Рабочая программа по обществознанию 7 класс ИКС УМК Боголюбов Л.Н.
Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения
Протокол № _________
«____»_________2015__ г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015__ г.
«Утверждаю»
директор школы
/ Ю.В. Андросова /
Приказ № _________
«____»_________2015__ г.
Рабочая программа
по Обществознанию
для 7 класса
1 час в неделю/ 35 учебных часов
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог - составитель:
учитель истории и обществознания
Бычкова С.А.
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 7-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / (Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2014 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова, Н.Ф., Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред .Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение».- 2-е изд. – М.: Просвещение , 2010 г.
Программа включает материал по обществознанию для 7 класса и рассчитана на 35 часов.
Рабочая программа по обществознанию на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «Обществознание» в подготовке учащихся 7 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие семиклассниками основополагающих ценностей и мировоззренческого опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «Обществознание» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Цели и задачи изучения курса
Главная цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления мировоззренческого опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения обществознания в 7 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровни ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.
Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание суммативной работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование
Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения обществознания в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 7 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 7 класса включают:
формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание отдельных научных понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты;
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках и адекватно ее воспринимать;
понимание побудительной роли мотивов деятельности человека;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур обществоведческого познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7 класса по обществознанию в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения обществознания в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Работа с различными обществоведческими источниками:
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).
2. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) о цивилизационном развитии мира
3. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
раскрывать смысл, значение важнейших обществоведческих понятий
4. Работа с версиями, оценками:
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в мировом сообществе
5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объёме 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В 7 КЛАССЕ
Введение (1 час)
Для чего необходимо изучать обществознание? Как работать с учебником.
Раздел I. Общество как система (2 часа)
Сферы общества. Что связывает людей и общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Общественный прогресс и регресс.
Раздел II. Человек среди людей (6 часов)
Что такое межличностные отношения. Виды межличностных отношений. Какие бывают группы. Что такое общение. Правила общения. Конфликт.
Раздел III. Человек и закон (10 часов)
Что такое социальные нормы и виды социальных норм. Правила этикета и хорошие манеры. Права и обязанности граждан. Что такое закон. Конституция РФ – основной закон государства. Защита Отечества – долг и обязанность гражданина. Военная служба. Дисциплина. Законопослушный человек и противозаконное поведение. Кто стоит на страже закона.
Раздел IV. Экономика и ее основные участники. (10 часов)
Что такое экономика. Основные участники экономики. Труд человека. Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен. Торговля. Реклама. Деньги и их функции. Экономика семьи. Что такое семейный бюджет.
Раздел V. Человек и природа (4 часа)
Что такое природа: бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Экологическая проблема. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы.
Итоговое повторение. (1 час)
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 (Игровые методы обучения).
Агапова И.А. Давыдова Н. С. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 6-7 класс: Справочные материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель 2011.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей ощеообразовательных .организаций /Л.Н.Боголюбов, Н.И.городецкая, Л.Ф.Иванова и др./ ; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение», 2012 г.
Королькова Е.С. Обществознание: 7 кл.: метод. Рекомендации /Е.С.Королькова. – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок обществознания (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обществознание. 7 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Демонстрационные таблицы по разделам «Человек», «Общество», «Политика», «Экономика», «Социология»
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / (Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.). – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь
Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения
Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная
Оценка «2» - главное содержание не раскрыто
Календарно – тематическое планирование учебного материала по Обществознанию
для учащихся 7 класса на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов в курсе: 34 (1 - в неделю)
№№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).
Формируемые УУД
Оценивание:
формы, сроки
1
Введение. Для чего необходимо изучать обществознание
(1 урок)
1 неделя сентября
Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
- анализировать (т.е. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы
2-3
Тема 1. Общество как система
(2 урока)
2 - 3 неделя сентября
Познавательные:
- знать основные сферы общества
- устанавливать связи между людьми и сферами общества
- понимать устойчивость и изменчивость в развитии общества
- объяснять понятия по теме
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу
составлять характеристику исторических деятелей
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Тесты
3 неделя
4-9
Тема 2. Человек среди людей
(6 уроков)
4 неделя сентября/ 1-4 неделя октября/ 1 неделя ноября
Познавательные:
знать особенности межличностных отношений и их виды
иметь представление какие бывают группы и знать их характеристики
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (как в литературе описывается поведение человека в различных ситуациях)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу
составлять характеристику исторических деятелей
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Эссе
1 неделя октября
Контрольная работа
3 неделя октября
10-19
Тема 3. Человек и закон
(10 уроков)
3-4 неделя ноября/ 1 -4 неделя декабря/ 3 -4 неделя января/ 1 - 2 неделя февраля
Познавательные:
знать особенности социальных норм и их виды
иметь представление о правах и обязанностях граждан
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (как в литературе описывается поведение человека в различных ситуациях)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу
составлять характеристику исторических деятелей
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Тесты
3 неделя ноября
Синквейн
1 неделя декабря
Контрольная работа
4 неделя января
20- 29
Тема 4. Экономика и ее основные участники. Труд человека. Производство
(10 уроков)
3-4 неделя февраля/ 1- 4 неделя марта/ 1- 4-неделя апреля
Познавательные:
знать, что такое экономика как сфера общественной жизни и ее признаки
иметь представление об основных участниках экономики
знать структуру производства, а также виды и формы бизнеса
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу
составлять характеристику исторических деятелей
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Тесты
2 неделя февраля
Таблица «Типы экономических систем»
4 неделя февраля
Эссе
4 неделя марта
30-33
Тема 5. Человек и природа
(4 урока)
1-3 неделя мая
Познавательные:
знать особенности и характеристики природы
иметь представление об экологических проблемах
знать основные положения российского законодательства об охране окружающей среды
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
сводить знания в таблицу
составлять характеристику исторических деятелей
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др.источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Контрольная работа
4 неделя
34
Итоговое повторение
(1 урок)
4 неделя мая
Зачет
4 неделя
15