Отзыв на прочитанную статью


На прочитанную статью Ш. А. Амонашвили
«Духовная основа образования»

Человек, выбрав педагогику как профессию, невольно делает ее частью своей жизни, порой самой значительной частью. Но всегда полезно возвращаться в прошлое, чтобы лучше понять будущее.
Я многое для себя открыла и переосмыслила, прочитав статью Ш.Амонашвили «Духовная основа образования».
Познакомилась с представленными автором определениями классического педагогического мышления и традиционного, а также качественными отличиями между ними.
И позволила себе согласиться с одним из выводов: «гуманная педагогика идёт по пути творчества и инноваций и потому чужда консерватизму». В отличие от других профессий педагог обязан постоянно учиться, уметь меняться, идти «в ногу со временем».
Особое мое внимание привлек отрывок, в котором говорится «цели авторитарной педагогики внешне гуманны: в них отражается забота общества и государства о детях. Однако суть гуманности педагогики определяется не только целями и задачами, которые должны быть достигнуты в результате длительного образовательного процесса, но и средствами достижения этих целей. Для авторитарной педагогики средства эти — силовые, принудительные — построены по принципу «кнута и пряника». Для гуманной же педагогики суть средств достижения целей растворяется в общении, которое несёт детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества.»Действительно, общение на сегодняшний день является одной из основ образования. Причем, умение общаться - это требование не только к учителю, но и к обучающемуся.
Вспоминаются моменты из моего опыта работы в школе, когда с помощью слова пресекались конфликты, когда с помощью слова, могла убедить родителей в решении какой-то проблемы. Да и дети сегодня больше доверяют умению убедить, чем «разбираться на кулаках».
Нам, как в 90-е годы 20 века, пришло время поговорить о гуманности и духовности. Как и в те годы, выход из кризиса, мы можем найти в «расширении сознания». «Если сознание наше примет измерение духовности, то постепенно произойдёт переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.»Выполняя свои обязанности в качестве социального педагога, я искренне стараюсь помочь детям, погружая в их сердца семена духовности, свободы, уважения к личности.
И полностью согласна с тем, что
- Ребёнок — есть Явление, «веление духа» в нашей земной жизни.
-  Ребёнок несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.
- Ребёнок несёт в себе первозданную энергию духа — неограниченную возможность духовного совершенствования.»В своей статье Амонашвили «Духовная основа образования» призывает нас, учителей и педагогов, быть достойными высокого звания «Учитель», идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и учиться: «Нельзя воспитать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью. Доброта — добротою. Благородство — благородством. Личность — личностью и т. д. Отсюда необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: «Уча — учимся», «Воспитывая — воспитываемся», «Образовывая — образовываемся сами».
Я с интересом прочитала статью и пришла к выводу, что, наверное, не стоит ждать, когда придет «твое» время, а можно начать творить Добро сейчас, не ожидая удобного случая.
Ты – Учитель.
Социальный педагог - учитель и воспитатель в одном лице. Многое в твоих руках и многое зависит от тебя самого.
Эта статья заставляет о многом задуматься.
И я пришла к выводу:
Нельзя останавливаться, надо всегда идти вперед, действовать: «Неужели учитель сможет довольствоваться тем, что станет воспитывать Скалозубов, Молчаливых, жадных до денег банкиров? Хорошо жить во имя чего? Надо искать более высокие идеалы. Любовь к человечеству — маленький идеал, когда живёшь в космосе».