Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии
МКУ ДО Оричевский Дом творчества
Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии
Автор: Вершинина Н.А.- педагог-организатор
Дополнительная образовательная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] театральной студии направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа театральной студии имеет
художественно – эстетическую направленность.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки.
Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы в обучении позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
Цель программы:
Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы 1 года обучения:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- формировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
-развивать коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- формировать художественно - эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
Задачи программы 2 года обучения:
- создать условия для приобретения детьми опыта творческой
деятельности (исполнительского мастерства);
- продолжать работу по формированию навыков актёрского мастерства;
- продолжать работу по развитию творческих артистических способностей детей;
- продолжать развивать коммуникативные и организаторские способности воспитанников;
- продолжать формировать художественно - эстетический вкус;
- продолжать работу по воспитанию социальной активности личности воспитанника.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность, участие в праздничных мероприятиях, проводимых в ДТ (театрализованные постановки, конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в различных учебных заведениях.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде театрализованного представления, спектакля).
5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника. Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Программа рассчитана для обучающихся 8 – 17 лет.
Принимаются в объединение все желающие по заявлению родителей.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Год обучения
Количество часов в год
Режим занятий
1 год обучения
140 часов в год
2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения
210 часа в год
2 раза в неделю по 3 часа
Формы занятий
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами, индивидуальные для работы над ролью и работы с текстом, репетиции, участие в праздничных мероприятиях ДДТ и театральные выступления.
Дисциплины программы 1 года обучения:
- театральная игра;
- основы актерского мастерства;
- основы сценической речи;
- основы сценического движения;
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Знать:
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над театрализованным представлением, спектаклем;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы подачи художественного материала
Уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- подавать художественный текст с учётом логики и внутреннего понимания.
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением.
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театральной студии в театрализованных представлениях или сценических постановках по мотивам драматических произведений. А так же участие в праздничных мероприятиях, концертах.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
№
п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Всего теория практика
1
Театральная игра
16 6 10
2
Основы сценической речи
36 6 30
3
Основы актёрского мастерства
64 10 54
4
Основы сценического движения
24 3 21
всего
140 25 115
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
Тема
Всего
Теория
Практика
1
Театральная игра
16
6
10
1.
Я наблюдаю мир
2
1
1
2.
Я слышу мир
2
1
1
3.
Я осязаю и обоняю мир
2
1
1
4.
Язык жестов, движений и чувств
2
1
1
5.
Я и мир предметов
2
1
1
6.
Мир художественных произведений
6
1
5
2
Основы сценической речи
36
6
30
1.
Работа над дикцией
10
2
8
2.
Фонационное дыхание
10
2
8
3.
Искусство звучащего слова
16
2
14
3
Основы актёрского мастерства
64
10
54
Раздел 1. Навыки актёрского мастерства
1.
Введение в предмет
2
2
-
2.
Работа актёра над собой
14
2
12
3.
Коммуникация
8
1
7
4.
Творческое оправдание и фантазия
8
1
7
Раздел 2. Репетиционно - постановочная работа
1.
Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)
32
4
28
4
Основы сценического движения
24
3
21
1.
Темпо - ритм
4
1
3
2.
Мускульная свобода
12
1
11
3.
Пластика
8
1
7
РАСШИФРОВКА ТЕМ
Театральная игра
Дисциплина «Театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры ребенка. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач:
- через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации детей, развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть индивидуальность, научить быть в гармонии с собой; - через чтение и анализ художественной литературы – способствовать формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический вкус. Реализация программы позволяет педагогу увидеть ребенка в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и
своевременно скорректировать издержки.
Тема 1. Я наблюдаю мир.
Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.
Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки» и др.
Тема 2. Я слышу мир.
Теория: Объяснение темы «Я слышу мир».
Значение в театральном искусстве игры.
Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» и др.
Тема 3. Я осязаю и обоняю мир.
Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.
Практика: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.
Тема 4. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. Практика: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «Лес» и др.
Тема 5. Я и мир предметов
Теория: Важность развития навыков сценического общения
Практика: Работа с воображаемым и реальным предметом.
Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Упражнения «Шнурок», «Конверт» и др.
Тема 6. Мир художественных произведений.
Теория: Понятие художественное произведение.
Практика: Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.
Основы сценической речи
Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в сценической речи.
Тема 1. Работа над дикцией
Теория: Понятие сценическая речь. Значение сценической речи.
Практика: Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Речевые упражнения с движением и др.
Тема 2. Фонационное дыхание
Теория: Понятие фонационное дыхание.
Практика: Комплекс упражнений на дыхание. Развитие навыков правильного фонационного дыхания. Упражнения «Пёрышко», «Машинка», «Колокола», «Мы по лестнице шагаем», и др.
Тема 3. Искусство звучащего слова
Теория: Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм, правила литературного произношения.
Практика: Работа над текстами стихов и отрывками прозы.
Основы актёрского мастерства
Основной целью является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка (в том числе воображения, ассоциативного-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), Обогащение его духовного опыта через знакомство с основами театрально-творческой деятельности, формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области;
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.
Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.
В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры.
Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется, обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного развития личности ребенка.
Раздел 1. Навыки актёрского мастерства
Тема 1. Введение в предмет.
Теория: Специфика театрального (актёрского) искусства. История театра.
Практика: Игровой тренинг на знакомство с основами театрального искусства.
Тема 2. Работа актёра над собой.
Теория: Знакомство с основами системы Станиславского.
Практика: Тренинги на развитие актёрских способностей. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Упражнения на развитие актёрских способностей «Я – предмет», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства», инсценировка песен, имитация песен. Развитие артистической смелости и актерского внимания при работе на сцене в присутствии зрителей и т.д.
Тема 3. Коммуникация.
Теория: Объяснение сценического общения. Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.
Практика: Работа с партнёром. Упражнения на «общение»:
«Я знаю, что ты любишь», «Импровизированный диалог», «Передатчик-приёмник», и др.
Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).
Взаимодействие со зрительской аудиторией.
Проведение праздничных мероприятий, концертов в качестве ведущих.
Тема 4. Творческое оправдание и фантазия.
Теория: Объяснение сценической правды.
Практика: придумать простейший бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действия;
- показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;
- найти оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);
- описать картины, возникающие перед внутренним взором;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказать о своих наблюдениях за миром людей, природы;
- выполнить индивидуальные задания, не реагируя на сигналы,
поступающие со стороны зрителей;
- распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;
- вспомнить и описать реальные происшествия и реальное состояние
по заданной педагогом теме.
Раздел 2. Репетиционно- постановочная работа.
Тема: Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)
Теория: Читка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.
Практика: Репетиции отчетной показательной программы (показательные занятия, театрализованные представления, концерт, инсценировка стихотворений, этюдов и др). Создание сценических костюмов, декораций.
Сценическое движение
Направлено на снятие мышечных зажимов, приобретение навыков внутреннего раскрепощения при работе на сцене.
Тема 1. Темпо-ритм
Теория: Темпо-ритмическое решение представления.
Практика: Упражнения на развитие чувства ритма «Хлопки», «Барабанщик», и т.д.
Тема 2. Мускульная свобода
Теория: «Тело, как инструмент актёра».
Практика: Упражнения на освобождение мышц, координацию в пространстве. Аутотренинг на раскрепощение мышц тела.
Тема 3. Пластика
Теория: Объяснение важности пластики тела при работе не сцене.
Практика: Комплекс упражнений на пластику движения: «Шаги на месте», «Волны», «Танцы народов мира» и т.д.
Ожидаемые результаты
На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытых уроков. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам коллектива (присутствие публики обязательно). При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
Кроме того, результат работы и детей, и педагога, можно увидеть во время концертных выступлений, праздничных мероприятий, которые проходят на публике.
Основная цель работы со студийцами 2 года обучения –художественно-эстетическое развитие личности на основе приобретенных ею в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Дисциплины программы 2 года обучения:
- основы актерского мастерства;
- основы сценической речи;
- основы сценического движения;
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Знать:
основные теоретические понятия:
- о сценическом этюде и о его драматургическом построении;
- о создании сценария этюда и форме его написания;
- о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;
- о событии и событийном ряде;
- о втором плане роли и внутреннем монологе;
- о сюжете и его структуре;
- о роли жанра и стиля в драматургии;
Уметь:
- анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации, импровизировать;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- выполнять упражнения по пластике движения и раскрепощению тела;
- подавать художественный текст с учётом логики и внутреннего понимания.
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- приёмами освобождения голоса;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- приёмами работы с литературным текстом.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театральной студии в сценической постановке по мотивам произведений детских писателей, показ спектакля зрителям (педагоги и учащиеся Дома детского творчества, родители, воспитанники детских домов и детских садов). А так же участие в праздничных мероприятиях, концертах, фестивалях местного, регионального уровня.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения
№
п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Всего теория практика
1
Основы сценической речи
60 9 51
2
Основы актёрского мастерства
99 15 84
3
Основы сценического движения
51 3 48
4
всего
210 27 183
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
ТЕМА
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1
Основы сценической речи
60
9
51
1.
Освобождение голоса
12
3
9
2.
Сценическая речь
18
-
18
3.
Работа с литературным текстом
30
6
24
2
Основы актёрского мастерства
99
15
84
Раздел 1.
Навыки актёрского мастерства
33
6
27
1.
Атмосфера
3
-
3
2.
Ощущение пространства
3
-
3
3.
Импровизация
3
-
3
4.
Мизансцена
6
-
6
5.
Внутренний монолог
6
6
-
6.
Овладение словесным действием
6
-
6
7.
Этюды
6
-
6
Раздел 2.
Репетиционно - постановочная работа
66
9
57
1.
Читка сценария. Распределение ролей
3
3
-
2.
Мысль и подтекст. Логика действия
3
3
-
3.
Сценическая задача и чувство
3
3
-
4.
Репетиционная работа
27
-
27
5.
Индивидуальная работа над ролью
12
-
12
6.
Создание сценических костюмов
6
-
6
7.
Создание декораций
6
-
6
8.
Показ спектакля в ДДТ, в Детском доме, в Детском саду
6
-
6
3
Основы сценического движения
51
3
48
1.
Речевая и двигательная гимнастика
15
3
12
2.
Характерность движения
6
-
6
3.
Пластическая импровизация
6
-
6
4.
Построение композиций. Баланс и координация
6
-
6
5.
Работа над сценическим движением. Репетиции сценического действия
18
-
18
РАСШИФРОВКА ТЕМ
На данном этапе обучения самым важным направлением является
достижение осмысленного существования учащихся на сценической
площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса.
Основы сценической речи
Тема 1. Освобождение голоса.
Теория: О строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.
Системы:
- энергетическая (дыхательно-органическая), легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.
- генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).
- артикуляционно-резонаторная система (система резонаторов, система звукооформления).
Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, маленький язычок.
Практика: Дыхательные упражнения «Опора», «Насос», «Пёрышко», «Лыжи», «Свеча» и др. Упражнения на раскрытие гортани «Яйцо», «Замёрзшее стекло» и др. Упражнения с гласными:
установка звуков
определенные гласные с согласными
произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)
слова с гласной
Имитация звуков: жужжит муха, фырчит мотор машины, воет ветер. Далее произносим сочетания звуков: ми, мэ, ма, мо, му, мы; ди, дэ, да, до, ду и т. д.
Упражнения на развитие резонаторов «Колокола», «Грузинский хор», «Машинка» и др. Голосовой тренинг.
Тема 2: Сценическая речь
Теория: Объяснение предмета сценической речи, для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.
Практика: Артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):
а) губы
б) упражнения для языка
в) упражнения для челюсти
Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).
Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок) Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.
Дикционные упражнения – произношение буквосочетаний (би, бэ, ба, ди, дэ, да, врли, врлэ, врла и т д.), скороговорок.
Тема 3. Работа с литературным текстом.
Теория: Логика речи. Логические ударения. Разбор текста по логике речи и логическим ударениям.
Практика: Работа с литературным текстом.
Основы актёрского мастерства
Основной целью является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка (в том числе воображения, ассоциативного - образного мышления, эмоциональной отзывчивости), Обогащение его духовного опыта через знакомство с основами театрально-творческой деятельности, формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.
На данном этапе обучения самым важным направлением является достижение осмысленного существования учащихся на сценической
площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса.
В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры.
Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется, обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного развития личности ребенка.
Раздел 1. Навыки актёрского мастерства
Тема 1. Атмосфера - окраска, настроение ситуаций, созданная
психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.
Теория: Понятие атмосфера.
Практика: Упражнения на столкновение атмосфер, например: абитуриенты
ждут результаты экзамена - атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.
Тема 2. Ощущение пространства.
Теория: Понятие сценическое пространство.
Практика: Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».
Тема 3. Импровизация. Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления.
Теория: Объяснение понятия действенной задачи, события и его оценки. Практика: Упражнения на овладение ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.
Тема 4. Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей».
Теория: Понятие мизансцена.
Практика: Упражнение «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.
Тема 5. Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.
Теория: Объяснение понятия внутренний монолог, его значение в актёрской игре.
Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».
Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.
Практика: Примерное упражнение: "Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его "умом”, кто – "чувствами”, кто – "телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали "частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Тема 6. Овладение словесным действием. Умение действовать словом
приобретается в процессе активного контакта, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия.
Теория: Понятие словесное действие.
Практика: Упражнения «Помоги мне», «В магазине», и др.
Тема 7. Этюды - это основной профессиональный навык. Самостоятельный
поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных)
обстоятельствах. С этого года обучения и дальше в содержании этюдов необходимо наличие действенной задачи и события.
Теория: Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»
Факт - (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.
Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.
Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт.
Практика:
Примерные задания и темы этюдов:
На достижение цели - «на уроке рисования»- нарисовать портрет
этого мальчика, который сидит к тебе спиной.
Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка», «Находка»,
«Сломал!?» ...
Этюды – наблюдения
1.Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке»
2.Наблюдения за людьми: «В транспорте», «На улице», «В магазине»
3.Пародии: « Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии
друг на друга»
Одиночные этюды на зону молчания - «Не могу решить задачу!»,
«Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»
Этюды на рождение слова - «Не хочу!», «Прости», «Надоело».
Раздел 2. Репетиционно - постановочная работа
Тема: Работа над произведением, спектаклем.
Теория: Читка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.
Практика: Репетиции спектакля. Показательные занятия, индивидуальная работа со студийцами над ролью, показ спектакля. Создание сценических костюмов, декораций.
Основы сценического движения
Направлено на снятие мышечных зажимов, приобретение навыков внутреннего раскрепощения при работе на сцене, овладение пространством сцены, развитие координации.
Тема 1: Речевая и двигательная гимнастика.
Теория: Важность речевой и двигательной гимнастики для работы на сцене.
Практика: Дыхательные упражнения. Гимнастика на снятие зажимов
конечностей и шейного отдела. Упражнения на тренировку подвижности
пальцев. Работа с предметом. Произношение текста в движении.
Тема 2: Характерность движения. Гротеск, пародия.
Теория: Понятие гротеск, пародия.
Практика: Различные характерные движения. Упражнения на фантазию посредством преобразования обычного, повседневного движения в гротеск. Переключение и смешение серьезного и смешного.
Тема 3: Развитие творческих способностей обучающихся. Пластическая импровизация.
Теория: Понятие пластическая импровизация.
Практика: Импровизация под различное музыкальное сопровождение.
Пластика героя и его характерности. Массовые пластические зарисовки и их воздействие на эмоции зрителя.
Тема 4: Построение композиции. Баланс и координация.
Теория: Важность умения владеть своим телом в сценическом пространстве.
Практика: Упражнения для развития координации. Упражнения на баланс. Переключение «скоростей» движения.
Тема 5: Работа над сценическим движением. Репетиция сценического действия.
Теория: Особенности движения на сцене при работе в спектакле.
Практика: Упражнения на передачу чувств. Упражнения на внутреннее состояние человека. Работа над сценическим действием спектакля. Проработка действия и мизансцен спектакля.
Ожидаемые результаты
На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытых уроков. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам коллектива (присутствие публики обязательно). При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
Кроме того, результат работы и детей, и педагога, можно увидеть на премьере спектакля.
Методическое обеспечение
Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный центр или инструмент
- ноутбук
- подборка музыкального сопровождения (фонотека)
- обучающие видеоролики
- костюмы, декорации, реквизит, необходимые для работы над созданием театрализованных постановок
- элементы костюмов для создания образов
- материал для оформления задника сцены
Список литературы.
Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации, М., Просвещение, 1973 г
Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002.
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.
Захава Б.Е.. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет. училищ. - М. «Просвещение», 1973.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей, М., Просвещение, 1970 г.
Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.
Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.
Титова А. А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь», М., 1981 г.
Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. – Барнаул, 1990.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.
Игры - обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В.. М., 1994.
Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999.
Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.
Станиславский К.С. Собрание сочинений.
Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства
импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой
фонд актерского мастерства)
Кох И.Э. Основы сценического движения. СПб.: Планета музыки, Лань, 2012.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., «Прайм-Еврознак», 2010.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений культурно-просветительных училищ и институтов культуры. М., Просвещение, 1967.
Савкова З.В. Техника звучащего слова./Методическое пособие./ М. ВНМЦНТиКПР, 1988.
Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999.
Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005
Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
Сорокин В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути
драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27
Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. -
Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010
Заголовок 215