Родительское собрание Как повысить мотивацию к учебе? 5 класс

Родительское собрание в 5 классе
«Как повысить мотивацию к учебе?»

ЦЕЛЬ: Оказать помощь родителям в создании условий по повышению мотивации к учебе собственного ребенка.

ЗАДАЧИ:
Заинтересовать родителей в повышении мотивации своих детей к учебе;
Определить пути совместной работы родителей, педагогов, специалистов по повышению результативности обучения.


Добрый вечер!
Сегодня родительское собрание посвящено тому, «Как повысить мотивацию к учебе?».
И я хотела бы начать его со слов Сократа «Есть только одно благо – знание и только одно зло - невежество».

Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми?
Кто из нас, взрослых, не добившись желаемого успеха, не перекладывал в тайне свои несбывшиеся надежды на своих детей?
Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?

Разговор пойдет о мотивации.

? Ваши ассоциации, когда вы слышите слово мотивация?

! МОТИВАЦИЯ – это внутренние двигатели, заставляющие нас двигаться к той или иной цели.

Психологи – мотиваторы разделяют людей на два типа – тех, кто стремится к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи.

Первые это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы «А значит нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» (югославская теннисистка Моника Селеш к 20 годам заработала 8 млн. долларов, участвуя в чемпионатах).

Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. (Ребенок доволен тем, что получил «слабенькую» тройку на экзамене). Девиз тех, кто избегает неудач: «Главное – не побеждать, а участвовать». И они по – своему тоже правы, они живут в соответствии со своими установками и своей психологией.

Для изучения мотивации учебной деятельности детей в вашем классе, я использовала анкету Р.В. Овчаровой «Мотивация учебной деятельности», которая включает в себя ряд вопросов следующего содержания:
Тебе нравится в школе?
Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
Тебе нравится, когда отменяют какие - нибудь уроки?
Ты хотел(а) бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе своим родители и друзьям?
Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя?
У тебя в школе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Они помогают просмотреть - отношения ребенка с одноклассниками и учителями, отношение к школе.
И получила следующие результаты:
Высокий уровень мотивации – 0 чел., 0%;
Средний уровень мотивации – 1 чел., 5%;
Внешняя мотивация – 0 чел., 0%;
Низкий уровень мотивации – 9 чел., 41%;
Негативное отношение к школе – 12 чел., 54%.

Что же является причиной такой мотивации детей?
Во – первых, родители часто ориентируются на усредненные социальные стандарты и нормы, т.е. обычно сравниваю достижения своих детей с достижениями других детей такого же возраста. Зависимость успеха или не успеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимаются.

Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Одни дети могут усвоить материал быстро, прочитав его один раз, другим же требуется больше времени. Это зависит от особенностей ребенка, от того, что дала ему природа. Не стоит требовать с ребенка большего. Если у вас сомнение обратитесь к специалисту, чтобы он провел диагностику способностей ребенка и сообщил вам о результатах. Говоря о том, что у ребенка неудачи по математике, можно тяжко вздохнуть, и подумать: «Он у меня, наверное, бесталанный. Но и я сама в школе по математике была не очень». Если сын приносит из школы хорошую отметку, то отец редко может сказать: «Молодец! Хорошо поработал!» Скорее всего, он скажет: «Тебе, наверное, просто повезло – вопрос достался легкий».

Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в виде приказа навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность. Когда вы говорите ребенку:
«Садись, учи историю, а то опять двойку принесешь» - как мы можем сказать эту же фразу, но не в форме приказа, а в форме совета?
(Как у тебя дела по истории, ты поучи, а потом мне перескажешь, вместе ответим на вопросы после текста)
«Хватит сидеть за компьютером, иди делай уроки» - (Ты сегодня достаточно поработал с компьютером, отдохни не много, давай посмотрим, что тебе задано по предметам)
«Когда ты закончишь болтать по телефону, времени уже много и когда ты собираешься делать уроки или тебе опять не задано» - (С Таней вы увидитесь завтра в школе, пойдем, я посмотрю, как ты справилась с уроками).
Жесткий контроль может осуществляться и при помощи физического насилия над ребенком (отлупили тапочкой, скакалкой, дали подзатыльник), это также носит отрицательный характер.
Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Неудачи детей гораздо чаще вызывают упреки и недовольство. Один мальчик однажды спросил свою маму: «Почему ты меня всегда ругаешь и никогда меня не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?» на что его мама ответила: «А зачем за хорошее хвалить – это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!»

Если в семье авторитарный стиль воспитания, то неуспехи детей служат хорошим поводом для проекции на них собственного внутреннего напряжения и раздражения.
Если демократический стиль воспитания, то в таких семьях дети чаще добиваются успехов в школе, а в дальнейшем и в жизни т.к. отношение к ребенку не «над», а «вместе» - «Давай попробуем вместе выполнить задание Объясни мне как правильно делать» и т.д.
Если попустительский стиль воспитания, то не о каких высоких результатах речи быть не может. Так как все идет на самотек.

Неуспехи ребенка могут быть связаны и с возрастными особенностями. Учителя говорят о том, что дети срывают уроки, разговаривают, стали шумными и непоседливыми. Сейчас дети переживают период «бури и натиска». Бурное гормональное и физическое развитие. Родители в недоумении: «Раньше ребенок учился хорошо, а сейчас с ним что – то происходит»

Сформированная в детстве мотивация избегания неудач впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Взрослый человек будет бояться, достичь успеха или не особенно стремиться к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная, будет препятствовать этому.

С целью выяснить, какие условия должны быть созданы для достижения успехов, мы сняли видеосюжет и предлагаем его вашему вниманию
Что необходимо для того, чтобы вы хорошо учились?
Как вы понимаете значение слов «ребенок хорошо учится»?
Какие условия должны быть созданы для достижения успехов?

Уважаемые родители, что же необходимо делать, для того, чтобы повысить результативность обучения, вероятность их академического успеха в будущем?

(Работа в группах 5 – 7 минут) + музыкальное сопровождение (Приложение №1).

Обсуждение работы групп.
Все ваши предложения должны начинаться со слов: «Я должен», «Я сумею», «Я могу» и т.д.
То, что мы с вами наработали, я оформлю, и на следующем родительском собрании классный руководитель доведет до вашего сведения.

Вывод: мотивацию учебной деятельности можно повысить за счет изменения отношения к своим детям, главным образом за счет вашей искренней веры в большие потенциальные возможности своих детей.

Советы: которые можно дать родителям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха:

Хвалите своих детей за малейшие успехи.
Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят их школы.
Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.

Я надеюсь, что мы с вами будем сотрудничать и стремиться к повышению мотивации учебной деятельности ваших детей.
На этом тематическое родительское собрание заканчивается. Всего доброго, до свидания.




Материал подготовила: педагог-психолог Уфимцева Н.С.

(Приложение №1)

ТЕМА: «Как повысить мотивацию к учебе?»

Уважаемые родители!

Что необходимо делать ВАМ для того, чтобы повысить результативность обучения ваших детей?



№п/п


Ваши действия

Контроль


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Заголовок 1 Заголовок 215