Презентация Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка


Словарно-орфографическая работа на уроках русского языкаСелямиева Э.А.учитель начальных классов МКОУ «БСОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения» Основные этапы в работе со словарным словом:1. Знакомство с новым словарным словом.2.Работа над слуховым образом словарного слова.3.Запись слова с окошком.4.Работа над зрительным образом словарного слова. Порядок работы по ознакомлению со словарным словом:-постановка цели;- предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы;-орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове ;-сообщение учителем или учащимися этимологической справки;-подбор однокоренных слов;-составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись . Примеры словарных слов и ассоциативных образов:1.Подбор ассоциативных рядов слов:гАзета - бумАгакАпуста - зАяцкОнцерт - нОтасОбака - хвОсткОрабль - вОлны  {5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F} ГУРЕЦ ЯГ ДА П МИДОР ЯБЛ К П РТРЕТ РЕХ2. Создание схематичных рисунков в «опасных» местах: Орфографические упражнения со словарными словами:-Вставьте пропущенные буквы:На плечи-л..паты- Были мы с..годняИ в поле, р..бята! В молодом саду.Р..боте мы рады Ур..жай х..роший И отдыху рады! В нынешнем году. Стихи –опорыЗапах, запад и закатПишем , дети, с буквой А. Задания на замену развёрнутого определения одним словом:-Шестой день недели;-водитель автомобиля;-приветствие при встрече;-второй месяц осени;-огородное растение, растущее кочаном. Упражнения фонетического характера:1.Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные.В..робей , м..роз, п..нал, п..ртрет, д..рога. с..рень.2. Выпишите слова, где есть парные согласные:Д..ревня,в..рона, лаг..рь, р..бята,р..стение, б..рег.3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке:П..ртрет, к..(л,лл)екция, р..монт, ..дание, ..вт..м..биль, за..ц, уч..ник, ящ..рица.4.Запишите слова, состоящие из двух слогов, трёх слогов.5.Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему(«Овощи», «Одежда», «Животные»). 5.Игра «Догадайся, что за слово»{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA} О О   О О   О О   О О   О О   (ворона, сорока, корова, молоко, дорога, солома) 6. Игра «Кто придумает больше слов из букв» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Х Й Е О В Г Я Д Р Н ГОРОД, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ДЕРЕВНЯ  7. Собери словарное слово из слогов:КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЁ Словообразовательные упражнения1.От слов машина, солома, картина образуйте новые слова с суффиксом –к-2.Игра «Найди лишнее слово» Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки.3.Подбери к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Рисунок ( рисовать, нарисованный, рисуночек) Мороз (морозный, морозит, заморозки) Адрес ( адресный, адресок, адресовать) Морфологические упражнения со словарными словами1.Выпишите из словаря пять существительных, пять прилагательных, пять глаголов.2.Выпишите из словаря по пять существительных 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.3.Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.В..р..бей (какой?), к..р..ва (какая?), газете(какой?), ракетой(какой?). Синтаксические упражнения 1. Составьте предложения с данными словами:Горизонт, ребята, дорога,берёза.2.Составь с данными словами различные по цели высказывания предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные.3.Выпишите из данных предложений словосочетания со словарным словом:В поле стояла кудрявая берёза. Упражнения лексического характера1.Выпишите из словаря слова по теме «Птицы», «Овощи», «Домашние животные» и другие.2. Сгруппируй слова по темам.Малина, пенал, рябина, яблоко, карандаш, тетрадь, земляника, класс, арбуз.