Семинар Как понять ребенка
СЕМИНАР С РОДИТЕЛЯМИ
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО »
Задачи:
Помочь родителям лучше понимать своих детей, их потребности.
Помочь увидеть основные ошибки в воспитании, осознать их.
Показать возможность жить в гармонии с собой и ребенком.
Цели:
Предоставить возможность прочувствовать на своем опыте, как сказываются на детях отношения между родителями.
Показать значимость внимания к ребенку со стороны взрослых.
Научить взаимодействовать с ребенком.
Ход занятия.
Приветствие. Знакомство. Добрый день уважаемые родители!!!Меня зовут (Имя) (коротко о себе). Сейчас я хочу попросить каждого из вас представиться, обозначить как бы вы хотели чтобы к вам обращались участники группы, и сказать о своих ожиданиях, что ждете от семинара, с какими чувствами вы пришли.
Мини - лекция. Отношения между детьми и родителями.
Чаще всего разногласия между родителями и детьми возникают из – за собственной позиции родителей. В этом мне пришлось убедиться на личном опыте. Ситуация эта довольно частая и приводит к различным, порой трагическим, разногласиям между поколениями.
В чем причины такого поведения родителей?
Попробуем упорядочить информацию:
- родитель воспринимает ребенка, как свою собственность, забывая о том, что ребенок - вполне самодостаточная личность;
- родитель, будучи в детстве сам окружен плотной опекой, повторяет этот же «сценарий» по отношению к своим детям;
- родитель, в детстве лишенный родительского внимания и ласки (сирота, нежеланный ребенок и т.д.), восполняет этот «пробел» на своих детях;
- наличие у родителя страха потерять ребенка;
-родительские сверхожидания (компенсация за счет успехов ребенка собственных жизненных неудач);
Во всех этих случаях в отношениях между родителями и детьми присутствует жесткий авторитаризм родителей, чему ребенок сопротивляется в той или иной мере. Протест будет иметь несколько форм:
- открытый бунт;
- скрытый протест;
- девиантное (измененное) поведение;
- ауизм;
- склонность к отклонению от семьи ( бегство, обращение в секты)
- видимое временное подчинение с накоплением обиды, которая рано или поздно проявится ( иногда в трагических, криминальных формах).
Любая форма протеста по сложности будет всегда зависеть от силы авторитета родителя и способности ребенка сопротивляться. Этот процесс, как известно не трагичен для обеих сторон. Поэтому, чем раньше начинается поиск выхода из создавшейся ситуации, тем легче «вылечить» проблему и сделать отношения между детьми и родителями, если не идеальными, то приемлемыми для всех
Существует так же и другая сторона отношений между родителями и детьми, которая тоже приводит к конфликту сторон. Это тот случай, когда в отношениях отсутствует близость и понимание. Причин здесь тоже несколько:
- инфантильность родителей ( неготовность к роли воспитателя, слабость натуры);
- ассоциальность родителей (пьянство, социальная отверженность и т.д.);
- «ненужность» ребенка (ранние или незапланированные роды, отсутствие условий для воспитания);
- непонимание вследствие разных условий воспитания, разности интересов (очень сложный случай, когда происходит так, что дети на порядок выше или ниже в интеллектуальном развитии, чем родители);
- приемные дети.
Выше описанные случаи по разрешению конфликтов намного сложнее описанных в первой части статьи, так как требуют больше эмоциональных и психических затрат и, кроме того, обязательной сторонней помощи (психологи, социальные службы).
Но в любом случае, при возникновении таких проблем необходимо искать как можно быстрее вход из создавшейся ситуации. Так как участники второго вида конфликтов чаще оказываются в трагических ситуациях, попадающих под действие Уголовного Кодекса.
Диагностическая методика «Домик». Нарисуйте дом так чтобы каждый член семьи был какой - либо его частью. Важно проследить такие детали, кто из членов семьи дверь, кто окно, крыша. Совместная интерпретация рисунка. Данное упражнение наглядно демонстрирует нам кто какую роль исполняет в семье.
Упражнение «Рисуем конфликт». Группа делится на пары, определяются кто мама, кто ребенок. Рисуют конфликтно, сидя напротив друг друга. Затем обсуждение, наблюдение. Наблюдаем свои чувства, и манеру поведения. Обсуждение, кто какие чувства обнаружил, удалось ли отследить собственную манеру поведения в ситуации конфликта. Акцент на чувства которые удалось испытать во время эксперимента.
Упражнение «Понять, продолжить». Группа делится на пары, определяются кто мама, кто ребенок. Даем фломастеры разного цвета. Ребенок начинает рисовать что-либо не договариваясь, мама подходит продолжает, таким образом пока не закончат рисунок. Наблюдаем за своими чувствами, за тем как мы понимаем своих детей. Обсуждение (кто рисует первым, сколько цвета мамы, сколько ребенка).
Упражнение «Дорога жизни».
1 этап. Ставим стулья, стол. Группа делится на пары мама - ребенок. Ребенку завязывают глаза шарфом, задача мамы провести ребенка по дороге жизни (стульям). Отслеживаем свои чувства, ребенок, мама. Обсуждение.
2 этап. Ребенок с завязанными глазами, сам идет по дороге жизни.
Наблюдаем, стараемся обнаружить свои чувства, что происходит внутри.
Как было когда вела мама?
Как было когда проходила сама?
Отслеживаем, кто как провел ребенка, делаем вывод о том, как ведем своих детей.
Правильным будет помочь прощупать своими руками, иногда поддерживать, но не вести конкретно за руку. Для ребенка действительно важно, когда его поддерживают, и помогают когда ему необходимо. Данное упражнение помогает осознать и прочувствовать, как помочь ребенку идти по жизни.
Упражнение завершение «Ромашка»
Всем участникам раздаются ромашки, в центре написать имя ребенка, на каждом лепестке положительное качество ребенка.
Рефлексия.
Скажите несколько слов о своем состоянии: Кто с чем уходит? Что удалось подчеркнуть для себя?
Прощание.