План работы школьной библиотеки на 2016-2017 учебный год


«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»
МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш» __________ Мухаметзянов Ф.С.
_________ Мубаракшин А.И. 31. 08. 2016.
31. 08. 2016.




План работы
школьного библиотекаря
МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»
на 2016-2017 учебный год



Составила зав. библиотекой Мубаракшина Л.З.
Цели и задачи работы школьной библиотеки
Библиотека образовательного учреждения должна стать культурным, информационным, просветительским и воспитательным центром образовательной среды школы.
    Основные цели:
·     создать условия для эффективного сопровождения учебно-воспитательного процесса;
·        пропаганда литературы в помощь учебно-воспитательного процесса;
·        приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры;
·        овладение навыками работы с книгой, получением информации;
·        воспитание позитивного отношения к книге, потребности в чтении посредством использования различных форм работы с читателем;
Основные задачи:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
Организация доступа к информации.
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
Формирование экологической культуры учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
Совершенствование традиционных и освоение новых технологий и методов работы с читателями.
Выявление информационных потребностей всех участников образовательного процесса и формирование библиотечного фонда.
Основные направления в работе библиотеки:
Содействовать воспитанию развитой личности. Совершенствовать формы и методы работы с читателями.
Оперативно и качественно комплектовать фонды библиотеки, учитывая тему школы, библиотеки.
Улучшить информационно-библиографическое обслуживание читателей путем проведения дней информации библиографии.
Прививать школьникам потребность в систематическом чтении литературы для развития и повышения своего духовно-нравственного потенциала, развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей успешного усвоения учебных программ.
Проводить работу по сохранению учебного и художественного фонда. Работать над созданием не бюджетного фонда библиотеки, в том числе методом активизации участия педагогов и школьников в акции «Подари книге вторую жизнь».
Проводить работу соответственно учебно-воспитательному плану школы по следующим направлениям:
гражданско-патриотическому
правовому и нравственному
художественно-эстетическому
экологическому
физкультурно-оздоровительному
работа с родителями
краеведческая работа
Работа осуществляется соответственно международным, федеральным, региональным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, решениям органов управления образования, Уставом МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш», Положением о библиотеке.
Организация библиотечно-информационного обслуживания.
Обновление ресурса школьной библиотеки (не реже 1 раза в месяц)
Создание и обновление ЭФУЛ учебного фонда школьной библиотеки
Выполнение библиотечно-библиографических справок
Создание базы данных, по выполненным справкам, источником которых служил Интернет
Накопление собственного банка информации
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся школ с применением новых информационных технологий.
Соблюдение законов об образовании, законодательства о противодействии экстремизму в школьных библиотеках и о соблюдении закона о защите детей от вредной информации (возрастном ограничении).
Анализ работы
за 2015-2016 учебный год.
В течение 2015 – 2016 учебного года библиотека школы работал по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общего воспитательного плана школы.  Вся работа библиотеки была направлена на развитие и поддержку в детях привычки и любви к чтению и учению, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Для реализации этой задачи в течение года применялись различные формы и методы, как в информационной, так и в методической работе. Базовой основой информационной и методической работы являются книжные выставки, тематические массовые мероприятия для лицеистов, обзоры педагогической, методической литературы для педагогического состава, индивидуальные беседы у выставок.
В 2015-2016 учебном году читателями школьной библиотеки были 462 человек.
Количество по группам: учащихся начальной школы – 203; учащихся средней школы – 182; учащихся старшей школы – 37; педагогических работников – 35; других сотрудников школы – 5
Книговыдача составила – 8575 книг (5498(учебники) + 3075(худ.литер.)).
В школьной библиотеке за 2015-2016 учебный год согласно плану работы библиотеки, было проведено 25 мероприятий (праздничные книжные выставки, обзор книжной выставки, библиотечные уроки, литературная гостиная, беседы, урок-игра, викторины, правовые часы, праздники, турниры, громкие чтения, часы истории и мн.др.). В их проведении участвовали обучающиеся 1-9 классов, классные руководители, учителя-предметники.
В течение года разработаны и оформлены книжные выставки к календарным и знаменательным датам: «Здравствуй, школа» (1 сентября День знаний), к Международному месячнику школьных библиотек «Любите книгу и цените библиотеку!» (октябрь), «Учитель - профессия вечная» (5 октября День учителя), «Все мы разные, а Родина одна» (4 ноября День народного единства), «Страницы дружбы и добра» (16 ноября Международный день толерантности), «Новогодний переполох» (декабрь), «День воинской славы России», «900 дней мужества» (27 января), «Авганестан- наша память и боль» (15 февраля День памяти вывода войск из Демократической республики Афганистан), «Тел дигән дәрья бар, дәрья төбендә мәрҗән бар» (21 февраля Международный день родного языка), «Весна и женщина похожи!» (8 марта Международный женский день), «Всемирный день здоровья» (апрель), «Никто не забыт, ничто не забыто» (9 мая День победы).
В течение всего года оформлялись тематические выставки «Юбилейный звездопад» к круглым датам писателей и поэтов. Книжные выставки «Поэты-юбиляры»: 145 лет А.И. Куприна, 145 лет И.А. Бунина, 130 лет Г.Тукая, 125 лет М.А.Булгакова, 120 лет С.Есенина, 110 лет А.Л. Барто, 110 лет М.Джалиля и т.д.
Привитие интереса к книге, чтению.
В течение года была оказана помощь учителям, классным руководителям в поведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Производился подбор литературы, сценариев, стихов. В целях привлечения читателей к чтению художественной, познавательной литературы были проведены различные мероприятия. Например, конкурсы чтецов, посвященные памяти поэтов С.Есенина, А.Л. Барто, А.С. Пушкина, М.Джалиля, Г. Тукая.
С 1 по 8 класс были проведены библиотечные уроки на следующую тематику: «Правила обращения с книгой» (1 класс), «Структура книги» (2 класс), «Периодические издания для младших школьников» (3 класс), «Первые энциклопедии, словари, справочники» (3 класс), «Знакомство с кругом научно-познавательной литературы» (4 класс), «Как построена книга» (5 класс), «Выбор книг. Библиографические указатели» (6 класс), «Справочно-библиографический аппарат» (7 класс), «Периодические издания для старших подростков» (8 класс). Библиотечные уроки помогают выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной в библиотечных фондах.
Мероприятия.
21 октября было проведено единое общешкольное мероприятие «Единый урок культуры». Где учащиеся начальных классов ознакомились достопримечательностями Республики Татарстан. В ходе мероприятия были отмечены и награждены лучшие читатели начальных классов. В конце мероприятия ученики получили «Культурный дневник школьника». И в течение учебного года они старались посещать культурные места и мероприятия для заполнения этого дневника.
11 февраля прошла встреча с писателями-земляками. Где на встречу с учениками пришли Мансур Сафин, Владимир Калашников, Юлия Апполонова. Учащиеся школы приготовили концертные номера, а гости в ответ рассказывали о себе и подарили школьной библиотеке свои книги.
15 февраля в школьной библиотеке была проведена викторина среди 8 классов посвященное 110 летию Муса Джалиля. Ученики показали свои знания по биографии и творчеству поэта. С результатом 1балла победили ученики 8 Б класса.
21 февраля было проведено общешкольное мероприятие посвященное Международному дню родного языка под названием «Туган телләр була бер генә, туган телнең кадерен бел генә». Учащиеся 5-10 классов подготовили концертные номера и выступили на 3-х языках.
17 марта для первоклассников прошла «Посвящение в читатели». Учащиеся 5 классов показали театрализованное представление о книжном царстве. В конце мероприятия первоклассникам были вручены Памятки читателя.
21 марта прошел конкурс стихов посвященный к Всемирному дню поэзии. Конкурс прошел в 3-х возрастных группах. Победителями стали Шайдуллина Алина (2 класс), Белоусов Данил (3 класс), Хасанова Алина (5 класс)
В дни недели детской книги проведены следующие мероприятия: литературная игра по сказкам Г.Г. Андерсена «В гостях у любимого сказочника» (1-4 класс), викторина «По следам сказочных героев» (для детей группы продленного дня)
В рамках празднования 110-летия со дня рождения А.Л. Барто был подготовлен ряд мероприятий: конкурсы чтецов, книжно-иллюстративные выставки, литературная гостиная. В исполнении школьников звучали стихи поэтессы, отрывки из прозаических произведений.
19 апреля для учащихся з классов была проведена викторина «Габдулла Тукайда кунакта», посвященное 130-летию татарского поэта Г. Тукая. Также был организован конкурс рисунков «Тукай әкиятләрендә кунакта».
В конце мая в международный день школьных библиотек обучающиеся познакомились с историей праздника, с правилами пользования библиотекой, её историей, графиком работы, отделами и особенностями фонда, каталогами и картотеками; узнали, какие услуги оказывает библиотека.

В течение учебного года активно участвовали в различных конкурсах и конференциях.
Участие в конкурсах
Участие во Всероссийской научно-исследовательской конференции имени Ф.Садриева (27.03.2015);
Участие в Республиканской конференции имени Р.Фахреддина (29.01.2016);
Участие в Республиканской научно-практической конференции имени К.А. Валиева (12.02.2016);
Диплом 1 степени в дистанционном конкурсе «Край родной, на век любимый» (30.12.2015);
Диплом 1 степени в дистанционном конкурсе «Проектная деятельность библиотекаря» (29.12.2015);
Участие в муниципальном конкурсе буктрейлеров (январь)
Подготовка учащихся к конкурсу
Участие во Всероссийской научно-исследовательской конференции имени М. Махдиева (16.10.2015);
Дистанционный блиц - турнир «Родная земля», 3 победителя 1 степени;
Свидетельство за участие во Всероссийском конкурсе «Однажды в старой Дании…» (декабрь, 2015);
2 и 3 место на районном конкурсе рисунков, посвященное 130-летию Г. Тукая (апрель, 2016)
Общие выводы и предложения:
1. Школьная библиотека выполняла большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
2. Возросла взаимосвязь школьной библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
3. Книжный фонд пополнился художественной и детской литературой.
4. Активизировать читательскую активность в среднем звене.
5. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качеством обслуживания читателей.
Формирование фонда школьной библиотеки

Содержание работы Срок исполнения  
Работа с фондом учебной литературы  
1 Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год. Сентябрь-октябрь
   
2 Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. Май-июньАвгуст-сентябрь  
3 Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
Работа с библиографическими изданиями (тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
Составление совместно с руководителями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2017 -2018учебный год
Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора лицея и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
Согласование и утверждение бланка-заказа на 2017/2018 год администрацией школы, его передача районному методисту по учебной литературе
Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но отсутствующих в бланках заказов
Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки, внесение изменений в ЭФУЛ Ноябрь
В течение года
 Октябрь
 
 ноябрь
 
Октябрь
Август  
4. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) ДекабрьАпрель  
5 Организация обслуживания по МБА: (получение учебников во временное пользование из других библиотек, оформление накладных. По мере необходимости 6. Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ Октябрь-декабрь  
7. Изучение и анализ использования учебного фонда В течение года  
8.  Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы В течение года  
9. Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию В течение года  
10.  Ведение журнала выдачи учебников Май, сентябрь  
11.  Составить УМК на 2017/2018 учебный год Июнь  
12. Пополнить картотеку учебно-методических пособий по реализации ФГОС ООО для 1-6 классов Октябрь  Работа с фондом художественной литературы Срок исполнения  
1. Изучение состава фонда и анализ его использования Декабрь  
2. Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений Постоянно в течение года  
3. Учет библиотечного фонда По графику инвентаризации  
4. Формирование фонда школьной библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации По мере
комплектования  
5. Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы Постоянно  
6. Подведение итогов инвентаризации. Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии. Октябрь-ноябрь  
7. Выдача документов пользователям школьной библиотеки Постоянно  
Работа с фондом:
оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления
соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год
обеспечение свободного доступа пользователей школьной библиотеки к информации  
Постоянно в течение года  
Работа по сохранности книжного фонда:
организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД
составление списков должников 2 раза за учебный год
 обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности фонда.
раз в месяц проводить санитарный день
систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий  
Постоянно в течение года Постоянно в течение года  Декабрь, май
Постоянно в течение года
   
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу Октябрь-декабрь  
Обеспечение работы читального зала В течение года  
Организация обслуживания по МБО (получение литературы во временное пользование из других библиотек, оформление накладных) По мере необходимости  
Формирование недостающих книг из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе В течение года  Комплектование фонда периодики    
1 Оформление подписки на 1 полугодие 2017 года Контроль доставки Октябрь  
2 Оформление подписки на 2 полугодие 2017 года Контроль доставки Май  
Справочно-библиографическая работа
     Содержание работы  Срок исполнения
1 Вести тетрадь учёта библиографических справок Постоянно
2 Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации Октябрь-декабрь
3 Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начального среднего звена с применением новых информационных технологий В течение года
4 Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам. По заявкам
5 Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности                                                                                              В течение года
Работа с читателями
 №  Содержание работ  Срок исполнения
I Индивидуальная работа  
1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. Постоянно
2. Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. Постоянно
3. Рекомендательные беседы при выдаче книг Постоянно
4. Беседы о прочитанной литературе, других использованных носителей информации Постоянно
5. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в школьную библиотеку. По мере поступления
6. Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Что порекомендуешь прочитать другу?» Январь-февраль
7. Изучение и анализ читательских формуляров В течение года
II Работа с родительским комитетом школы  
1. Составление списка учебников, необходимых учащимся к началу учебного года
Методическая помощь в проведении родительских собраний.
Вывешивание рекламной информации для родителей на сайт школы.
Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг и чтения на родительских собраниях.
Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда школьной библиотеки в рамках акции родителей «Подарим книге вторую жизнь»
Провести анкетирование родителей на родительских собраниях по теме «Спасём детей от гаджетов с помощью книги» Май-июнь
 По плану школы
 Раз в четверть
 По плану школы
 Сентябрь
 Январь
III Работа с педагогическим коллективом  
1. Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. На педсоветах
2. Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. Апрель
3. Оказание методической помощи к уроку  Август
4. Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки лицейских газет По требованию МО и педагогов
IY Работа с учащимися  
1. Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки Постоянно
2. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) 1 раз в четверть
3. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. Постоянно
4. Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. Постоянно
5. Ознакомление лицеистов с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах других школьных библиотек В течение года
6. Провести ежегодный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начального и среднего звена лицея Октябрь-март
5 Воспитание здорового образа жизни  
 

Пополнение папки материалов на тему «Здоровым быть модно»
Книжно-иллюстративная выставка «В здоровом теле – здоровый дух»
«Особенности национальной учебы» - беседа о сохранении и укреплении здоровья «Здоровом теле – здоровый дух» в течение года
октябрь-февраль
ноябрь
ноябрь
6 Нравственное воспитание  
  1.
2.
3. Уроки нравственности по методике, дискам и книгам писателя А. Лиханова (9-11 классы)
«Главное слово в нашей судьбе» - литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню матери
«Добру откроем сердце» - обзор книг о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию для учащихся 6 классов (посвященный Дню инвалида) в течение года
ноябрь
декабрь
7. Экологическое воспитание  
  1.
2.
3. Пополнение тематической картотеки - «Наша планета в экологической опасности»
«Заповедник Нижняя Кама» познавательная экологическая игра для 8 классов
«Всегда и везде человек нуждается в воде» театрализованный урок для учащихся 7 классов в течение года
 
март
апрель
8. Эстетическое воспитание:  
  1.

2.
3
. «Он нам сказку нарисовал». О художнике-иллюстраторе И.Билибине провести с учащимися начальной школы беседу о жизни и творчестве художника. Подготовить викторину по его иллюстрациям к книгам с мультимедийной презентацией
Перфоменс «Добрые люди планеты» из цикла «Исторические портреты» Хирург Л. Бакерия
Неделя детской книги «Именины книжки детской» (по отдельному плану) октябрь
декабрь
март-апрель
9. Патриотическое воспитание:  
 1.
2.
3.
4. «Про нас пишут, о нас рассказывают…» презентация папки вырезок из периодической печати о Мамадыше и школе
Организовать выставку к 72 годовщине Победы
Викторина ко дню защитника Отечества для средних классов
«Герои рядом с нами» беседа-вернисаж о Героях России октябрь
 май
февраль
апрель
10. Профессиональная ориентация школьников 1.
2.
3. «На пороге взрослой жизни» профориентационная викторина для 9-10 классов
«Деловые надежды» - экономическая игра в 9 классах
«Кем быть» Открытая книжная полка декабрь
февраль
в теч года
11. Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам  
 1. День Знаний (помощь в подготовке праздника) Сентябрь
 2. День Учителя в России (помощь в подготовке праздника) Октябрь
 3. Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев) Декабрь
 4. Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам) Конец декабря
 5. День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов) Февраль
 6. Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев. Март
 7. 9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для ветеранов. Май
 
V. Повышение квалификации
№ Содержание работ Срок выполнения
1.
2.
3.
Участие в совещаниях, семинарах, проводимых отделом образования.
Участие в профессиональных конкурсах
Знакомство с профессиональными периодическими изданиями
Работа по подготовке и реализации программы «Книга. Семья. Чтение». По мере проведения
В течение года
В течение года
В течение года
VI. Взаимодействие с библиотеками района
№ Содержание работ Срок выполнения
1. Сотрудничество по обслуживанию лицеистов с центральной и детской библиотеками города. Формы работы:
Экскурсии по библиотеке
Тематические беседы
Библиографическая помощь
Проведение совместных мероприятий
Передвижная библиотека  
 
 
В течение года