Консультация для воспитателей «Что же должен знать об этикете будущий воспитатель?»
Консультация для воспитателей «Что же должен знать об этикете будущий воспитатель?»
О функциях, содержании, принципах современного этикета уже писали (см. Дошкольное воспитание. 2000. №3). Сейчас нам бы хотелось поговорить о различии между социальной и этикетной нормами поведения. Норма поведения - это узаконенный порядок действий, признанный обязательным. Она конкретизируется в правилах поведения, т. е. в предписаниях, как действовать и поступать в каждом конкретном случае. Соблюдая, например, такую норму поведения, как стремление не мешать окружающим людям своими действиями, мы выполняем следующие правила: не кричать в общественных местах, не включать на всю мощь аудиотехнику, не толкаться, не ходить в грязной одежде и т. п. словом, действовать так, чтобы соблюдать вышеупомянутую норму.
Социальные нормы появились с возникновением общества. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, поэтому ему необходимо вести себя так, чтобы быть полезным обществу и принимаемым им. С развитием интереса к человеческой личности в эпоху Возрождения появились такие этикетные нормы поведения, которые демонстрировали уважение к человеку и настраивали на приятное общение. Они основывались на том, что носитель такого поведения должен и хочет нравиться окружающим. Иными словами, социальная норма дает человеку возможность жить в обществе; этикетная норма, будучи социальной, еще и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям.
Этикет как органическая часть поведенческой культуры является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой. Разные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, внося особенный колорит в общепринятые поведенческие принципы. Этикет играет в жизни современного общества весьма важную роль. Выполняя ряд функций регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Учитывая их, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение. Он может создать благоприятные для общения условия, а это весьма важно, поскольку они способствуют успешному воспитанию детей и налаживанию отношений с родителями на основе уважения к себе, а следовательно, повышению авторитета педагога.
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня, полоролевых установок. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.
Знание этикета помогает понять, как целесообразнее вести себя среди людей определенной социальной группы, как поступить в сложившейся ситуации, как строить отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Изучая содержание и сущность этикета, мы пришли к выводу в основе этикетного поведения, всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Порядок и эстетичность поведения влияют на состояние самого общества и дают дополнительный и обширный материал к его изучению. Именно поэтому, говоря студентам о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, мы выделяем три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично в соответствии с принятыми в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами. Эти критерии определяются общественно экономическими условиями и социальным положением человека.
Приведенная далее схема наглядно показывает взаимодействие важных общественных явлений, отражающих поведение и влияющих на него. Чтобы решать эти задачи профессионально, будущему педагогу следует четко представлять структуру современного этикета: его формы, виды и разновидности, о которых мы говорили прежде (см. Дошкольное воспитание. 2000. №3).
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. От того, как и что человек говорит, зависят его деловые и личностные контакты.
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. В. А. Сухомлинский, отмечая огромное значение слова педагога, писал, что «искусство воспитания включает в себя, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих. Например, распространено такое выражение: «Я извиняюсь». По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные другим неудобства и т. п., но по форме означающее: «Я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите».