Воспитание духовно-нравственной личности на основе изучения культуры и традиций казачества.Начальная школа.
Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.
В современной России продолжается процесс возрождения казачества, облик которого за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, тем не менее государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии.
Сегодня для Ставрополья нет более важной задачи, чем становление и возрождение традиций. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному.
Поэтому на современном этапе общественно-исторического развития Ставрополья значительно активизируется процесс возрождения казачества. Создана нормативно-правовая база. В результате ее реализации значение казачества усиливается во многих сферах жизнедеятельности населения, в частности, в системе обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения и в других. Благодаря целенаправленной политике администрации Ставропольского края, руководства Терского казачьего войска в настоящее время функционируют на базе общеобразовательных учреждений классы казачьей направленности.
Открытие классов казачьей направленности в школах предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения. Ставропольский край – казачий край. Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура казачества богата и разнообразна.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.
Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). При переходе детей в среднее звено школы необходима преемственность.
Задачи программы:
1) формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
4) приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом; нравственное воспитание учащихся на основе культурологического аспекта регионального компонента Терского казачества;
5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
6) развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал.
В соответствии с программой класса казачьей направленности используются следующие формы работы :
1) работа с родителями учащихся;
2) работа на уроках;
4) занятия кружка «Традиции и культура казачества юга России»;
5) занятия кружка «Основы православной культуры»;
6) занятия спортивного кружка «Казачьи забавы»;
7) организация воспитательной внеурочной работы в классе;
8) участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.
Принципы деятельности :
Воспитание - это жизнь рядом и вместе.
Для того чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
Человеку нужно быть нужным.
Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, позволь мне сделать - я пойму.
Уважение детского незнания.
Воспитательный процесс направлен:
на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
формирование общественно необходимых и личностно значимых
качеств личности;
формирование правильного отношения к окружающему миру,
природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Формы реализации:
-поисковая работа;
-встречи с интересными людьми;
- конкурсы, выставки, концерты
-создание мультимедийных презентаций ;
- уроки творчества;
- театральные постановки;
- акции и проекты;
- посещение театров, музеев, выставок, экскурсии;
-участие в официальных и торжественных мероприятиях.
Воспитательная работа осуществляется по ряду важнейших направлений:
воспитание познавательных интересов:
развитие сознательной учебной дисциплины;
воспитание отношения к учебе как к главному труду;
воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования.
Использование народной педагогики. В воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:
воспитание словом;
воспитание делом;
воспитание религией;
воспитание природой и искусством;
воспитание традициями;
воспитание игрой;
воспитание общественным мнением.
В связи с этим выделяются следующие блоки:
трудовое воспитание:
воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
развитие потребности в творческом труде;
воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых
отношениях;
развитие навыков самообслуживания;
формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, дежурство по уборке классной комнаты, трудовые десанты по уборке , работа на пришкольном участке.
гражданское воспитание:
воспитание уважения к закону;
развитие гражданской и социальной ответственности;
воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и
традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.
спортивно-оздоровительное:
развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.
Наряду с традиционными формами спортивно-оздоровительного воспитания в классе существуют и нестандартные, например, экскурсии, походы, организация совместного отдыха учителей, учеников, родителей.
Данная концепция предусматривает новое содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: формирование общечеловеческих норм гуманистической морали,
развитие культуры общения;
развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, чувства собственного достоинства;
сознание личностной причастности к миру.
эстетическое воспитание:
развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
развитие способности к художественному мышлению;
развитие индивидуальных задатков и способностей;
приобщение к мировой цивилизации.
Структура самоуправления.
Одним из важных направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим классом, является организация развития системы самоуправления казачьего класса:
- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её итоги;
- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;
- пробовать себя в различных социальных ролях;
- испытать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки.
Атаман класса, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования на выборном собрании класса. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются старшими. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, имеют право делать замечания остальным учащимся казачьих классов, а также требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды, правил поведения и приветствия.
Все помощники атамана из числа лидеров, в обязанности которых входят: выпуск газет (редколлегия), организация досуга, осуществление контроля за дисциплиной и порядком. В состав лидеров также входят атаманы куреней. Все учащиеся класса делятся на группы (курени).
Ожидаемые результаты реализации программы:
активная жизненная позиция;
знание истории, традиций и обычаев терских казаков;
знание истории своего города;
развитие патриотизма, любви к малой Родине;
умение вести исследовательскую работу.
Содержание программы:
1класс . Я и мир вокруг меня.
Родословная семьи:
роль семьи в жизни человека;
что такое генеалогическое дерево?
Прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;
Труд – основа благополучия казачьей семьи;
Нравственно – ценностные ориентации.
2 класс. Любимое село Обильное.
Происхождение названия и первые упоминания
о родном населенном пункте;
территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей;
знаменитые земляки, участие в ратных делах;
памятники культуры и истории;
роль церкви в культурно – социальной жизни;
народные праздники, традиции, обычаи.
3 и 4 класс Славный путь Терского казачества:
создание оборонительной линии на Кавказе;
ратные подвиги терских казаков на полях
Великой Отечественной войны.
Распорядок дня казачьего класса включает помимо учебных занятий, внеурочную духовно – нравственную, художественно – эстетическую и физическую подготовку. С учетом особенностей данного класса одними из главных аспектов воспитательной работы были выбраны духовно-нравственное, патриотическое и спортивное направления. Все три направления являются приоритетными в работе классов казачьей направленности.
Кружок «Основы православной культуры» в классах казачьей направленности позволяет на более высоком уровне проводить духовно–нравственное оздоровление и воспитание учащихся. Он не ставит перед собой цели привлечь детей к религии, а знакомит учащихся с нравственными и духовными основами православия как культурообразующей религии. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Она отличает русскую цивилизацию от иных мировых традиций. Изучение православной традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.
Опыт показывает, что дети часто не готовы воспринимать знания духовно-нравственного характера. Поэтому нужно попытаться через знакомые им образы показать все доброе и красивое в нашем порой жестоком мире. Постепенно нужно подвести ребенка к мысли, что традиции добра и красоты связаны с христианством .
В нашем классе предмет Основы православной культуры является кружковым занятием
На первой ступени обучения знакомим с пословицами и поговорками духовного содержания, рассказываем о почитании православной иконы в казачьих семьях. В Доме казака в каждой комнате есть иконы. В классе создан Духовный уголок , где стоит икона – общее место для молитв. По утрам перед началом занятий казачата проводят утреннюю молитву, молитву после занятий перед уходом домой.
Чтобы решать задачи физического развития детей, необходимо, помимо уроков физкультуры, чтобы дети посещали спортивный кружок. Кружок «Казачьи забавы» посещают 100% учащихся класса. При его планировании учитывались возрастные особенности детей.
В основном это игровая тематика, что способствует повышению интереса детей к школьным занятиям, а соответственно и школьной мотивации. Но самое главное – дети в любое время года имеют возможность укреплять свое здоровье, занимаясь играми на свежем воздухе.
Строевая подготовка- это неотъемлемая часть работы в казачьем классе. Для выполнения этой задачи использовались возможности уроков физической культуры и кружка «Казачьи забавы»
Учитель начального обучения призван воспитывать в детях уважение к Матери-Земле, к нашей кормилице. Это достигается духовным воспитанием на примерах истории и традиций предков.
Программа представленного курса начального обучения: «Культура казачества юга России» основана на уважении к традициям казачьего народа и народов – территориальных соседей, ибо никогда не будешь знать культуру своего народа, не будучи знаком с культурой народов-соседей. Казаки знали языки соседей, передавали традиции своей культуры и перенимали лучшие традиции народов-соседей.
Главной целью этого курса является воспитание гражданина России, уважающего как культуру не только своего народа, но и народов – соседей, всех народов России, что соответствует многовековому, традиционному укладу казаков. Главной задачей является приобретение учащимися начальных знаний по теме: «Культура казачества Юга России». Не менее важной задачей мы ставим воспитание доброжелательного отношения к обществу и людям.
В программе для 1 классa главный упор делается на устное ознакомление учащихся с казачьей культурой. Большую роль в обучении играют практические занятия. Предлагаются традиционные игры и забавы: на воздухе и в помещении, с игрушками и без них. Здесь учитель выступает в роли станичного дядьки-няньки. Он и играет с детьми, и знакомит их с казачьим духовным и фольклорным наследием. Мы предлагаем начальное обучение в устной и игровой формах, пока дети привыкнут к новым для них условиям – школе. Во втором полугодии 1-го класса , когда дети ознакомятся, овладеют алфавитом, предлагается поурочное ведение словаря казачьей лексики. Мы не можем отрицать факт наличия разговорной лексики у казаков на территориях компактного проживания. Дети записывают по 3-5 слов с толкованием их значения. Таким образом, постепенно обогащается словарный запас традиционным казачьим говором. Причём, с некоторыми словами ребята уже знакомились в процессе изучения мифов, преданий, легенд, сказов и сказок. Они осознанно теперь усваивают графику знакомых для них слов. И здесь присутствует аналитико-синтетический метод обучения, развивающий мышление учащихся через слуховое и затем зрительное восприятие традиционной казачьей лексики
Чтобы организовать класс казачьей направленности, необходимо заручиться поддержкой родителей. Еще до поступления детей в школу, во время подготовительной работы, мною было проведено родительское собрание, на котором родители познакомились с основными идеями предстоящей работы. Решение о создании казачьего класса было принято родителями с пониманием. Многие родители оказывают постоянную поддержку в организации мероприятий в классе, помогают детям в поиске нужной информации. При наборе детей в первый класс у меня не было возможности узнать будущих первоклассников, каким будет этот класс, какие дети в него объединились, с какими проблемами в процессе обучения и воспитания придется столкнуться. Благодаря занятиям предшкольной подготовки такая возможность представилась. Из 19 человек в классе 9 мальчиков и 10 девочек. 3 учащихся воспитывается в неполных семьях, есть ребенок, воспитанием которого занимается бабушка, так как родители алкоголики. Большинство детей ярко проявляют свои лидерские качества. Дети очень подвижны, некоторые склонны к проявлению агрессии друг к другу.
Жизнь в классном коллективе строится на выполнении казачьих заповедей
Казачьи заповеди.
Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.
Не трать своей души на ненависть, зависть.
Будь послушным, будь опрятным.
Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.
Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.
Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.
Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях родного Ставрополья.
Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.
У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:
-родная земля,
-родной язык,
-родная культура,
-родная история.
Важен и Устав казачьего класса .
Устав казачьего класса.
Юные казачата обязаны:
1.Выполнять устав казачьего класса.
2.Добросовестно учиться, изучать историю родного Ставрополья, его традиции праздники, культуру, обычаи.
3.Знать свою Родословную.
4.Соблюдать школьную дисциплину.
5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.
6.Защищать младших и помогать им.
7.Бережно относиться к окружающей среде.
8.Беречь имущество школы.
9.Принимать активное участие в жизни школы и села.
В течение сентября и октября 1 класса мною велось наблюдение за процессом адаптации учащихся к школе. Велась диагностика, связанная с определением уровня процесса привыкания ребенка к школе и уровня его мотивации к учению. Данные диагностики показали, что все ребята класса адаптационный период пережили безболезненно.
Учащиеся казачьего класса принимают активное участие в жизни школы, района, занимают призовые места в российских и международных конкурсах и олимпиадах. Вот их результаты:
Сертификаты участника в Международном конкурсе-игре по ОБЖ «Муравей» получили:
1. Верховой Данила
2.Горбов Артём
3.Дворянченко Вероника
4.Китаева Татьяна
5.Морозов Александр
6.Окороков Евгений
7.Псутури Марина
8. Талалаев Артём
9.Русанова Виктория.
10.Шматылёва Юлия
В Международной олимпиаде по Логике среди учащихся 1 классов заняли призовые места:
Русанова Виктория – 1 место
Шматылёва Юлия – 2 место
Талалаев Артём – 3 место
В Международной олимпиаде по окружающему миру среди учащихся 1 классов заняли призовые места:
Русанова Виктория – 1 место
Горбов Артём – 2 место
Псутури Марина- 3 место
В Международной олимпиаде по литературному чтению среди учащихся 1 классов заняли призовые места:
Русанова Виктория – 2 место
Во Всероссийском конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь»- получили сертификаты участника- Шмер Анастасия
Русанова Виктория
Псутури Марина
В Международной олимпиаде по русскому языку среди учащихся 1 классов заняли призовые места:
Русанова Виктория – 2 место
Шматылёва Юлия – 3 место
Окороков Евгений- 7 грамот и медалей за 1,2, и 3 места в соревнованиях по греко- римской борьбе, несколько из них приуроченных к 70 годовщине Великой Победы.
Русанова Виктория – сертификат участника во Всероссийском конкурсе «Моё генеалогическое древо»
Русанова Виктория – победитель международного конкурса «70 лет Великой Победе».
Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества. Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Заголовок 115