Родительское собрание Умеете ли вы любить своего ребенка

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка"

Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.
Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Участники: родители детей 10-12 лет.
Предварительная подготовка.
Попросите детей продолжить неоконченное предложение (на выбор) “Если бы я был моими папой (мамой, бабушкой, дедушкой, ) то.”. Эти мысли детей вложите в подписанные конверты для того, чтобы в конце собрания раздать их родителям.
Тему собрания, эпиграф запишите на доске.
Приготовьте бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
Приготовьте бейджи (листочки с иголочками) для имен участников собрания.
Напишите с обратной стороны доски слова “Неоконченного предложения” для родителей.
Приготовьте плакат “10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали” в форме “ошибка – ключевая фраза”, опуская комментарий.
Памятка – конспект собрания, который вручите в конце каждому родителю.
Листы ватмана с нарисованным солнышком, маркеры.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
“Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми”.
С. Соловейчик
Ход собрания
I. Ввод в работу. Работает социальный педагог.
Добрый день. Сегодняшнее наше собрание с необычной темой. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.
Прежде чем мы начнем работу, мне бы хотелось с вами познакомиться. Я предлагаю вам написать свое имя отчество на карточках и прикрепить их.
Спасибо. А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.
Работать мы будем эффективно, используя кооперативное обучение, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:
Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
У нас нет зрителей, работают все.
Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.
Принимаем правила? Давайте работать.
II. Актуализация темы. Работает классный руководитель
Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал “Воспитание школьников”. [2]
Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы как они учат уроки?
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
А телевизионные передачи и книги?
Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Считаем количество набранных баллов.
Готовы получить оценку?
Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали
более 20 баллов.
От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
III. Анализ родительских ошибок. Работает социальный педагог.
Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг.
Для дальнейшей работы нам необходимо разделится на группы. Предлагаю назвать по очереди времена года: зима, весна, лето, осень. Сядьте по группам.
Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты.
Объединитесь в группу, обсудите и выберете 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые волосы, сейчас представит вашу работу для всех. У вас 10 минут. По истечении времени кто-то из группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются общие ошибки.
Давайте выберем общие ошибки, которые присущи родителям. (классный руководитель выписывает эти ошибки на доске)
На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. На доске закрепляется плакат, на котором названы ошибки и ключевые фразы к ним, педагоги зачитывают и, комментируют некоторые ошибки по просьбе родителей. Просят родителей порассуждать и прокомментировать эти ошибки, возможно чувства, которые вызваны этой информацией.
IV. Анализ форм проявления любви к ребенку. Работает классный руководитель. Сейчас я попрошу всех снова сесть в круг.
Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учится на чужих ошибках, не правда ли? Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха. Я предлагаю вам вновь собраться в группы за столами и выполнить упражнение. Оно называется “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и нарисуйте такое солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши достоинства.
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Начинает первая группа. Она выписывает 5 качеств, следующая продолжает, выписывая другие 5, и так, пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Чур, не повторяться!
Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
(Родители садятся в круг.)
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно. Предлагаю вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом. [5]
Какой бы родитель не хотел сказать: “Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и пытаться приблизится к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что: (Фразы читают по очереди классный руководитель и социальный педагог)
Это обычные дети.
Они ведут себя как все дети на свете.
В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.
Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я выражаю им свою любовь к ним только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее (если не более), чем они сами.
Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им по мере того, как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.
Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.
V. Подведение итогов работы. Рефлексия. Работает социальный педагог.
Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно), поцеловать или потрясти тяжелой отцовской рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышлений в памятке – конспекте нашего разговора. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла
Мне не понравилось
Хотелось бы продолжить разговор на тему..” Ответы родителей меняются на памятки[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проговариваются по желанию.
Большое спасибо за работу.
Хочу вернуться к тем словам, которые вынесены в эпиграф нашего сегодняшнего разговора
“Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть.
Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”. С Соловейчик
Классный руководитель благодарит родителей за работу, напутствует и раздает конверты с рассуждениями детей на тему “Если бы я был моими мамой, папой, бабушкой, дедушкой, то я бы своему ребенку (со своим ребенком)..” - по выбору, предупреждая родителей о секретности и эксклюзивности полученного письма, которое не следует обсуждать с детьми.
Список используемой литературы:
Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов /автор-составитель Бескоровайная Л.С. – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.
Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов /авторы-составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С. – Ростов на/Д: “Феникс”, 2001.
А.Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.