Буклет для родителей Как развить связную речь у детей

Попробуйте предложить им творческие задания:

«Лучший друг»
Если вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своём "лучшем друге". Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что ещё можно о нём рассказать?

«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Весёлых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.













Составитель: Паульс
Ольга Александровна




Омск, 2017 г.





Как развить связную речь у детей












«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» А. Шопенгауэр
Уважаемые родители!
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот телефон, а что у него есть?" - "Трубка, провод..." К этому возрасту, дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов.
Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребёнок её заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.
Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине.
Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнёт высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребёнку игрушки. Дошкольнику 4 – 5 лет можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придётся внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.
Если у вашего ребёнка получаются описания игрушек - можно предложить самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - ёлочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно.
По возвращению из детского сада, с прогулки, из кукольного театра поинтересуйтесь, чем он занимался, что ему понравилось, о чём ребёнок мечтает.
15