Исползование инновационных технологий в работе школьной библиотеки
Муниципальная казенная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 им.Героя Советского Союза А.А. Макоева с.Чикола Ирафского района
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Педагог - библиотекарь
Боллоева И.А.
В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.
Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открыло новые возможности для работы. Процесс получения и обработки информации поднялся на качественно новый уровень.
Компьютер является бесценным помощником в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов.
В современных условиях проведение библиотечных уроков требует особого подхода. Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.
В начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.
Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:
- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.
- Способствует организации исследовательской деятельности.
- Применение компьютерных тестов.
- Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
- Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия ( что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
- При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.
Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия», «Энциклопедия Санкт-Петербурга». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.
В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Библиотека располагает более 100 презентациями, которые можно использовать в предметных областях и в воспитательной работе. С использованием презентации разработаны библиотечные уроки различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями осетинского народао народа, овладение детьми информационной грамотностью. На занятиях с использованием презентаций дети воспринимают информацию более непосредственно и эмоционально, легче и глубже усваивают материал выполняют различные задание и упражнения в более интересной форме.
Библиотечные уроки, мероприятия проводятся в рамках учебного процесса и во внеклассной деятельности.
Библиотека принимает участие в проведении общешкольных линеек (9 мая, день учителя, 8 марта), праздниках. Большая работа проведена по подготовке ежегодных праздников посвящёных толерантности «Дружат дети всей земли», «Страны мира», «Дружба народов». Каждый класс представлял свою страну, республику в сопровождении презентации.
Проведение библиотечно-библиографических уроков планируются в течении года на каждый класс.
В рамках патриотического воспитания разработаны мероприятия: Пионеры герои, Узники концлагерей. Библиотечные занятия проводятся в виде беседы или игровые мероприятия.
Например: беседа «История древней книги». Мы с ребятами отправляемся в путешесвии по разным древним странам, чтобы узнать где и как выглядела книга в далёком прошлом. В конце занятия дети выполняют задания, которые выполнены в режиме презентации, разгадывают кроссворд. Это гораздо интереснее для детей, нежели просто отвечать на вопросы о том, что нового они узнали.
Учащиеся 3-4 классов очень любят играть в «Поле чудес». Программа PowerPoint позволяет открывать буквы прямо на экране. Учащиеся выполняют другие задания, тем самым пополняя свои знания. Данные презентации могут быть использованы как для фронтальной работы, так и для индивидуальной работы учащихся в читальном зале. Все презентации есть на электронных носителях.
В этом году на библиотечных занятиях я использовала такие инновационные технологии, как проектная деятельность, коллективные средства обучения, развивающее обучение, тестовая технология.
Сегодня вы увидите некоторые технологии и их элементы на занятиях.
Об использовании проектной деятельности в совместной внеклассной работе классного руководителя и школьной библиотеки Вам расскажет и покажет мероприятие классный руководитель 4а класса Дзираева Алла Константиновна.
Совместно с классным руководителем Земфира Магометовна разработали занятие ко дню космонавтики. Мы разделили класс на космические экипажи. Каждый экипаж подбирал материал на заданную тему, используя для поиска информации интернет и электронную энциклопедию. Некоторые учащиеся свой материал представили в сопровождении презентации. Помимо этого дети написали сочинения на тему «Космос», подготовили творческие работы. Результатом проекта стала совместная презентация и мероприятие. В конце мероприятия для закрепления знаний - викторина.
Надеюсь, что та информация, которую мы предоставили была интересной и пригодиться Вам в дальнейшей работе.