РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности декоративно-прикладного творчества «Мастерская Чудес»



Рассмотрено
на заседании методического объединения
учителей начальных классов

__________________ Васильева Е.Н.
Протокол № 1 от «27» августа 2013 г.

Принято
на заседании педагогического совета
МКОУ Калачеевская СОШ № 6


Протокол №1 от «27»августа 2013 г.

Утверждено
Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 6


______________ Кузнецова Г.П.
Приказ по школе №130-ОД от «29» августа 2013 г.


по школе № 51/1 от 01.09.2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
декоративно-прикладного творчества
«Мастерская Чудес»


Срок реализации программы 2013-2014 г.
Возраст обучающихся 9-11 лет


Составитель: Коломыцева Н.В.






МКОУ Калачеевская СОШ № 6
2013 - 2014 учебный год
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Программа разработана для начальных классов общеобразовательных школ по внеурочной деятельности. Программа соединяет воедино сведения о вышивке, вязании, бисероплетении, плетении из лент. Обучаемые прошедшие курс должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий. Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 11 лет. Курс обучения включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу.
Практические занятия по вышивке, вязанию, бисероплетению, плетению из ленточек приносят большую пользу девочкам, так как обладают большими учебными возможностями и данные виды творчества, несомненно, пригодятся в жизни будущих хозяек. Эти виды деятельности способствуют развитию творческих способностей, глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии.
Выполняя данные виды декоративно-прикладного творчества, дети, знакомятся с основами творческой деятельности.
Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.
Как помочь школьнице, как сделать так, чтобы она начала жить, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало творческие способности учащихся? Именно в решении этих вопросов заключается актуальность программы «Мастерская Чудес» .
Данный курс предполагает использование как традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, устный опрос, использование иллюстраций, методических пособий, так и нетрадиционные: праздники, выставки, выходы на природу с целью создания более яркого эмоционального воздействия.
Цель данного курса: обеспечение гармоничного развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка в школе, раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно- прикладного народного творчества;
Задачи:
формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию и
самосовершенствованию, в процессе общения со сверстницами, в тяге к искусству,
культуре, традициям;
развитие творческого воображение и эстетическое восприятие средствами
декоративно-прикладного искусства;
выработка у воспитанников осознанного отношения к труду;
привитие интереса к вышивке, вязанию, бисероплетнию, ленточному плетению;
побудить желание совершенствоваться в данных направления декоративно
прикладного творчества;
воспитание способности мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные
изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов
коллектива;
развитие образного восприятия окружающего пространства;
формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений.
Данная программа строится на принципах:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся творческого начала в учебной деятельности, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
Обеспечение мотивации
Быть творческим – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят интеллектуально-творческий характер.
Работа кружковой работы способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и
сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
работа с иглой и нитью;
работа с тканью;
работа с проволокой и бисером;
вязание крючком;
вязание на спицах;
плетение из ленточек.
Режим проведения занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (68ч.)
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Воспитание и обучение осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы -стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать творческим произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Мастерская Чудес»
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния
полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками;
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.
Метапредметные результаты :
Метапредметными  результатами изучения курса «Мастерская чудес» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену, правила техники
безопасности.
Учащиеся должны знать:
- технику работы при вязании крючком и на спицах;
- технику вышивания;
- технику ленточного плетения;
- технику бисероплетения.
- причины возникновения травм при работе с ножницами и правила оказания первой помощи.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные, практические, теоретические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, комбинированные занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям, прогулкам на природу, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы и краски (деревьев, цветов, трав, животных, красоту времён года) и тд.
А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Тематический план программы составлен по блочному методу.
Учебно-тематическое планирование

п\п
ТЕМА ЗАНЯТИЙ
Кол-
во
часов
Дата проведения




По плану
По
факту

1
Вводное занятие
1
04.09


2 - 3
Вышивка (теория вышивки, композиция,
организация труда, правила безопасности,
инструменты и приспособления)
2
06.09
11.09




4-5
Техника простейших швов.
Шов « вперед иголку»

2

13.09
18.09


6-7
Техника простейших швов.
Шов «тамбурный»
2


20.09

25.09


8-9
Техника простейших швов.
Шов « стебельчатый»
2
27.09
02.10


10- 11
Техника простейших швов.
Шов «козлик».
2
04.10
09.10


12-13
Техника простейших швов.
Оформление края изделия.
2
11.10
16.10


14-15
Техника вышивки швов: «крест», «гладь»
и ее разновидности.
2
18.10
23.10


16-18
Техника вышивки. Вышитое панно швом «крест»
3
25.10
30.10
01.11


19-21
Техника вышивки. Вышитое панно швом «гладь»
3
13.11
15.11
20.11


22
Вязание крючком. Историческая справка,
возможности вязания крючком, инструменты
и материалы, правила техники безопасности.
1
22.11


23-24
Вязание крючком . Техника выполнения исходных элементов.

2
27.11
29.11


25-26
Вязание крючком. Условные обозначения.
2
04.12
06.12


27-29
Вязание крючком. Вязание по кругу.
3
11.12
13.12
18.12


30-32
Вязание крючком. Вязание по схеме.
Вязаные цветы.
3
20.12
25.12
27.12


33-35
Вязание крючком. Вязание по схеме.
Объемные цветы.
3
15.01
17.01
22.01


36-38
Вязание крючком. Вязание по схеме.
Листик.
3
24.01
29.01
31.01


39
Вязание на спицах. Историческая справка,
возможности вязания.
1
05.02


40-41
Вязание на спицах
Нити, спицы, подбор нитей и спиц.
2
07.02
12.02


42-44
Вязание на спицах
Правила техники безопасности,
условные обозначения, правила и приемы
вязания петель.
3
14.02
19.02
21.02


45-47
Вязание на спицах. Вязание детского шарфика.

3
26.02
28.02
05.03


48
Бисероплетение. Теоретическая справка, правила техники безопасности, техника простых операций.
1
07.03
12.03
14.03




49-50
Бисероплетение. Плоское низание, сувениры на проволоке.
3
19.03
21.03
02.04


51-53
Бисероплетение . Объемное плетение, изготовление сувениров, колье.
3
04.04
09.04
11.04


54-55
Бисероплетение . Мозаичное плетение.
2
16.04
18.04


56-58
Ленточное плетение. Техника выполнения
2
2304
25.04


59-61
Ленточное плетение. Плетение цветов.
3
30.04
07.05
08.05


62-64
Ленточное плетение. Браслеты. Ободки.
3
14.05
16.05
21.05


65-67
Вышивание ленточками.
Панно (коллективная работа).
3
23.05
26.05
27.05


68
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
28.05


Литература.


Еременко Т.И. Рукоделие. Москва 2000 г.
Сичкаренко Л.А.Вязание крючком .Москва 1999г.
Зубкова Т.А. Вязание на спицах. Санкт-Петербург, 2002г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.
Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе.М., 1976г.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
Журнал «Азбука вязания» № 1/2013, №2/ 2013
Сидоренко В.И. Вязание крючком и спицами - Москва" Феникс», 2000г.
Макбуле Каптаноглу. Бразильская вышивка. Цветочные мотивы – Москва «Контэнт», 2012г.
Хелен Дафтер. Учимся вышивать шелковыми ленточками. Издательство: Центрполиграф, 2010 г.
Резько И.В. Вышивка лентами, Санкт-Петербург 2010г.
Энциклопедия «Все обо всем» Изд. «Просвещение», 2001 г.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




%ђ Заголовок 115