Использование занимательного игрового материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП у дошкольников
НОД по познавательному развитию
в старшей группе «От нитки до одежды»
Тема: «От нитки до одежды».
Автор: Бологова Юлия Андреевна.
Возраст детей: 5-6 лет.
Задачи:
- Расширить и уточнить представление детей о человеке в истории и культуре.
- Продолжить знакомится с историей возникновения одежды, с орудиями труда, которые применяются при изготовлении одежды.
- Познакомить с названиями профессий людей, которые работают с одеждой (швея, модельер, закройщица).
- Активизировать творческое воображение.
- Развивать связную речь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы: мягкие игрушки (ткачик, мышка), иллюстрации (гнездо ткачика, гнездо мышки), нитки, шерсть, кудель, веретенец, 2 обруча, старинные и современные вещи, журналы, листы с моделями одежды, цветные карандаши, фломастеры, фишки (красные, желтые, синие).
Ход:
1. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в те далекие времена, когда люди не знали, что такое одежда. Закройте глаза и представьте, что мы очутились в лесу.
Дети под музыку закрывают глаза и тихим шагом передвигаются по группе.
- Какие здесь растут необычные деревья. Какая-то птичка сидит на ветке. Вы узнали птицу? Дети находят птицу.
Эту птицу зовут ткачик. Ткачик родственник нашего воробья. Ткачек сплетает – ткет свое гнездо из травинок. Обратите внимание, как похожи слова ткать и ткачик. Птичка завязывает узлами травинки на тонких веточках, сплетает в кольцо их концы, а потом приплетает к кольцу их концы, и приплетает к концу все новые травинки. (Показ иллюстрации)
- Ребята, а что мы с вами плели таким способом? (Коврики)
- Ой, кто это в травке у своего гнезда? Вы узнали животное? (Мышка) Дети находят мышку.
- Верно, вы помните, как она строит гнездо? Она разделяет острыми зубками листья и стебли на узкие полоски и из них сплетает гнездо. (Показ иллюстрации)
2. Мы с вами увидели 2 искусно сплетенные гнезда. Древние люди тоже видели такие гнезда, и стали использовать опыт зверей, птиц в изготовлении различных предметов. Так они и научились плести туески и кормушки.
- Как вы думаете, какие предметы еще могли плести древние люди?
Потом приемы плетения стали использовать при изготовлении одежды.
- Какие детали одежды и сейчас изготовляют способом плетения? (шарфы, шапки, кофты, платья, рубашки, носки)
В основе вязания тоже лежит способ плетения.
- Какую вязаную одежду вы носите? (Ответы детей)
- Из чего вяжут ваши мамы? Бабушки? (Из ниток)
Воспитатель показывает и дает детям нитки.
- Уже в те далекие времена человек заметил, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна – нитки.
- У каких животных шерсть тоже похожа на короткие ниточки? (Козы овцы). Вот и догадался человек скручивать ниточки вместе. Чтобы получились нитки длинными и прочными. Это называется прясть. Как вы думаете для чего люди стали прясть нитки? (Чтобы делать из них мягкие ткани)
Посмотрите, как люди начинали прясть. (Показ)
Они брали в левую руку кусочек шерсти, зажимали ее в кулачке, а пальчиками правой руки вытягивали из шерсти несколько волосков и крепко их скручивал.
3. Хотите попробовать? Возьмите по кусочку шерсти.
Дети берут шерсть и пробуют повторить за воспитателем.
- Так было удобно прясть? (Нет)
- Почему? Потому что левая рука не помогает скручивать ниточку. Как думаете, двумя руками удобнее?
4. Чтобы освободить руку люди стали привязывать шерсть к специальной подставке – прялке. Называется она кудель. (Показ)
- В какой сказке старуха пряла свою пряжу на прялке? («О рыбаке и рыбке»)
- Чтобы скрученные волоски не раскручивались. Ее конец привязывали к деревянной палочке - веретенец. (Показ)
- Кто из вас помнит, в какой сказке принцесса укололась веретеном? («Спящая красавица»)
На подносе настрижены короткие нитки, дети подходят, и пробуют подержать.
5. На этом мы закончим наше путешествие в далекие времена. Но только для того, чтобы попасть в наше время и дальше узнавать много интересного. Дети под музыку идут по группе.
- Сейчас хочу вас пригласить в музей одежды.
- Какая здесь одежда? (Современная и старинная)
- Давайте ее разберем. Возьмите, каждый по 2 понравившихся вам вещи. В красный обруч, положите современную одежду, а в серебристый – одежду, которую люди носили в те далекие времена.
Дети разбирают одежду по обручам. Воспитатель задает вопросы.
- Почему вы ее сюда положили.
- Ее носят сейчас и в древние времена?
6. Чтобы сшить одежду нужно приложить много усилий. И в этом учувствуют люди нескольких профессий. Перед вами на столах лежат журналы, в которых представлены различные модели одежды. Кто, их придумывает? (Модельеры)
Дети подходят и смотрят журналы.
- Модельер придумывает модель платья, сшить его с длинными или короткими рукавами, с воротничком или без него, с пояском или без него. А еще обязательно нужно выбрать нужную ткань.
- Закройщица измеряет сантиметром размеры заказчика, рисует выкройку, вырезает из ткани. И только потом швея берется за дело: наживляет, примеряет, сшивает готовое платье.
7. Сегодня мы с вами сегодня будем модельерами.
- На столах перед вами лежат листы с нарисованными разными моделями одежды. Проявите свою фантазию, и попробуйте ее украсить. Вам в помощь цветные карандаши и фломастеры.
Дети садятся за столы и пробуют смоделировать одежду.
8. Сегодня мы с вами совершили путешествие в те далекие времена, когда люди не знали, что такое одежда. Посетили музей, увидели интересные старинные вещи. И славно потрудились, попробовав себя в роли модельера.
- Что интересного вы еще узнали?
9. Мне очень хочется узнать понравилось ли вам сегодня наше занятие. Выберете фишки красного цвета – если занятие вам понравилось, и было интересно. Фишки желтого цвета – если в занятии что-то не понравилось и фишки синего цвета, если занятие совсем не понравилось.
Дети выбирают фишки.