Статья Учим малыша говорить
Учим малыша говорить.
Мы никогда не задумываемся о том, как возникает речь, какие зачатки речи формируются в мозгу ребёнка, каким образом ребёнок воспринимает слова и как он учится строить из них предложения. В этой статье я рассмотрю основные этапы становления речи ребёнка и постараюсь ответить на вопрос, что нужно делать родителям, чтобы правильно развивать речевые навыки у детей.
Детский лепет - это начало развития речи ребёнка. Когда ребенок не понимает еще большинства слов, но пытается что-то объяснить на своем “детском” языке – это сигнал для мамы, что пора начинать активно заниматься развитием речи малыша. Нужно стараться как можно больше говорить с ребенком, улыбаться, петь песенки, рассказывать детские стихи. Мозг ребенка в этот период впитывает всю полученную информацию.
Некоторые мамы считают бесполезным занятием читать детям, какие - либо стихи или шутки-прибаутки в возрасте до года, но это зря, так как у детей в этом возрасте идет постоянное усваивание информации. Лучше всего голосовую информацию поддерживать зрительно. К примеру, можно взять игрушку – мишку, покачивая ее из стороны в сторону говорить стихотворение про мишку косолапого. То же самое можно проделывать с другими игрушками.
Для лучшего запоминания, проделывать такие мини занятия на развитие речи нужно постоянно, когда собираетесь гулять, когда кушает ребенок, когда играете с ним, спускаетесь по лестнице, идете по дорожке. При желании на каждый предмет можно найти четверостишие. Ваши усилия будут не напрасны, и вскоре можно будет увидеть плоды своего труда. Ребенок будет ждать от Вас разговора, затем повторять движения если рассказываете про “Сороку – Белобоку ” или ” Теремок”.
Следующий шаг в развитии речи будет такой, что Вы, читая стихотворение специально делаете паузу на простых словах, для того чтобы стимулировать ребенка повторять и он обязательно подхватит вашу “игру” , что приведет к дальнейшему развитию речевых навыков. Такое простое на вид стихотворение как ” Мишка – косолапый” может творить чудеса в развитии детей. Делайте паузу на последних словах, при этом смотрите на ребенка стимулируя его взглядом и увидите, что у него возникает позыв закончить предложение.
Обязательно хвалите малыша, для того чтобы вызвать дальнейшую стимуляцию повторения слов. Далее развитие речевых навыков должно пойти понарастающей, и Вы увидите, когда нужно будет останавливаться на середине предложения, затем произносить только одно слово в начале. Не заметите, как ребенок при игре будет сам проговаривать все четверостишие.
Стихи для развития речи лучше брать простые, маленькие, легко запоминающиеся.
Играет ребенок машиной, а Вы приговаривайте:
Машина едет, машина гудит
В машине, машине народ сидит!
Вот поле, вот речка вот лес густой,
Приехали детки, машина – стой!
Идет по ступенькам:
Топай правою ногой, топай левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
Умываете водичкой:
Водичка, водичка, умой Кате личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Играете в мячик
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь.
желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Берем игрушку зайчика
Заинька, серенький,
Ножками: топ – топ – топ
Ручками: хлоп – хлоп – хлоп
Мозг ребенка впитывает нужную ему информацию и настает время, когда малыш удивляет окружающих своими познаниями. Развитие речи детей также тесно связано и с мелкой моторикой.
То, что малыш перебирает пальчиками игрушки, бусинки, копается в песке – это не просто игра - это серьезные упражнения для развития мозга. Стимулирование нервных окончаний расположенных на кончиках пальцев приводят к интенсивному развитию важных функций в отделах ЦНС. Стимуляция нервных окончаний у ребенка является ключом в таинственный мир нашего познания.
Очень хорошо в развитии мелкой моторики помогает и пальчиковый массаж, который можно делать как руками, так и обычной зубной щеткой. А чтобы малышу не скучно было сидеть, можно преподнести такой массаж в виде игры.
Круговыми движениями по часовой стрелке массируйте “подушечки” пальцев ребенка, приговаривая:
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик резать его стал,
Этот жарить его стал.
Но, а этот взял и съел, потому и растолстел.
Или:
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Ну а этот пальчик – Я
Вот и вся моя семья!
Игра в “Ладушки” и Сорока – белобока” – это основы в развитии мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитием речи у детей.
Необходимо уделить особое внимание обучению детей пальчиковым играм в раннем возрасте. Эти игры очень важны маленьким детям, потому что они непосредственно влияют на развитие речевого центра, стимулируя основные его функции, которые затем помогают в дальнейшем развитии ребенка и усвоения им техники рисования и письма.
Воспитатель МБДОУ №30 Кальянова О. Ю.