Описание педагогического опыта: «Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».


«Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».
В своем выступлении я хочу представить свой опыт работы по теме: «Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».
Я давно обратила внимание на проблему, существующую в традиционном преподавании на уроках технологии: ограничение кругозора учащихся, использование наработанных шаблонов, слабая творческая и исследовательская направленность учащихся, недостаточное количество учебного времени.
« Я так не умею» – это чаще всего можно было услышать на уроках. Дети приучаются делать все, так как их научили. Если для предметов математики, русского языка, точных наук это действительно правильно, то к урокам технологии это относится, лишь в том случае, если это оттачивание и закрепление опредёленных конкретных навыков.
На практике я убедилась, что дети, которые имеют хорошие навыки практической работы, не всегда при этом справляются с творческими заданиями и практически не умеют вести исследовательскую работу.
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся и актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В свете новых требований к выпускнику школы и реальной потребности общества, мой опыт работы заставила меня задуматься над тем, как развить творческие и исследовательские компетенции учащихся на уроках технологии.
Основная идея опыта - применение современных педагогических технологий на уроках технологии в разделе «Проектная деятельность» позволит значительно улучшить развитие творческих и исследовательских компетенций учащихся.
Проанализировав все, я поняла, чтобы достичь хороших результатов, необходимо активизировать процесс творчества на уроках, дать ученикам больше возможности не только обучаться определённым технологиям, но и предлагать свои. Определив для себя направление, в котором мне предстояло двигаться, я поставила перед собой задачу найти решения этой проблемы. Изучив программу по технологии, я обратила внимание, что практически вся программа построена на обучение и закрепление определённых практических навыков. Что затрудняет развитие творческих и исследовательских компетенций учащихся. Заметный интерес у учащихся к творческой и исследовательской деятельности появляется при изучении раздела «Проект», где учащиеся знакомятся с методом проектов. Уже в начале учебного года учащиеся спрашивают, будем ли мы выполнять проекты, определяются с выбором, формой подачи. Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов 
Система организации работы на уроках технологии над проектами в 5 – 9 классах.
Развитие творческих и исследовательских компетенций - это длительный процесс, который требует постоянной работы с учащимися.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость.  Поэтому очень важно в 5 классе, на занятиях по проектной деятельности обучить учащихся основам алгоритма построения исследовательской деятельности. Тема проекта определяется совместно с классом – главное чтобы она была единая для всех. Чрезвычайно важно на этом этапе развить у детей личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные умения, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Вопрос: А где же творчество? Выполняя одинаковое изделие, каждый учащийся всё ровно проявить свою фантазию. Главная задача, который учитель должен решить: научить учащихся самостоятельно строить своё исследование согласно алгоритму выполнения проекта.
В 6 классе учащимся с удовольствием выбирают свою тему, доступную их способностям. Роль учителя направлять творческий процесс, выступая в роли консультанта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно определить тему, предполагаемый результат. Учащиеся без страха берутся за освоение новых технологий. Учитель в этом случае выполняет не только роль консультанта, но и технолога. Учащиеся на этом этапе закрепляют знание и понимание последовательности работы. Делается акцент на освоение новых техник, закрепление алгоритма создания проекта. В 7- 8 классе учащиеся часто проявляют внимание к коллективному выполнению проекта. Объединение помогает им решить задачу исполнения практической и теоретической части проекта. Если один из участников лучше владеет технологическими приемами, то он чаще берётся за практическую часть. Тот, кто владеет информационными технологиями - оформляет пояснительную записку. Поиск информации, подготовка материала, и вся подготовительная работа ведется совместно. Это приучает учащихся к ответственности и самостоятельности. Коллективные проекты в этом возрасте развивают умение работать в сотрудничестве.
В 9 классе я предлагаю учащимся самостоятельно выбрать не только тему проекта, но и вид деятельности. Это может быть исследовательский проект, где проводятся соответственно исследования (опросы, анализ, работа с информацией) или творческий проект, предполагающий изготовление изделия и пояснительную записку к нему. Учащиеся, у которых уже выработались определенные навыки в различных техниках, с удовольствием выбирают занятие по душе, и могут, проявит своё творчество. Учащиеся с задатками аналитиков – исследователей выбирают исследовательские проекты.
Успешность проектной деятельности на уроках технологии полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.
После прохождения курсов первого продвинутого уровня я стала на практике применять идеи семи модулей, и пришла к выводу, что их использование приводит к значительным результатам на занятиях по проектной деятельности. Творческая атмосферы, активизация мыслительной деятельности через активные формы приведения урока дает положительные результаты.
Применение новых подходов в обучении, направляет учеников на самостоятельное исследование. При применении новых подходов в обучении, у учащихся развивается способность мыслить, самостоятельно изучать данные, определять объект деятельности, форму представления полученной информации. У учащихся развиваются не только технологические навыки работы с материалом, но и умения в области информационных технологий.
Модуль 1. «Новые подходы в обучении».
Модуль 2. «Обучение критическому мышлению».
Модуль 3. «Оценивание обучения и результатов обучения».
Модуль 4. «Использование ИКТ и цифровых систем ».
Модуль 5. «Работа с талантливыми и одаренными детьми».
Модуль 6. «Обучение с учетом возрастных особенностей».
Модуль 7. «Управление и лидерство в обучении».
Большое значение в использовании новых подходов в образовании имеет профессиональная компетентность учителя, его умение применить теорию на практике.
Проекты учащихся. Работа над творческими проектами вызывает особый интерес у детей, развивает творческие и исследовательские компетенции учащихся, а так же эстетический вкус. Поэтому учащиеся с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Результат проектной деятельности не просто изделие, но и эстетически оформленная пояснительная записка.
В областном конкурсе педагогической продукции на тему: «Метод проектов в педагогической практике» для учителей технологии сборник из презентаций, созданных учащимися нашей школы, занял второе место.
Внеурочная деятельность.
На своём опыте я убедилась, чтобы развить творческие и исследовательские компетенции учащихся, необходим комплекс воздействия на ученика, в том числе и активное участие во внеклассной работе.
Уже второй год у меня есть возможность заниматься творчеством с 5 классом на курсах по выбору (факультативах). Для проведения занятий я составила программы «Чудеса из бумаги» и «Обереги народов Казахстана». Занятия с детьми на этих курсах дают мне дополнительную возможность развивать детей в эстетическом направлении. Прививать им навыки самостоятельной работы, дают возможность проявлять свою фантазию.
Результативность педагогического опыта «Развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии».
Наличие устойчивого интереса к предмету (по четвертям – 2.3.4).
Состояние и уровень комфортности: любимый урок, нравиться проводит исследования, люблю выполнять творческие задания, узнаю много нового. (особый интерес 5 – 9 класс, любят творческие задания – 5,6,7 кл., любят исследования – 5,8 кл.)
Качество обучености учащихся – 5, 9 класс.
Публикации.
Публикации разработок уроков
Обобщение опыта работы
Статьи в сборнике материалов областной научно-практической конференции.
Рассмотрение публикации научной работы Шкирман Алёны в журнале «Старт в науку».
Трансляция опыта.
Выступление на семинарах, заседаниях школьных и районных методических объединениях;
Проведение коучингов по внедрению семи модулей;
Статья «Новые подходы в образовании» , публикация статьи в электронном сборнике «Новые подходы в образовании».
Использование метода проектов для развития творческой и исследовательской компетенции позволит:
повысить интерес к предмету;
расширить кругозор учащихся, мотивировать детей к самостоятельному поиску информации;
активизировать умственную деятельность учащихся.
развить творческие и исследовательские способности;
способствовать развитию креативности учащихся;
формировать функциональную грамотность;
развить технологическое мышление и творческий подход при
выполнении работы.
Таким образом, развитие творческих и исследовательских компетенций на уроках технологии можно успешно решать на уроках по проектной деятельности. Поэтому я считаю, что учителям необходимо углублять и расширять работу в этом направлении.