классный час Терпение и дружба -необходимые добродетели
Классный час на тему ««Терпение и дружба - необходимые добродетели»
Цели:
Образовательная: сформировать знания о терпении и дружбе как о важных культурных ценностях; обогатить знания о традиционной русской игрушке - Матрёшка;
Воспитательная: формировать коммуникацию на основе чувства коллективизма; воспитывать гордость за свои национальные символы;
Развивающая: формировать собственную самоценку через коллективную деятельность, развивать рефлексивные навыки.
Ход занятия:
I.Контекст. Целевая установка.
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Вы любите удивительные истории? Я сейчас вам расскажу одну такую. Вы внимательно послушайте и ответьте на заданный вопрос:
В Древней Руси жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого великого князя, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, князь спросил у стариков и молодёжи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово» Какое?. (терпение).
-А какие качества, на ваш взгляд, похожие на терпение, вы могли бы ещё назвать? (выносливость, сдержанность, внимание)А противоположные? –(суетность, вспыльчивость, заносчивость)
-Давайте я вам помогу определить, что это такое. Вот посмотрите на слайд
Терпение – одно из жизненных сокровищ (японская пословица)
Основа всякой мудрости – терпение (Платон)
Самый прекрасный подарок, сделанный людям после терпения, - это дружба (чешская пословица).
Значит, терпение – это сокровище, подарок, мудрость, а рядом с ним- дружба. (На доске появляется тема «Терпение и дружба - необходимые добродетели»)
-Я бы сегодня хотела с вами поговорить о терпении и дружбе. Согласны?
II. Игра- ребус.
-Тогда, может быть по дружбе, вы поможете мне разрешить загадку-ребус. В этой коробке что-то находится, но нет прямого ответа. Есть наводящие вопросы. Я буду их зачитывать, а вы, когда посчитаете нужным, дадите ответ. Но учтите, что высказать предположение вы можете только один раз. Если ответ неверный, то игрок, давший его, выбывает из нашего разговора. Победителю и достанется содержимое. Будьте внимательны.
Это по весу – не тяжёлое.
Округлой формы.
Вызывает позитивные чувства и хорошее настроение.
Это может применять кто-угодно.
Этим можно поделиться с друзьями.
Нет ограничений в эксплуатации.
Это может быть большим, средним и маленьким.
Что-то сборное, т. е состоит из частей.
Это очень яркое и нарядное.
Именно это часто используют в качестве подарка.
Появилось это ещё в 19 веке и до сих пор необходимо
Имеет платочек.
Можно самим нарисовать силуэт этого и раскрасить его.
Это можно купить в магазине.
В своём составе может иметь 3,5, 7, 9 предметов.
Изготовлено из дерева.
Связано с историей русского народа.
Символизирует семью, единство, дружбу.
Название произошло от русского слова «Мать».
Это очень ценится иностранцами.
Отгадка, что в коробке. (Матрёшка).
-Ребята, а что значит для русского народа деревянная матрешка? (Это символ народа за рубежом).
-Вы знаете историю создания этой игрушки?
Матрёшка—русская HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Древесина" деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии. Это образец, был выполнен с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна, имя "Матрена" тогда было широко распространенным.
Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она - не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры. Она воспринимается во всём мире как символ семьи, дружбы и согласия.
-Давайте посмотрим. Чего не хватило проигравшим? (Времени. Терпения. Выдержки. Мудрости).
–Ребята, а каким сокровищем обладает победитель, правильно давший ответ? (Терпением, мудростью) -Значит, эти качества в жизни востребованы? (Конечно)
-Но есть повод порадоваться за друга? (да) (хотя пока, может, не всем под силу это сделать, но повод есть – представляете, сегодня вы порадуетесь за кого-то, завтра – порадуются за вас. Приятно будет всем).
А теперь давайте дружно смастерим себе ещё несколько матрешек.
III. Подвижная игра «Русская матрёшка»
Мне нужны 3 команды. Выходите и выстраивайтесь по 6 человек. (Команды создаются по желанию ребят).
Оставшиеся: 1 с секундомером, 1 (победитель прошлого конкурса-самый терпеливый) оценивает результат.
Условия: за 2 минуты при помощи рулона бумаги и платочка (головного убора) попробуйте создать свою матрёшку, т. е кого-то одного вы обматываете бумагой и таким образом создаёте очертания своей игрушке, и в завершении образа наряжаете в платочек. Бумагу не рвать, не ронять.
-Начали. (Ребята должны сами определить свои роли и действия).
Деятельность ребят.
Демонстрация полученного. Подведение итогов. (Кто победил, на взгляд строгого жюри).
IV. Обсуждение.
-Сложно было сделать матрёшку? (Да, нет)
Вопрос 1 команде: «Как вы определили, кто станет игрушкой и почему?»
2 команде: «На ваш взгляд, вы дружно работали? В чем это выразилось?»
3 команде: «Оцените каждый свою работу в группе и скажите, что вы делали?»
Ответы ребят.
V. Рефлексия.
-Я благодарна вам за творчество. Вы очень мне помогли. И всё-таки скажите, что за качество, помогающее в дружбе? Нужно ли оно в вашей жизни? Как соотносятся между собой терпение и дружба?
Спасибо. Я теперь поняла, что терпение и дружба взаимосвязаны.