Интерес к познанию-надёжная основа воспитания в рамках внедрения ФГОС


Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. N 1155 Стандарт разработан на основе :Конвенции ООН о правах ребёнкаКонституции РФЗаконодательства РФ Федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного образования В основе ФГОС заложены следующие основные принципы: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;Уважение личности ребенкаРеализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. В Стандарте учитываются: Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации Стандарт направлен на достижение следующих целей: Повышение социального статуса дошкольного образованияОбеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образованияОбеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоенияСохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Стандарт направлен на решение следующих задач: Охраны и укрепления физического и психического здоровья детейОбеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и в том числе ограниченных возможностей здоровьяОбеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования)Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миромОбъединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, обществаФормирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельностиОбеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образованияФормирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детейОбеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Основные принципы дошкольного образования: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развитияПостроение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношенийПоддержка инициативы детей в различных видах деятельностиСотрудничество Организации с семьейПриобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваФормирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельностиВозрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)Учет этнокультурной ситуации развития детей. Образовательные области Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира О свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,многообразии стран и народов мира. «Познание» Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: Сенсорное развитие ребёнка– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, это одно из направлений «Познавательного развития» детей дошкольного возраста, которое направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития . Раз, два, три — сложи детали,Чтоб они машиной стали.Собери гараж. ПотомНе забудь построить дом.Можно к самому порогуПроложить еще дорогу,Выбрать место для моста То-то будет красота!Из конструктора такогоЧто ни сделай — все толково! Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. « Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». В.Н.Сухомлинский. Установление преемственности между дошкольными отделениями и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом в рамках ФГОС дошкольные отделения обеспечивают базисное развитие познавательных способностей ребенка, а начальная школа, используя этот опыт и способствует его дальнейшему развитию Критерии сформированности «внутренней познавательной позиции дошкольника» Я хочуучиться! Я готов кпознанию! Я - субъектдетскогосообщества МБДОУ Верх – Амонашенский детский садВоспитатель: Галкина Н.В.