Технологическая карта с дидактической структурой урока математики в 5 кл. по теме окружность и круг.
Технологическая карта с дидактической структурой
урока математики в 5 классе
по теме « Окружность и круг»
Разработчик проекта:
учитель математики ГБОУ СОШ №2
им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района
Клявлинский Самарской об.
Максимова Н.Р.
2016
Технологическая карта с дидактической структурой урока математики(5 кл.)
ТЕМА. Окружность и круг.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
создать условия для развития умений выполнять геометрические построения и решать геометрические 2. задачи разного уровня сложности
3. познакомить с геометрическими фигурами: окружность и круг;
4. научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире - объекты, для которых окружность и круг являются моделями.
Коррекционно-развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, работать по алгоритму.
обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий.
учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Воспитательные:
учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным
вариантом.
формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
формировать мотивацию к учебной деятельности.
формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации и обучению и познанию
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: (*-для детей с ограниченными возможностями здоровья)
*оборудовано рабочее место: ноутбук, аудиоплеер, наушники, диктофон, СД-диски, презентации.
Использованные технологии:
ИКТ,
здоровьесберегающие,
обучение в сотрудничестве,
разноуровневые,
смысловое чтение.
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Используемый дидактический и наглядный материал ( для детей с ОВЗ)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые способы деятельности
Коррекционная
работа
Академические компетенции
Жизненные компетенции
1. Этап
Актуализация знаний.
*презентация (основные правила с примерами)
*карточка с заданиями
Приветствует уч-ся, проверяет готовность уч-ся к уроку, организует доброжелательный настрой уч-ся.
*проверка порядка на рабочем месте, наличие необходимого на уроке.
Организует проверку знаний правил и работу по карточкам
*работа по карточке
Слушают учителя, настраиваются на урок.
Вспоминают определение правильных и неправильных дробей и смешанных чисел, сравнения дробей с единицей, приводят примеры, задают друг другу вопросы по теории, выполняют задания по карточке. *устно отвечает учителю, работает по карточке в паре с другим учеником, проговаривая ему определения.
Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Выстраивать логическую цепь рассуждений
Быстрая проверка опорных знаний. Воспроизведение изученной информации
Подбирать аргументы, соответствующие решению задачи, участвовать в диалоге, правильное оформление работы.( и для*)
формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям
*развитие представлений о времени;
2.Этап
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока.
* карточка с целью урока
*презентация
*карточка с текстом об окружности
-Положительный настрой на работу и сотрудничество.
*кладет карточки и открывает презентацию.
Где в цирке проходит представление? (на арене)Какую форму имеет арена? (круга)Вот на арену вышел артист с обручем. Какую форму имеет обруч? (окружность)
Определите тему нашего урока. Сформулируйте цель урока.
Организует самостоятельную работу с текстом об окружности по карточкам( одна на парту). Задание- прочитать текст, отметить то, что известно и выписать новые понятия.
Давайте изобразим в тетради обруч (окружность). Точку, в которой стояла игла циркуля обозначим буквой О. Как называется эта точка? (центр окружности)
Теперь изобразим в тетради арену (круг). Чтобы отличить окружность от круга, в круге закрасим внутреннюю часть. Окружность является границей круга. Она тоже принадлежит кругу.
Поставим на окружности произвольные точки А, В и С. Соедините эти точки с центром О.
Как называются отрезки ОА, ОВ, ОС? (радиусы)
Сколько радиусов можно провести в окружности? (бесконечное множество)
Измерьте данные радиусы ОА, ОВ, ОС. Какое свойство у радиусов одной окружности? (они равны)
В математике радиусы обозначаются буквой r. Запишем ОА=ОВ=ОС=r.
А кто знает, что такое диаметр окружности? Как его построить? Сколько диаметров можно построить?Сравните диаметр и радиус. Что можно сказать о их длинах? (диаметр равен двум радиусам)
Запишем формулы длины радиуса и диаметра в тетради.
d = 2r r = d : 2.
Работа с книгой № 405
Отвечают на вопросы и формулируют тему и цель урока.
Работают с предложенным текстом, читая его и отвечая на вопросы
Работают в парах.
Изображают окружность и круг. Отмечают их центры, радиусы, диаметры.
Записывают формулы нахождения диаметра и радиуса.
* Работают с предложенным текстом, читая его и отвечая на вопросы
*Работают в парах.
*Изображают окружность и круг. Отмечают их центры, радиусы, диаметры.
*Записывают формулы нахождения диаметра и радиуса
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.
Отражать в письменной форме свои решения, рассуждать и обобщать, участвовать в диалоге, выступать с решением проблемы.
* Отражать в письменной форме свои решения, рассуждать и обобщать, участвовать в диалоге, выступать с решением проблемы
Умение использовать речь для регуляции своего поведения
Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Принимать и сохранять цель и задачу
*развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов развитие пространственных представлений ориентации;
* работать в определённом темпе; - осознавать цель инструкции; - удерживать в памяти инструкцию; - отвечать на вопрос и выполнять задание в соответстие с инструкцией; - выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль; - рационально организовывать своё время на занятии; - анализировать ответы друг друга;
3. Этап
Освоение нового материала/закрепление/обобщение
*Карточка с заданием и с алгоритмом и с примерами для нахождения радиуса по диаметру и наоборот (работает в паре с однокласником)
Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.
Выработка соответствующих навыков и умений.
Предлагает выполнить совместно задания:
а) Как мы уже говорили в начале урока, арена цирка – круг. Во всех цирках радиус арены одинаков. Давайте найдем его зная что диаметр арены 13 м. При диаметре в 13 м наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади.
r = d : 2, r = 13:2 = 13/2 = 6 Ѕ м = 6м 50 см
По границе арены на тумбах сидят львы. Где должен стоять дрессировщик, чтобы расстояние от него до всех зверей было одинаковым? Какой длины должен быть хлыст, чтобы он мог достать им до каждого льва?
б) Радиус циркового обруча 45 см. Найдите его диаметр.
d = 2r d = 2*45 = 90 см
контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах.
Работа в парах, группах.
Учащиеся в парах проверяют работу друг друга.
* в парах проверяют работу друг друга.
Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.
Проводить сравнения по заданным критериям.
Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Умение оценивать правильность своих действий
* формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
4.Физминутка
Организует физминутку: Тема нашего урока «Окружность и круг». Покажите пальцами рук маленькую окружность. Представьте себе, что наша окружность растет вместе с нами и становится все больше. Показываем с помощью рук. Поднимаем её над собой и держим над головой. Подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо, то влево, то вперед, то назад. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и улетела, встанем на носочки и отпустим её.
Выполняют упражнения
* развитие динамической координации движений; развитие ритмической организации движений, переключаемость;
4.Этап первичного закрепления новых знаний.
*Карточка с заданием и с алгоритмом и с примерами для нахождения радиуса по диаметру и наоборот (работает в паре с однокласником)
Организация обобщения и систематизации учебного материала.
Предлагает выполнить совместно задания:
а) Как мы уже говорили в начале урока, арена цирка – круг. Во всех цирках радиус арены одинаков. Давайте найдем его зная что диаметр арены 13 м. При диаметре в 13 м наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади.
r = d : 2, r = 13:2 = 13/2 = 6 Ѕ м = 6м 50 см
По границе арены на тумбах сидят львы. Где должен стоять дрессировщик, чтобы расстояние от него до всех зверей было одинаковым? Какой длины должен быть хлыст, чтобы он мог достать им до каждого льва?
б) Радиус циркового обруча 45 см. Найдите его диаметр.
d = 2r d = 2*45 = 90 см
контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах.
Выполнение заданий.
Учащиеся в парах проверяют работу друг друга.
* в парах проверяют работу друг друга.
Умение выстраивать логическую цепь рассуждений.
Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.
Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
*
Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность;
5.Этап Творческое применение знаний в новой ситуации
*презентация различных геометрических узоров.
* учебник
Сохранение интереса к теме.
Выработка соответствующих навыков и умений.
Ни один цирковой артист не обходится без яркого, красочного костюма. Даже шапки у клоунов, тумбы, на которых сидят животные с узорами и орнаментами. Давайте откроем учебник на стр.115 рис.71. Здесь вы видите узоры, а на рис.70 – орнамент. Орнамент – это повторяющийся узор. Попробуйте разработать орнамент, которым можно было бы украсить костюм клоуна.
Самостоятельная работа по учебнику №409, 406, 408, Найдите радиус окружности, если d = 10 см. Найдите диаметр, если r = 4 см
Работают с учебником
Взаимопроверка, коррекция
*Работают с учебником.
*работает в паре
Умение самостоятельно анализировать условие задания, действовать по заданному алгоритму.
Обобщать, делать выводы.
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.
Умение корректировать и оценивать выполнение задания
6.Подведение итогов.
Рефлексия
*карточка с вопросами
Проведение рефлексии:
Организует фиксацию изученного на уроке:
- Что же нового вы узнали на уроке?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
- Наша цель достигнута? Ответьте на вопросы: 1)Принадлежит ли центр окружности? 2) А кругу?3) Задайте два условия, выполнив которые можно построить окружность? (наличие центра и радиуса).4) Сколько радиусов можно построить в окружности?5) А сколько диаметров?6) Как отличаются между собой радиус и диаметр?7) Как найти центр вырезанного круга, если он не отмечен?9) Как располагаются точки на окружности относительно центра
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу.
* слушает учителя и читает вопросы по карточке
* Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу.
Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.
Рефлексия своих действий
Умение осуществлять пошаговый контроль по результату
* обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Рефлексия изученного.
15