Родительское собрание Как научить детей понимать и любить прекрасное (1 — 4 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Новосокольники
(родительское собрание – устный журнал)
Составлено и проведено:
учителем начальных классов,
ИЗО, классным руководителем
Копыловой Галиной Алексеевной
Цели: Помочь родителям в формировании у детей чувства прекрасного, любви к природе, труду, людям труда, любви к своим детям.
Участники: родители учащихся 4-го класса, классный руководитель.
Подготовка:
Члены родительского комитета рассылают приглашения родителям на родительское собрание.
Сообщается семьям информация о конкурсе детских рисунков и поделок.
Классный руководитель проводит сбор фотографий, где родители с детьми на природе, в музее, заняты трудом, любимым делом, ухаживают за животными
Дети отвечают на вопросы:
Приходилось ли вам вместе с родителями сажать деревья, ухаживать за животными?
Бывали ли вы в музее, на концерте классической музыки с родителями?
Что вам там особенно запомнилось?
В чем, по вашему мнению, заключается красота человека?
Что у вас вызывает чувство прекрасного?
5. Родители помогают в подборке картин (приложение №1), литературы по теме.
Оформление: рисунки и работы детей на данную тему, фотостенд, картины, выставка литературы, клип «Чёрная смородина».
Парты поставлены полукругом.
На доске плакаты с изречениями великих людей.
- «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. М, Леонов)
- «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слушать ее музыку и проникаться ее тишиной» (И. И. Левитан)
- «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» (А. С. Макаренко)
План: 1 Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Эстетическое воспитание – что это?
Странички устного журнала:
красота труда
красота природы
роль искусства
музыка
спорт
литература
эстетика человеческих отношений
3. Заключительная часть собрания.
4. Решение собрания.
Ход собрания.
I. Организационный момент.
Тихо звучит спокойная музыка. Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки. Собравшиеся занимают места за круглым столом.
II. Вступительное слово классного руководителя.
«Человек стал человеком,
когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика.
журчание весеннего ручья
и звон серебряных колокольчиков,
жаворонка в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за окном,
ласковый писк волны
и торжественную тишину ночи, -
услышал и затаив дыхание,
слушает сотни и тысячи лет
чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Уважаемые родители! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об эстетическом воспитании, о воспитании у детей чувства прекрасного. Сейчас перед Вами будут открываться страницы устного журнала «Как научить детей понимать и любить прекрасное». Наш журнал как настоящий, только его не читают, а смотрят и слушают. Он сможет подсказать многим из Вас, как правильно воспитывать детей.
Эстетика - это наука об эстетическом освоении действительности человеком и искусстве, как важнейшей сфере такого освоения. Слово «ЭСТЕТИКА», в переводе на русский язык с греческого означает «ощущаю», «воспринимаю».
Эстетическое воспитание
Воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве, поэзии, действительности, это воспитание чувства гармонии зрительно воспринимаемого нами мира, развитие оценочного отношения к предметам и явлениям действительности.
Эстетическое воспитание формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве, поэзии и т д.
Красота – это качества человека, животного или предмета, которые делают этот предмет (человека, животное) приятным для окружающих. На этот предмет приятно смотреть, эту музыку приятно слушать. Это и есть эстетика – некая внутренняя гармония предмета.
Прекрасное - это сама жизнь. И поэтому, школа и семья должны помочь ребенку разобраться в жизни, научиться понимать прекрасное, любить его, отличать от безобразного. Мы обязаны воспитать ребенка нравственно и эстетически.
Главной задачей нравственного и эстетического воспитания является воспитание любви к Родине. Это чувство заключено в любви к своему народу, языку, природе, в памяти о погибших за народное счастье, в бережном отношении к памятникам страны – немым свидетелям героической истории народа, а главное о настоящем и будущем родной страны.
Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием – это составные части, развивающие задатки, заложенные в ребенке от природы.
1-ая страничка устного журнала «КРАСОТА ТРУДА».
Малыш впитывает, как губка, все, чем живет семья. Говорят дома в уважительном тоне о труде уборщицы, дворника – и ребенок будет уважительно относиться к этим людям, помогать; а если наоборот, то ему и на ум не придет, что мусор, который он оставил нужно убрать самому. Когда спрашиваешь детей, помогают ли они дома, почти все отвечают утвердительно. А на деле выясняется: системы поручений нет, помощь почти эпизодическая. Спешит мама на работу, раньше нужно выйти из дома, попросит дочь вымыть посуду и сходить в магазин за хлебом. Обычно же все мать делает сама: никому не надо напоминать, да и самой быстрее. А как должно быть?.. Вот поэтому дети должны сами проявлять инициативу.
Родители – это представители самых разных профессий. Именно Вы должны рассказать детям о профессиях, о людях труда; рассказать о том, сколько радости доставляет человеку любимая профессия, работа. Но как не странно дома редко кто из родителей рассказывает детям о своей работе. А ведь от этого во многом зависит, какими вырастут дети. Нужно, чтобы дети видели цель труда, чтобы не было так, как в этом случае
Отец сажает на даче яблони. Петя стоит здесь же рядом с маленькой лопаткой в руках. Когда отец, выпрямившись, отбрасывает землю в сторону. Петя тоже пытается поддеть лопатой комочки земли.
- Петя, не мешай, - строго замечает отец. Но Петя как будто не слышит его слов и продолжает ковырять землю лопатой. Отец повышает голос: «Мешаешь! Ты понимаешь? Займись чем-нибудь»
- А чем папа?
- Ну, копай тоже, да не здесь! А вот отойди и копай рядом Копай тоже ямку
Вскоре отец, увлеченный своей работой, забывает о том, что он сказал сыну, тем более, что Петя ему не мешает. Но Петя несколько минут погодя напоминает о себе.
- Я выкопал, папа.
- Что? – не поворачивая головы, спрашивает отец, внимательно смотря на тоненький ствол антоновки.
- Выкопал.
- Выкопал- машинально повторяет отец.
- Хорошо Ну а теперь закопай
- ? !
Ситуация обсуждается с родителями. Как поступили бы Вы? Комментарии родителей
Разве можно здесь говорить о прекрасном?
С детьми нельзя играть в труд – их надо учить трудиться. И отец Пети разве не мог поручить сыну более серьезное занятие, которое действительно было бы нужным? Ну, скажем, разве не мог бы он разрешить сыну помогать ему копать ту же ямку для яблоньки, которую копал сам.
Результат любого труда ребенка в семье всегда должен получать благодарность со стороны взрослых и, прежде всего родителей. Простое «спасибо» и «молодец», «умница» и «хорошо» окрыляет. Рождает уверенность, желание сделать еще больше. Такой подход прививает любовь к труду, готовит к созидательной деятельности, учит видеть и понимать прекрасные стороны трудовой деятельности, закладывает качества, необходимые будущему взрослому человеку.
В. А. Сухомлинский писал: «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
Выступление 1-2 родителей о том, как они воспитывают у ребенка любовь к труду.
2-ая страничка «КРАСОТА ПРИРОДЫ».
Труд физический облагорожен трудом умственным. Труд человека тесно связан с окружающей природой. Общение с ней делает человека нравственно чище, мягче, добрее.
Любовь к природе, бережное отношение к ней, забота о живых существах имеет большое нравственное значение. Огромно и эстетическое значение природы. Она воспитывает чувство и вкус человека. С любовью к природе начинается любовь к родному краю, к Родине.
В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей.
Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – все это при безразличном, а то и поощрительном со стороны взрослых членов семьи отношении может, в конечном счете, привести к крайне нежелательным последствиям. Запреты не помогут, а скорее навредят. Любопытство детей с самого раннего детства следует очень внимательно направлять в нужное русло. Любовь детей к природе начинается с осмысления ее ценности. Взять, к примеру, выращивание домашних растений. Нельзя ограничиться тем, чтобы дети своевременно их поливали. Следует всячески поощрять их интерес к процессу роста и развития растений, появлению ростков, цветов и плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения, как герани, бегонии, комнатные культуры помидоров и огурцов. Иными словами, каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить и развить у ребенка интерес к жизни природы. Потребность постоянно общаться с ней.
Особенно тян6ет детей к животному миру. Содержание животных в доме сопряжено с дополнительной нагрузкой и трудностями для родителей.
В семьях, где живут и где любят животных, дети чаще всего жизнерадостные, доброжелательные, общительные, собранные, добросовестные, нежели там, где к животным проявляют равнодушие или неприязнь.
Высыпав крошки, Наталья долго смотрит, как кормятся налетевшие птицы. Ей всегда кажется, что прилетают одни и те же.
Ну конечно, вот маленькая синица Вот синеватая гаечкаА вот взъерошенный воробей Девочка очень любит птиц и вообще животных.
А однажды она принесла голубя.
- Ну вот! Теперь уже целый зоопарк; - встретила ее мать, но, увидев, что у голубя перебита лапа, заторопилась за какой – то мазью. Это она, мать, научила свою Наташу любить животных и птиц.
Выступление подготовившейся группы родителей о воспитании любви к животным в семье.
Желание Вашего сына или дочери иметь в доме животных не такое уж плохое. И Вам, дорогие родители, нужно мириться с ними, поддерживать. Вам следует больше обращать внимание на отношение Ваших детей к животным и ни в коем случае не прощать, когда они их мучают, издеваются над ними. Задумайтесь над этим!
3-я страничка «РОЛЬ ИСКУССТВА»
Маленькая девочка с папой в художественном музее. В первый раз.
«Папа, смотри!» - указала девочка на картину «Девятый вал». Ничего эта надпись не сказала отцу и девочке.
«Рама позолоченная. Здоровая какая! Метра 4 будет» - отвечает отец.
А тем временем девочка уже в соседний зал сбегала и кричит азартно: «Там «Государственный совет», 30 метров, побежали скорей!»
Бездумность взрослого человека ясна и так
А вот еще один пример
В одном доме, где жил семилетний Алик, мы увидели над столом репродукцию васнецовской «Аленушки». А потом, спустя несколько месяцев, когда снова оказались в этом же месте висела уже другая картина этого же художника «Иван – царевич на сером волке».
- Вот так помимо всех бесед и рассказов об искусстве я знакомлю Алика с живописью, - говорила нам его мать.
- Сейчас у нас Васнецов, а был уже Репин, Шишкин, Левитан
Пройдет время, и мы вместе с ним выберем васнецовских «Богатырей» или еще что-нибудь. Вот какой способ мы придумали для знакомства сына с живописью.
Предлагается всем участникам собрания высказать свою точку зрения по этому поводу.
4-я страничка «МУЗЫКА И КРАСОТА»
В семье можно поощрять стремление ребят собирать марки, открытки, коллекционирование рисунков и т. п. Ведь это эстетически воспитывает их, помогает развивать их художественный вкус.
Нужно знать, что знает Ваш ребенок о музыке. Задавать себе вопросы: - Что знает сын или дочь о серьезной музыке? Как познакомить их с ней?
Однако отдельные родители считают, ищут оправдания.
«Мы – говорят они, - не музыканты, сами плохо разбираемся в музыке, как же можем научить понимать ее своих детей?»
- Что можно посоветовать в данном случае? Только одно, надо учиться понимать музыку.
Однажды кто-то из великих дирижеров, рассказал о своем детстве:
«Я вырос в очень музыкальной семье: отец немного играл на скрипке, а мать умела слушать» Это шутка, но сколько стоит за ней серьезного! Подумайте об этом родители
Следите ли Вы, дорогие товарищи родители, за тем, что делает Ваш ребенок в свободное время? Рисует? Занимается музыкой? Читает? Учится ли понимать мир красоты? Помните о том, что гласит украинская мудрость «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого».
А как Вы воспитываете любовь детей к музыке? Родители делятся опытом.
5-я страничка «КРАСОТА СПОРТА»
« Я не знаю никакой другой красоты кроме здоровья»
Г. Гейне
Важным средством нравственного и эстетического воспитания школьников во внеурочное время являются физическая культура и спорт, поэтому родители должны также следить за здоровьем детей, за тем, чтобы дети занимались спортом. Физкультура – залог здоровья, залог бодрости и силы, красота. Пластичность, грация. Как приятно видеть, когда отец с сыном идут вместе по парку на лыжах, как мама учит свою дочь кататься на коньках. Приятно и радостно! Любят, значит, в этой семье спорт, прививают к нему любовь детей.
Говорят, честность – это красота спорта. Эстетика спорта заключается не только в мастерстве, но и в строгости.
Рассказ подготовившихся родителей о том, как они воспитывают у детей любовь к спорту.
6-я страничка «ЛИТЕРАТУРА»
Большое внимание уделять чтению художественной литературы – неоценимому источнику знания об окружающей действительности, о прошлом народа, о духовном мире человека, источник эстетического наслаждения и нравственного обогащения личности.
Атмосфера любви к чтению, культ книги, знания должен царить в семье постоянно.
Детям нужно больше брать в библиотеках и читать книги о людях труда, о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Именно на примерах художественной литературы закаливается личность ребенка.
Родители рассказывают о том, как они воспитывают у детей любовь к литературе.
7-я страничка «ЭСТЕТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Культура человека заключается в умении вести себя в обществе, находить красивые способы выражения своего хорошего отношения к людям, включает в себя эстетику внешнего вида, выразительность речи. Безупречность манер, жестов, терпимость, отзывчивость к другим людям, способность понять их душевное состояние. Культура поведения включает в себя такие нравственные качества, как гуманизм, коллективизм, принципиальность, справедливость, товарищество, скромность, честность и другие.
Ребенку нужно чаще задавать вопрос: «Чем красив этот человек, а чем он не красив?», обращать внимание на внутренние качества характера людей, на культуру речи, культуру одежды. Воспитание умение эстетически оформить свою внешность, свой быт – это тоже тонкая и сложная работа, требующая от семьи и школы тактичной настойчивости, доброжелательных советов.
«Я хочу, чтобы мой сын был хорошим! Я хочу, чтобы моя дочь была отличным человеком! – часто говорят родители. И это стремление правильное. Однако правильное с поправкой. Почему с поправкой? Потому что просто «хорошего» и «отличного» воспитать нельзя. Можно воспитать характер человека. Вернее, черты его характера: мужество, скромность, искренность, волю, аккуратность
Родители также должны знать, что между их воспитательными беседами с детьми и личным примером их жизни, поведения, действий нередко бывает большая разница. Нельзя надеяться на результаты воспитания в семье, основываясь только на разговорах и поучениях вроде: «Делай так!», «Это – хорошо, а это – плохо», «Это можно, а это нельзя».
Пример родителей – вот что главное. Послушайте одно из воспоминаний детства.
Шел дождь. Папа ушел с друзьями на рыбалку. Я с нетерпением ждал их возвращения. Когда они пришли, я увидел, что в ведерке плескалось несколько серебристых рыбок, а на керосинке стояла сковородка.
- Что вы хотите с ними делать? – спросил я.
- Сейчас зажарим, пальчики оближешь.
Я подошел к отцу, схватил его за мокрую шинель и попросил:
- Папа, прошу тебя, не надо их жарить. Выпусти в речку. Может быть их ждут деткиили папы с мамой.
- Приятель, ты уже большой. Для чего же мы мокли под дождем? Хотели тебе приятное сделать.
- Выпусти всех, по-жалуй-ста, их ждут мамы и папы – заплакал я.
- Ну, хорошо, сейчас извинюсь перед гостями.
Отец взял ведерко и отправился на речку. Мне почему-то показалось, что отец не дойдет до речкиведь дома гости, а льет как из бочки.
Мать посмотрела на меня без ласки: - Куда ты?
- Папа обещал выпустить рыбок, но я подумал
- Так вот, ты запомни, что такое отцовское слово.
- Рыбки попросили передать привет своему защитнику, - сказал мокрый с головы до ног, но почему-то веселый отец. – На прощание они махнули тебе хвостиками.
- Папа, как я тебя люблю!
Этот случай я запомнил на всю жизнь.
Эпизод обсуждается с родителями. Верно ли, поступил отец? Почему Вы так считаете?
Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений.
Крик учителя, родителей заглушает, притупляет голос детской совести
Чувства эмоционально воспитанного человека доходит до детских сердец и без крика Если чувства живут в душе, дети «прочитают их между строк».
8-я страничка. Просмотр и обсуждение клипа «Чёрная смородина».
(см. приложение 2)
- О чём этот клип?
- Какие эмоции он вызвал у вас?
- Как вы считаете, что главное в воспитании детей? Выскажите свою точку зрения.
III. Заключительная часть собрания.
Помните, дорогие родители, в годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, должны быть особенно внимательными к нему. Помните и другое, что эстетическое воспитание, воспитание красотой – это испытанное оружие эмоционального воздействия на духовный мир ребенка и поэтому им нужно пользоваться предельно осторожно и бережно.
«Красота самый могучий магнит.
Бить на красоту, значит, бить наверняка». А. С. Макаренко
IV. Решение собрания.
Считать воспитание у детей чувства прекрасного (любви к труду, природе, искусству, литературе, спорту) важнейшим направлением совместной деятельности педагогов школы и родителей.
Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц, собирать корм для них, подкармливать их каждый день.
Принять активное участие в «Дне добрых дел», сделать красивые поделки для малышей, подарить фрукты и овощи ветеранам и т.д.
Привлечь детей для участия в работе эстетических, художественных кружков, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивных секций
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аринина Н. Л. Уроки прекрасного.- М.: Просвещение, 1973.
Буров А. И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1986.
В союзе с красотой. (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). Книга для учителя; Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987.
Клейменова Н. С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования, как средство эстетического воспитания. Начальная школа №8. 1990. с.24.
Николаев Л. Н., Воспитать человека. М.: 1987.
А. Лавров, О. Лаврова. Вы, ваш ребенок и мир вокруг./ Семья и школа.
Разин А. Воспитание красотой. Эстетическое и нравственное воспитание. М.: Знание, 1967.
Выдержки из журнала «Семья и школа».
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
«Как научить детей понимать и любить прекрасное». 14