Использование занимательного игрового материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП у дошкольников
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА В ХОДЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП У ДОШКОЛЬНИКОВ
Бологова Ю.А., воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок»,
г. Коряжма
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Этому способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным игровым материалом.
На успешность формирования элементарных математических представлений влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Цель данной работы – формирование элементарных математических представлений в ходе непосредственной образовательной деятельности через использование занимательного игрового материала.
Огромное место в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
В связи с этим решаю следующие задачи: развивать эмоциональную отзывчивость детей через игровой занимательный материал с математическим содержанием; формировать систему математических знаний, умений и навыков; формировать приемы логического мышления; развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы; развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Работа была разделена на три этапа.
1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2014 – февраль 2015 года. Этот этап предполагал изучение методической литературы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса. Мною была проведена диагностика, в ходе которой выявлено, что лишь незначительная часть детей 10% находится на высоком уровне усвоения знаний по формированию элементарных математических представлений, основная часть детей имеет средний 79% и низкий 11% уровней развития. В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок. Собрала и систематизировала пособия
·, дидактические игры по игровому занимательному материалу, наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
2 этап – основной (формирующий) – февраль 2015 – ноябрь 2015 года. Мной была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений. Проводилась работа с родителями: родительское собрание «Формирование элементарных математических навыков через использование игрового занимательного материала», консультация «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка». Работа с детьми: я старалась вызвать интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. На занятиях я использовала занимательный материал, сделанный мною, также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, фишки и т. д.
3 этап – заключительный (контрольный) – ноябрь 2015 – январь 2016 года. Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы.
Благодаря системе работы сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику развития элементарных математических представлений. Количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось и составляет 63%, средний уровень развития 37%, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, можно сделать вывод, что занимательный игровой материал в ходе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Список используемой литературы:
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Просвещение, 2011. – 124 с.
2. Барылкина, Л.П. Формирование математических представлений: 4–7 лет / Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович. – Вако, 2008. – 207 с.
3. Кузнецова, В.Е. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. / В.Е. Кузнецова. – Москва: ИРИАС, 2006. – 452 с.
4. Соколова, Е.И. Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет. / Е.И. Соколова. – Москва: Атберг 98, 2007. – 80 с.