Конспект урока по окружающему миру Как нам жить!


МБОУ Покровская СОШ
Чановского района Новосибирской области
Конспект урока
По окружающему миру
В 4 классе
Учителя начальных классов
Безручко Нины Сергеевны

Тема: Как нам жить?
Цель: научить учеников находить противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
Задачи:
Предметные:
Находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
умение объяснять и оценивать прочитанное;
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Умение работать в группах.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную рефлексию
Личностные:
Развиваем умения высказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Структура урока
Организационно – мотивационный этап
Диагностика успешности
Актуализация первичного опыта на этапе введения новой учебной информации.
Актуализация обогащенного опыта на этапе усвоения нового материала.
Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН.
Оценочно – рефлексивный этап
План изучения темы урока:
Повторение основных понятий
Формулировка противоречий между хозяйственной деятельностью человека и природой
Нахождение причин противоречий
Выбор пути решения противоречий
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Организационно – мотивационный этап
Цель: Организовать детей на предстоящую работу.
Метод: Словесный
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня на уроке вы работаете в группах. Всем комфортно? У всех ли на столах учебники, рабочие тетради, простые карандаши, авторучки?
Перед тем как приступить к работе и проверки домашнего задания, хочу сказать следующее.
Здравствуйте!
Проверяют все ли необходимое на парте.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Диагностика успешности:
Цель: подготовить к восприятию новой учебной информации
Метод: Словесный
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Ребята, в конце урока вы сами себя оцените, с помощью листов самооценки. У вас на столах лежат листы, в которых указаны показатель самооценки это:
Я умею находить противоречия между деятельностью человека и природой.
Я умею объяснять причину противоречия
Я могу назвать путь разрешения противоречий
Итак, приступим к проверки домашнего задания Знакомятся с листком самооценивания.
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Актуализация первичного опыта на этапе введения новой учебной информации
Цель: Актуализировать знания основных понятий, привлечь социальный опыт детей для формулировки проблемы урока.
Метод: словесно - практический
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Итак, сейчас проверим домашнее задание, которое позволит определить проблему урока.
Ребята, на прошлом уроке , вы получили задание, ответить на вопрос: какие выдающиеся, значимые изобретения придумал и использует человек?
(показываю на слайде изобретения человека)
Итак, мы видим, сколь разнообразны и значимы для человека различные изобретения.
Как вы думаете, можно ли человека назвать могущественным?!
Поднимите руку, кто считает, что человек могуществен?
А кто считает, что не могуществен?
Почему вы так считаете?
Ответьте на вопрос, используя фразы, записанные на слайде:
«Я считаю, что человек могуществен, потому что…»
«Я считаю, что человек не могуществен, потому что…»
Выберите фразу и ответьте на вопрос.
Хорошо, ребята!
А теперь обратимся к диалогу Миши и Лены, как они смотрят на этот вопрос.
Откройте, учебник на странице 122.
Настя читает за Лену. Максим читает за Мишу.
Мы видим, что мнения наших героев не совпало.
Также как ваши мнения.
Какое противоречие возникло между ребятами во время диалога?
Давайте разберемся с мнением Миши. Почему природа в опасности? Приведите примеры из жизни?
Хорошо!
Посмотрите на слайд, вот последние глобальные проблемы, возникшие у людей.
- взрыв атомной станции в японии. В марте 2011 года, в Японии. Взорвался водородный газ в реакторе.
1. причина взрыва землетрясение в районе станции;
Следующее событие, взрыв атомной станции в чернобыле.
26 апреля 1986 года, на атомной электростанции взорвался ядерный реактор. Существует много версий, причины взрыва, одна из них, это резкое неконтролируемое повышение мощности ядерного реактора. Совсем недавно произошла катастрофа на дальнем востоке нашей страны, это наводнение. Это началось в июле месяце. Причина наводнения сильные ливневые дожди, другая причина сильная снежная зима.

Мы видим, что человек могуществен, но с другой стороны посмотрите, какие отрицательные последствия происходят в дальнейшем.
Итак. Мы видим, что между деятельностью человека и природой возникают противоречия! В чем оно?
И какой же возникает вопрос?
Какая проблема стоит перед нами?
Чтобы найти ответ на вопрос, мы с вами должны не только видеть противоречия, но уметь находить противоречия и уметь объяснять их.
А значит задачи нашего урока таковы (слайд)
Задачи урока:
Ищем противоречие
Объясняем противоречие
Находим путь решения противоречия
Какую задачу мы уже решили?
Назовите его ещё раз
1 группа какое противоречие мы выяснили?
2 группа теперь вы назовите противоречие.
Ну и 3 группа вы назовите противоречие.
Хорошо, вы все правильно назвали! Ответы учащихся:
- изобретения компьютера
- радио
- интернет
- телефон
- автомобиль
Поднимают руки
Я считаю, что человек могуществен, так как человек изобрел очень много изобретений.
Я считаю, что человек не могуществен, так как существование человечества зависит от природы.
Чтение по ролям
Между ребятами, возникло следующее противоречие, Лена считает, что человек могуществен. А Миша, считает, что человек делает все за счет природы, что природа в опасности.
Приводят примеры из жизни
Противоречия в том, что действия человека отрицательно влияют на природу.
Перед нами возникает вопрос: Как нам жить?
Мы решили первую задачу, мы нашли противоречия между деятельностью человека и природой.
Познавательные ууд: ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
Познавательные ууд:
-на основе анализа объектов делать выводы;
- умение объяснять, делать выводы на основе обобщения знания.
Личностные ууд:
Развиваем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию, определять причины явлений событий, умение объяснять и оценивать прочитанное
Коммуникативные ууд:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Приводя аргументы;
- слушать других.
Регулятивные ууд:
- развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные ууд:
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний
Регулятивные ууд: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Коммуникативное ууд: умение работать в группах
Актуализация обогащенного опыта на этапе усвоения нового материала
Цель: актуализировать новые знания
Метод: словесно - практический
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
И как же нам ответить на вопрос?! Какой выход, какие пути могут быть для решения данного вопроса?
Найдите путь по которому может идти человек. Мы посмотрели и выяснили, что человек делает и вредит природе. Какие пути решения проблем могут быть. Что может он сделать или не надо ничего делать. Или оставить все как есть и жить дальше. Ребята, вы поняли, что вы сейчас должны сделать?
Хорошо! Приступайте к работе.
Итак, 1 группа назовите свой путь решения.
2 группа, ваш путь решения.
И выход 3 группы для данного вопроса?
Итак, 2 группы пришли к пути, что нужно что-то изменить.
И 3 группа решила также жить.
У вас получились разные мнения. Но у человека есть ещё пути (показываю на слайде)
Пути решения проблемы (пишу на доске)
Отказаться от всего и уйти в пещеру
Также жить
Что нужно изменить в отношении Природы и человека
Чтобы оценить каждый путь, нам нужно объяснить причину противоречия, а для этого вспомним некоторые экологические знания.
Давайте обратим наше внимание на слайд. Здесь выделены основные вопросы, которые мы должны с вами ответить и вспомнить.
На слайде
1 вопрос: Кто такие производители, потребители, разрушители?
2 вопрос: Что такое круговорот веществ?
3 вопрос: Что такое экосистема?
Итак, отвечая на вопросы, у нас с вами получилась вот такая схема круговорота веществ в экосистеме.
Давайте, с вами объясним данную схему. Кто из вас может объяснить?
Производители производят, потребители потребляют, а разрушители поглощают, убирают весь оставшийся мусор от потребителей и возвращая вещества в природу, снова для производителей и потребителей.
Существует экосистема благодаря круговороту.
Ответьте на вопрос, существует ли в естественных экосистемах мусор?
Почему?
Хорошо, правильно.
Так откуда же взялись проблемы у человека?
Ответ вы найдете, прочитав в учебнике на странице 124, опасные последствия хозяйства человека.
Чтобы правильно ответить на вопрос, вы должны определить место человека в экосистеме, какую роль он выполняет?
Кто может ответить на вопрос, откуда же появились проблемы у человека?
Хорошо.
.
Попробуйте нарисовать схему такую же как мы с вами разбирали, только поставьте в схеме деятельность человека.
Чтобы вам изобразить схему, вам в помощь на слайде выделены схема круговорота экосистемы и приведен пример из жизни.
Ребята, вам понятно задание?
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Сейчас по одному человеку от группы, выйдите и зарисуйте на доске схему.
Итак, хорошо. Теперь объясните свою схему.
1 группа объясните, что означает ваша схема.
2 группа теперь ваша очередь пояснить нам вашу схему.
И третья группа, пожалуйста.
Хорошо. Присаживайтесь
Ещё раз обговорим схему веществ в жизни человека.
Показываю на слайдах и проговариваю.
Человек сам и производитель, и потребитель, а разрушителей нет!
Так чего же не хватает в схеме человеческой жизни?
Правильно.
Давайте с вами отдохнем, чтобы мы с вами дальше работали ещё плодотворнее.
Упражнение называется «Оживлялка».
Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираетесь о руки, выглядываете из окна. Всего 10 – 15 секунд. Стало жарко Повторить 2 раза.
Упражнение «Чинилка»
Потянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину и возьмите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь ещё больше к потолку, вытягивая позвоночник.
Мы с вами отдохнули. Присаживайтесь.
Продолжаем работу, а Антон выполнит задание самостоятельно работая со словарем.
В естественной экосистеме существуют разрушители, которые поглощают, употребляют, перерабатывают мусор. А таких разрушителей нет, в жизни человека. Человек ещё не научился перерабатывать, использовать отходы, мусор правильно в жизни, поэтому на планете возникают проблемы. О которых, мы уже говорили. Как называются проблемы, которые опасны для всех жителей планеты?
Кто из вас может дать название таким проблемам?
Хорошо. Такие проблемы называются глобальными. Давайте с вами проверим правильность нашего ответа.
Сейчас Андрей, зачитает, что означает слово глобальные.
Итак, Андрей зачитай пожалуйста в слух.
Правильно мы с вами определили название проблем, да, правильно.
Так какой можно сделать вывод?
Мы с вами узнали о чем?
К какому решению пришли?
Мы нашли объяснение на вторую задачу?
Предлагают пути решения проблемы
Производители – это растения, которые производят вещества.
Потребители - это животные, которые потребляют вещества.
Разрушители – это микроорганизмы, которые поглощают, перерабатывают и возвращают вещества производителям!
Круговорот веществ – это -
Экосистема - это эко - природа, система - порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" поддерживают круговорот веществ
В естественных экосистемах мусора не существует, потому что в экосистеме, существуют разрушители, которые поглощают весь мусор.
Читают текст и находят ответ на вопрос.
Отвечают на вопрос
Проблемы в жизни человека появляются от того, что в схеме человеческой жизни не хватает разрушителя, не хватает людей, которые правильно не нанося вред природе, бороться с мусором, научится правильно перерабатывать.
Да
Составляют круговорот веществ в жизни человека.
Рисуют на доске схему
Объясняют
Выполняют физминуткуАндрей выполняет самостоятельное задание, находит в словаре, определение слово «Глобальность».
Проблемы, опасные для всех жителей планеты называются глобальными.
Глобальный – значит полный, охватывающий весь земнойшар. В глобальном масштабе.
Человек делает всё для себя. Круговорот, который создает человек, он не замкнут и нет в нем разрушителей.
Познавательные ууд: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- умение объяснять, делать выводы.
Коммуникативные ууд: умение работать в группах, слушать других, доносить свою позицию до других.
Личностные ууд:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности, оценивать свои поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Познавательные ууд:
- ориентироваться в свой системе знаний;
- умение объяснять;
- на основе обобщения знаний делать вывод.
Коммуникативные ууд: умение работать в группах.
Познавательные ууд:
- перерабатывать информацию, делать выводы;
- развиваем умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем;
- представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные ууд:
Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные ууд: ориентироваться в своей системе знаний, умение объяснять;
- делать выводы на основе анализа объектов.
Коммуникативные ууд: слушать других, умение работать в группах.
Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН
Цель: обобщить и систематизировать знание учащихся по изученному материалу
Задача: закрепить новые полученные знания
Метод: практический
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
А сейчас вы выполните задание, которое поможет вам увидеть + и – последствия одного и того же изобретения человека. Откройте рабочую тетрадь, на странице 75, под буквой «М».
Олег, прочитай задание.
Марина, зачитай цепочку применения огня отрицательных последствий.
Хорошо. Придумайте цепочку положительных последствий применения огня. Что вы будете сейчас делать? Вам понятно? Посовещайтесь в группе и запишите.
Итак, давайте с вами посмотрим, что же у вас получилось.
1 группа – ваша цепочка.
Хорошо, спасибо.
2 группа зачитайте вашу цепь применения огня.
Спасибо, молодцы.
3 группа вам, пожалуйста, слово.
Хорошо.
А вот что получилось у меня.
(показываю свою цепочку на слайде)
Огонь – добыча тепла – приготовление пищи – людям стало жить лучше.
Итак, к какому же выводу мы пришли выполняя данное задание?
Какие вы увидели + и – огня?
Мы с вами ещё раз увидели, что изобретения человека влияют положительно и отрицательно.
Сейчас я раздам статьи о том, как люди пытаются защитить окружающую среду от загрязнения и вредных веществ.
Вы сейчас в группах изучаете материал 2-3 минуты, выделяете главное и представляете.
Итак, закончили, 1 группа.
2 группа представьте свой материал.
И 3 группа.
Хорошо, спасибо. Ребята, какой можно ещё раз сделать вывод?
Выполняют задание в рабочих тетрадях.
Да, понятно.
Зачитывают цепочки.
Мы пришли к такому выводу, что изобретения человека приносят пользу и вред окружающей среде.
Что человек своим могуществом вредит природе, что люди начинают задумываться и бороться с проблемами. Познавательные ууд: перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать факты и явления. Определять причины явлений.
На основе обобщения знаний делать вывод.
Личностные ууд:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные ууд:
- доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения,
Умение работать в группах.
Регулятивные ууд:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Рефлексивно – оценочный этап
Цель: стимулировать активность учащихся, формирование умение самооценки своей деятельности.
Метод:
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Так как же нам жить? Как нам разрешить данную проблему?
Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?
А что нужно сделать, чтобы избежать глобальных проблем?
Давайте сейчас каждый возьмет оценочный лист и поставит себе оценку в соответствии с критериями оценивания.
Итак, кто поставил себе оценку 5, поднимите руки. Молодцы, ребята!
Кто поставил себе оценку 4, поднимите руки? Хорошо!
Кто поставил оценку 3, поднимите руки? Так, ребята вам нужно быть внимательнее!
А есть такие, кто поставил оценку 2?
Хорошо, ребята!
В заключении хочется вспомнить слова Л. Н. Толстого о старике и яблонях:
«Старик сажал яблони. Ему сказали: зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут…»
Ребята, скажите как можно назвать старика, альтруистом или эгоистом?
Так, почему вы так считаете?
Скажите, так что же означает данная притча?
Задумайтесь, ребята, над словами старика. Пусть они станут вашим девизом в жизни.
Домашнее задание: напишите эссе на тему: «мой вклад в большую природу». Могущество человека большая угроза окружающему миру, потому что человек изобретает постоянно новые и новые изобретения, которыми пользуются все люди, но люди не задумываются, а что же и как правильно убрать получившийся мусор в результате использования изобретений.
Поэтому данная ситуация приводит к глобальным проблемам.
Чтобы не возникало глобальных проблем, человеку нужно задуматься над тем, как правильно убрать за собой мусор, чтобы не навредить природе.
Оценивают свою деятельность, ставят оценки. Поднимают руки.
Старика можно назвать альтруистом, так как альтруист – это человек, который готов бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Данная притча означает, что нужно бережно относиться к природе и беречь её для своих потомков.
Записывают домашние задание. Личностные ууд: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Познавательные ууд:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные ууд:
Умение слушать других. Доносить свою позицию до других.
Регулятивные ууд:
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Осуществлять познавательную рефлексию.