аппликации, композиции, лоскутной мозаики, народно - прикладного искусства.
-Различные приемы приклеивания, пришивания.
-Знать технику безопасности в работе..Обучающиеся умеют:
-Выполнять различные приемы приклеивания, пришивания.
-Эстетически оформлять творческие работы и выставочный материал..-Выполнять комплекс графических навыков при работе росписи на спиле дерева.
-Использовать характерные приемы хохломской росписи: «верховая» и «под фон».
- Лепить и расписывать дымковскую игрушку.
- Использовать манеру городецкой росписи: подмалевок, скоба, «ляпушки», травка.
-Рационально организовать свою работу в классе и дома
-Применять все свои знания и умения в быту.
-Сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также работать самостоятельно;
-Планировать и осуществлять проектную деятельность.
-Пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.
- Передавать свои знания и умения младшим.
РАЗДЕЛ № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
Календарный учебный график программы
Условия реализации программы
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования. Занятия проводятся в кабинете, на базе школы № 10 станицы Губской,соответствующего нормам СанПин, с соблюдением техники безопасности. Кабинет оборудован, посадочными местами по количеству детей, рабочим местом педагога, учебно – методическим комплектом. Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы для эскизов, пастель сухая, карандаши, краски, фломастеры, мука, соль мелкая, , пластилин, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, синтепон, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки, английские булавки, ножницы, изолента, иглы длинные, мультимедиа для просмотра презентаций.
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
1.Начальной подготовки – приобретение навыков и умений.
2.Учебно – практический – закрепление полученных знаний.
3.Углублённого изучения и совершенствования техники исполнения.
Этапы обучения различаются стоящими задачами, объёмом получаемой информации и качеством её усвоения.
Основная задача первого года обучения – дать начальные знания предмета, привить интерес к рисованию, простейшим формам моделирования, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно – прикладного творчества.
Второй год обучения посвящён закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приёмами рисунка в разных техниках, чередованием цвета, тона. Знакомятся с интересными техниками «квилинг», «оригами» и «торцевание». Именно в этот период учащиеся проявляют творческую активность, создают необычайные творческие работы рисунки, участвуют в конкурсах и выставках.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. В ходе практических занятий учащиеся выполняют: рисунки, росписи, сувениры, игрушки. Практической работе в программе отводится значительно больше учебного времени – обязательное условие успешного выполнения программы. В ходе практической работы перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задание, соблюдая последовательность выполнения всех операций.
Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, ребусов, конкурсов и т.д.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с простого построения рисунка на первых занятиях, заканчивая самостоятельным художественным произведением в конце года.
Работая самостоятельно учащиеся создают своё изделие, начиная с истоков – эскиза, вкладывая мысли и душу, а не пользуясь готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети.
Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми детьми ведётся дополнительная индивидуальная работа.
Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей каждого учащегося объединения; с учётом уровня теоретической и практической подготовки, воспитанникам даётся возможность выбора задания по силам.
Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе.
Особое внимание уделяется правилам безопасных приёмов труда с оборудованием и инструментами, гигиены и санитарии, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Немаловажную роль играет совместная деятельность учащихся и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, схем – описаний, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям, прогулкам, где учащиеся объединения познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства.
Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно – массовых мероприятиях учреждения.
За период изучения программного материала наблюдается по общему развитию ребенка:
1 ый год: 1.Развитие мелкой моторики рук.
2. Новообразование личности: активность, сообразительность, самоопределение.
3. Понимание и постановка целей и задач педагогом
2ой год: 1.Развитие воображения и чувства меры.
2. Создание мотива.
3. Понимание и постановка целей и задач детьми.
4. Планирование и выполнение действий, приемов, способов.
5. Достижение поставленной цели.
6.Реализация фантазий, своих способностей, творчества.
3ий год: 1.Новообразование личности:
-уровень абстрактного мышления,
-эстетический вкус,
-навыки и умения владение техниками рисунка, народными росписями
в народно - прикладном искусстве.
- Самостоятельность. Самоконтроль и самооценка.
- Применение в быту. Самостоятельное создание проекта.
-Помощь и наставничество младшим.

Формы аттестации:
В детском объединении проводится текущее оценивание в виде самостоятельных творческих работ, устных индивидуальных или фронтальных опросов, творческого самостоятельно выполненного рисунка, росписи, викторин, защиты проектов, аттестационной творческой работы, выставках и конкурсах. (выполнение с помощью педагога, выполнение самостоятельное, придумываю сам, придумываю сам и сам выполняю, знание теории).
•Открытый урок;
•участие в Международных и Всероссийских конкурсах, и интернет конкурсах;
•промежуточный и итоговый контроль в форме тестирования для определения уровня освоения программы, проводимый 2 раза в учебном году (в декабре и мае);
•проекты.
Оценочные материалы.
Для определения уровня освоения программы учащимися проводится мониторинг результатов обучения детей в соответствии с образовательной программой.
Знания обучающихся фиксируются педагогом по окончании полугодия в специальной карте «Динамика развития личности» (на каждого обучающегося).
По результатам контрольных работ и участию в выставках, педагог отмечает уровень освоения программы: любительский уровень-1б, допустимый- 2б, необходимый- 3б, полный- 4б. (Приложение № 1).
Уровень освоения программы детского объединения « Мастерская чудес»
Объединение
«Мастерская чудес »любительский уровень - усвоено до 30% учебного материала допустимый уровень – усвоено от 30% до70% учебного материала необходимый уровень – усвоено более 70% учебного материала достаточный уровень - усвоено 100% учебного материала
1группа
1-год обуч. 10чел
2-год обуч .10чел
3-год обуч 8.-10чел



В карте также отмечается уровень воспитанности на основе анкеты «Минимальная диагностическая программа изучения уровня проявления воспитанности обучающегося» (Приложение № 2-а, 2-б).
Уровень воспитанности по минимальной диагностике изучения уровня проявления воспитанности: отношение к обществу, отношение к собственности, отношение к труду, отношение к людям, отношение к себе.
Графы заполнены по результатам анкетирования в баллах, наибольшее количество баллов – 6 по каждому критерию.
Уровень воспитанности.
Критерий уровня воспитанности
Отношение к
ОбществуОтношение к собственности Отношение к трудуОтношение к людямОтношение к себе
Баллы 123456123456123456123456123456
«Мастерская чудес » 1г2г3г
Дополнительно на основе наблюдений педагог заполняет карту диагностики и развития ребенка (Приложение № 3)
Протокол промежуточной и итоговой аттестации
детского объединения «Мастерская чудес »
Протокол итоговой аттестации воспитанников МБУДО «Дома детского творчества» пос. Мостовского
за 201__ – 201__ учебный год.
Название детского объединения «Мастерская чудес »_Номер группы____
Количество учащихся__________Год обучения________Дата аттестации_______________Педагог
№ФИ учащегосяУсвоение программыУровень выполнения заданийУмение работать с материаломВладение понятиями и технологиейВыполнение практических заданийПрименение полученных знаний


Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “Мастерская чудес” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
•Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
•Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
•Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы детского объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Литература
1.Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
2.Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
3.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
4.Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
5.Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
6.Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
7.Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.