Предметная интеграция — возможность совершенствования образовательного процесса
ПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ –
ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной целью современного образования в школе в свете требований ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека [1].
И именно метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [2].
Интеграция предполагает восстановление единого пространства предметов, изучаемых в школе.
Интегрированный урок является одним из средств интеграции. Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. В результате такой работы на уроке учащиеся изучают материал с разных точек зрения, видят необходимость получаемых знаний при изучении другого предмета, их актуальность в практической деятельности. Появляется мотив на усвоение материала и осмысление его для дальнейшей своей деятельности [3]. Предметы начинают помогать друг другу. Например, если учитель экологии изучает тему «Динамика популяций» или «Рождаемость и смертность», а математик показывает, что рост популяции, рождаемость, смертность есть функции времени, представляя эту зависимость в виде математических формул и графиков, то налицо интеграция. Деятельность учащихся на уроке оценивается по нескольким предметам.
В результате интеграции учебного материала активно формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; развивается абстрактное мышление обучающихся. Увеличивается роль учащихся в учебном процессе, самостоятельность и осознанность получения знаний.
Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами информатики и ИКТ, природоведения, географии, биологии, технологии и даже русского языка и литературы. С другой стороны, математика вооружает знаниями, которые нужны при изучении этих предметов: измерения и вычисления, выявление закономерностей, перевод единиц, выражение неизвестных компонентов, построение графиков, решение пропорции, моделирование.
В курсе математики изучается множество тем, которые тесно связаны с законами физики. Изучение этих тем с возможностью их применения для решения прикладных задач содействует развитию у учащихся представления о роли математики в изучении окружающего мира, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению. Так при изучении темы «Векторы» в геометрии можно проследить связь с темами «Сила – векторная величина», «Сложение двух сил, направленных по одной прямой», изучаемыми в курсе физики.
В курсе алгебры и начал математического анализа X класса при изучении производной вводится понятие скорости как первой производной координаты тела по времени, а ускорения как второй производной координаты тела по времени.
В физике в разделах «Гармонические колебания», «Колебания маятника», «Сложение колебаний», «Разряд конденсатора» успешно используются графики синуса и косинуса, понятия производной, производные тригонометрических функций.
На интегрированных уроках математики и информатики и ИКТ ученики решают стандартные математические задачи нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни. Ученики учатся владеть компьютером, работать с пакетом офисных программ.
В 5-6 классах учащиеся при помощи компьютера учатся решать логические задачи, развивают память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые, проводят необходимые вычисления, решают задачи по теории вероятностей. В 7-11 классах - в координатной плоскости отмечают точки с заданными координатами, строят треугольники, строят графики функций и т.д. В 8-м классе при проведении интегрированного урока геометрии - информатики и ИКТ проверяются теоретические знания учащихся по теме «Площадь многоугольника» и умения применять их на практике, одновременно учащиеся демонстрируют навыки работы с окнами Windows, основными инструментами Paint. Решение задач средствами электронных таблиц Microsoft Excel для вычисления площадей фигур, построение геометрических чертежей с помощью графических редакторов, вычисление площадей фигур, использование таблиц, формул, диаграмм для наглядности числовых данных при их анализе и сравнении – вот неоспоримые преимущества уроков математики, интегрированных с информатикой.
Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса географии позволяет наполнить уроки математики конкретным практическим содержанием, а при изучении нового материала по теме «Подобие» (геометрия, 8 класс) возможна актуализация знаний с помощью тем «Измерение расстояний на местности», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съемки» (география).
Связь химии с математикой является односторонней, так как математика в этом случае является наукой самостоятельной. А вот изучение химии без опоры на математические способы и методы действий не представляется возможным. При решении многих задач по химии требуется умение решать пропорции, сокращать дроби и грамотно вести подсчеты, округлять числа. Графики зависимостей процентной концентрации раствора от массы растворенного вещества в данной массе раствора, теплового эффекта реакции от массы образовавшегося вещества, полноты окисления вещества от температурных условий в наглядной форме выражают зависимости химических процессов.
Приобретение метапредметных умений возможно и во время исследовательской деятельности учащихся. Интеграция знаний при выполнении проекта приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс [4]. Именно проектная деятельность позволяет соединить математику с другими областями науки, культуры.
В процессе выполнения проектной работы учащиеся начинают уверенно владеть навыками поиска и систематизации информации, отбора форм и методов представления результатов своей работы.
При выполнении проекта «Логарифмы вокруг нас» перед учащимся была определена цель - изучить прикладное значение логарифмической функции в различных областях естествознания: физике, химии, биологии, даже музыке. А вот использование этих знаний в экономике банковского дела и производства оказалось наиболее ценным, так как многие учащиеся свою будущую профессию связывали именно с данным видом деятельности.
Работая над проектом «О вреде курения языком математики», учащиеся 7 класса пополнили свои знания о воздействии табака на организм человека (биология), химическом составе сигареты (элективный курс по химии), научились строить диаграммы и графики (информатика и ИКТ). В процессе выполнения проекта был актуализирован личностный смысл обучающихся по теме «Проценты».
Именно такая подготовка, включающая использование проектных технологий и межпредметных связей, обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
Можно сделать вывод о перспективности использования форм, методов, приёмов интегративной технологии с целью реализации деятельностного подхода в обучении, повышения мотивации к изучению математики.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008 – С. 216.
2. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа. – 2011.– № 5. – С. 3–17.
3. Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам. //Начальная школа. - 1995. - С. 21.
4. Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. - № 11. – С. 47-51.