Описание педагогического опыта: «Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии». 
«Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».
            В своем выступлении я хочу представить свой опыт работы по теме:    «Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».      
        Я давно обратила внимание на проблему,  существующую в традиционном преподавании на уроках технологии:  ограничение кругозора учащихся, использование наработанных шаблонов, слабая творческая и исследовательская направленность учащихся,  недостаточное количество учебного времени.
        « Я  так не умею» – это  чаще всего  можно было услышать на уроках.    Дети приучаются делать все,  так как их научили. Если для предметов математики, русского языка,  точных наук это действительно правильно, то  к урокам  технологии это относится, лишь  в том случае, если это оттачивание и закрепление опредёленных  конкретных навыков. 
         На  практике я убедилась, что дети, которые имеют хорошие навыки практической работы,  не всегда  при этом справляются с творческими заданиями и практически не умеют вести исследовательскую работу. 
         Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся и актуальным становится  использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В свете новых  требований к выпускнику школы и реальной  потребности общества, мой опыт работы  заставила меня задуматься над тем,  как  развить творческие и исследовательские компетенции  учащихся  на уроках технологии. 
Основная идея опыта - применение современных педагогических технологий на уроках технологии в разделе «Проектная деятельность» позволит  значительно улучшить развитие творческих и исследовательских компетенций учащихся. 
             Проанализировав все,  я поняла, чтобы достичь хороших результатов, необходимо активизировать процесс творчества на уроках, дать ученикам больше возможности не только  обучаться определённым технологиям, но и предлагать свои.  Определив для себя направление, в котором мне предстояло двигаться, я поставила перед собой  задачу найти решения этой проблемы. Изучив программу по технологии, я обратила внимание, что практически вся программа построена на обучение и закрепление  определённых практических навыков. Что  затрудняет развитие  творческих и исследовательских компетенций учащихся. Заметный интерес у учащихся к творческой и исследовательской деятельности  появляется  при изучении раздела «Проект», где учащиеся знакомятся с методом проектов. Уже в начале учебного года учащиеся спрашивают, будем ли мы  выполнять проекты, определяются с выбором, формой подачи. Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов 
Система организации работы  на уроках технологии  над проектами  в  5 – 9 классах.
Развитие творческих и исследовательских компетенций - это длительный процесс, который требует постоянной работы  с учащимися. 
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость.  Поэтому очень важно  в 5 классе,   на занятиях по проектной деятельности  обучить учащихся основам  алгоритма построения  исследовательской деятельности.  Тема проекта определяется совместно с классом – главное чтобы она была единая для всех. Чрезвычайно важно на этом этапе развить у детей личную  заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные умения, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Вопрос: А где же творчество?    Выполняя одинаковое изделие,  каждый учащийся всё ровно проявить свою фантазию.  Главная задача, который учитель должен решить: научить учащихся самостоятельно строить своё исследование согласно алгоритму выполнения проекта.
 В 6 классе учащимся с удовольствием выбирают свою тему, доступную их   способностям. Роль учителя направлять творческий процесс, выступая в роли консультанта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно определить тему, предполагаемый результат. Учащиеся без страха берутся за  освоение новых технологий. Учитель в этом случае выполняет не только роль консультанта, но и технолога. Учащиеся на этом этапе закрепляют знание и понимание последовательности работы. Делается  акцент на  освоение новых техник, закрепление алгоритма создания проекта. В 7- 8  классе учащиеся часто проявляют внимание к коллективному выполнению проекта. Объединение помогает им решить задачу исполнения практической  и теоретической  части проекта. Если один из участников лучше владеет технологическими приемами, то он чаще берётся за практическую часть. Тот, кто владеет информационными технологиями   - оформляет пояснительную записку. Поиск информации, подготовка материала, и вся подготовительная работа ведется совместно. Это приучает учащихся к  ответственности и самостоятельности. Коллективные проекты   в этом возрасте развивают  умение работать в сотрудничестве.
В 9 классе я  предлагаю учащимся самостоятельно выбрать  не только тему проекта, но и вид деятельности. Это может быть исследовательский проект, где проводятся соответственно исследования (опросы, анализ, работа с информацией) или  творческий проект, предполагающий изготовление изделия и пояснительную записку к нему.  Учащиеся, у которых уже выработались определенные навыки  в различных техниках,  с  удовольствием выбирают  занятие по душе, и могут, проявит своё творчество. Учащиеся  с задатками аналитиков – исследователей выбирают исследовательские проекты.  
         Успешность проектной деятельности на уроках технологии полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.
          После прохождения курсов первого продвинутого уровня я стала на практике применять идеи семи модулей, и пришла к выводу,  что их использование приводит к  значительным результатам на занятиях по проектной деятельности.  Творческая  атмосферы,  активизация  мыслительной деятельности через активные формы приведения урока дает положительные  результаты. 
            Применение новых подходов в  обучении, направляет учеников на самостоятельное исследование. При применении  новых подходов в обучении,  у учащихся развивается способность мыслить, самостоятельно изучать данные, определять объект деятельности, форму представления полученной информации. У учащихся развиваются не только технологические навыки работы с материалом, но и  умения в области информационных технологий. 
Модуль 1. «Новые подходы в обучении».
Модуль 2. «Обучение критическому мышлению».
Модуль 3. «Оценивание обучения и результатов обучения».
Модуль 4. «Использование ИКТ и цифровых систем ».
Модуль 5. «Работа с талантливыми и одаренными детьми».
Модуль 6. «Обучение с учетом возрастных особенностей».
Модуль 7. «Управление и лидерство в обучении».
Большое значение в использовании новых подходов в образовании имеет профессиональная компетентность учителя,  его умение применить теорию на практике. 
       Проекты учащихся.  Работа над творческими проектами вызывает особый интерес у детей,  развивает творческие  и исследовательские компетенции учащихся, а так же    эстетический вкус. Поэтому учащиеся  с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Результат проектной деятельности не просто изделие, но и эстетически оформленная пояснительная записка.  
             В областном конкурсе педагогической продукции на тему: «Метод проектов в педагогической практике» для учителей технологии сборник из презентаций,  созданных учащимися нашей школы, занял второе место.
Внеурочная деятельность. 
          На своём опыте я убедилась, чтобы развить творческие  и исследовательские  компетенции учащихся,  необходим комплекс воздействия на ученика, в том числе и активное участие во  внеклассной работе. 
          Уже второй год у меня есть возможность заниматься  творчеством с 5 классом на курсах по выбору (факультативах). Для проведения занятий я  составила программы  «Чудеса из бумаги» и «Обереги народов Казахстана». Занятия с детьми на этих  курсах дают мне дополнительную возможность развивать детей в эстетическом направлении. Прививать им навыки самостоятельной работы, дают возможность проявлять свою фантазию.
Результативность  педагогического опыта  «Развитие творческих  и исследовательских компетенций на уроках технологии».
Наличие устойчивого интереса к предмету (по четвертям – 2.3.4).
Состояние и уровень комфортности: любимый урок, нравиться проводит исследования, люблю выполнять творческие задания, узнаю много нового. (особый интерес 5 – 9 класс, любят творческие задания – 5,6,7 кл., любят исследования – 5,8  кл.)
Качество обучености учащихся – 5, 9 класс.
Публикации.
Публикации разработок уроков
Обобщение опыта работы
Статьи в сборнике материалов областной научно-практической конференции.
Рассмотрение публикации научной работы Шкирман Алёны в   журнале «Старт в науку». 
Трансляция опыта.
Выступление на семинарах, заседаниях  школьных и районных методических объединениях;
Проведение коучингов по внедрению семи модулей; 
Статья «Новые подходы в образовании» , публикация статьи в электронном сборнике «Новые подходы в образовании».
Использование метода проектов для развития творческой и исследовательской компетенции  позволит:
повысить  интерес к предмету;
расширить кругозор учащихся, мотивировать  детей к самостоятельному поиску информации;
активизировать умственную деятельность учащихся.
развить творческие и исследовательские способности;
способствовать развитию креативности учащихся;
формировать функциональную грамотность;
развить технологическое мышление и творческий подход при 
выполнении работы.
      Таким образом,  развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии можно успешно решать на уроках по проектной деятельности. Поэтому я считаю, что учителям необходимо углублять и расширять работу в этом направлении.