Личностно-ориентированный подход при выполнении домашних заданий.

«Личностно - ориентированный подход при выполнении домашних заданий»
 

"Ценность школы реализуется, прежде всего,
 через уважение к интересам, потребностям учащихся,
через их стремление к самовыражению"
И.С. Якиманская

Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые, а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации выполнения домашнего задания?
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со всей группой и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей при выполнении домашнего задания?
Самоподготовка одна из форм организации учебного процесса в классе.
Цель самоподготовки привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитывается возраст школьников, их возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Задачи самоподготовки:
расширение границ учебной работы;
углубление содержания учебных предметов;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
упражнение в применении знаний, умений, навыков;
приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
формирование исполнительских навыков.
Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:
коллективная
самостоятельная деятельность.
Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах, группах, т.е. управлять формами воздействия, но всё же далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно-ориентированный подход.
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками внутри группы, между учеником и учителем во время консультации.
Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Педагог должен учитывать индивидуальные способности детей. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:
формирование познавательной учебной деятельности детей;
обучение навыкам самостоятельной работы;
привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопроверки;
обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми учащимися.
Чтобы успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.


Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды.
В личностно-ориентированном образовании ученик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
отношение к каждому ребёнку как к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

В специальных классах дифференциация и индивидуализация домашних заданий приобретает особое значение, что обусловлено различиями в психологических нарушениях развития. При подготовке домашних заданий строго должно соблюдаться охранительно-педагогический режим и индивидуальный подход, что требует от воспитателя знания особенностей внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы школьника с особенностями в развитии, четкого планирования и тщательной подготовки к проведению очередного занятия.
Перед началом учебного года воспитатель изучает учебные программы и пояснительные записки к ним. В процессе самоподготовки воспитатель оказывает детям необходимую помощь. Она носит дифференцированный характер. Это может быть показ приемов выполнения заданий, использование таблиц, схем, индивидуальное консультирование.
Целесообразно подготовку начинать с наиболее сложного задания, организовав работу таким образом, чтобы полностью сохранилось целевое назначение этого вида работы. Учащиеся приступают к работе под руководством воспитателя, указывает последовательность выполнения заданий, дозирует примерное время для подготовки каждого предмета. Следует помнить, что жесткая регламентация времени невозможна, так как работоспособность детей разная.
Важно научить учащихся осмысливать задание. Обычно из-за отсутствия навыков самостоятельности, неуверенности в своих силах, плохой памяти и ослабленного внимания у учащихся возникает много вопросов к воспитателю. Важно подвести учеников к самостоятельному преодолению трудностей: посоветовать вспомнить, прочитать нужное правило, посмотреть, как выполнялось задание в классе. Работа воспитателя во время самоподготовки носит индивидуальный характер.
Учитывая утомляемость учащихся, в процессе самоподготовки целесообразно проводить физкультурную паузу. Во время работы возбудимые дети сдерживаются от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительные побуждаются к деятельности, неуверенные подбадриваются. Особое внимание нужно уделить тем детям, которым даны индивидуальные задания, так как без помощи воспитателя они не в состоянии с ними справиться.
Большое значение имеет контроль выполнения домашних заданий, так как он приучает учащихся к систематическому труду, аккуратности в работе, воспитывает чувство ответственности. Проверяется не подготовка класса, а подготовка учеников.
Можно практиковать взаимопроверку. Она заставляет учащихся более серьезно готовить уроки, учит критическому отношению к себе и товарищу.
Можно использовать и коллективную форму работы: группы учащихся по 2-3 человека, приблизительно разные по уровню развития, физическим возможностям, наклонностям, готовят уроки вместе, пересказывают, дополняют друг друга, проверяют друг у друга работы. Воспитатель не должен во время самоподготовки объяснять учебный материал, но должен оказывать индивидуальную помощь.
Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения и воспитания в школе.