Статья Инновационные подходы в начальной школе.


Инновационные подходы в образовательной деятельности на основе технологии создания интеллект- карт и лэпбуков в проектной деятельности начальной школы.
И. П. Мельникова, А. А. Колганова
Ленинск- Кузнецкий городской округ, Кемеровская обл.
На сегодняшний день перед школой поставлены новые современные задачи. Нам приходится познавать новые технологии и делать их неотъемлемой частью своей жизни. Одна из таких задач  это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание доброго и образованного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают многие педагоги. Можно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках можно заметить, что ведущую роль занимает развивающее обучение. Пути современного повышения эффективности обучения ищут во всех странах. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Разработка новых методов и средств обучения, их классификация привели к появлению инновационных педагогических технологий. Практика работы в классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации. Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации.
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись пассивными зрителями, в своей работе мы используем методы проектов. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения нам предоставляется широкая возможность каждому ребёнку совершить «путешествие» по миру знаний.
Для того, чтобы успешно запомнить материал в большом объеме, необходимо его сжать до уровня плана. Для этого необходимо научить детей анализировать прочитанное и выявлять главную мысль, ключевые слова. План может быть как развернутым, так и сжатым. Работать в этом направлении помогают уроки русского языка при написании изложений, свободных диктантов и уроки литературного чтения при работе над осознанным чтением текста. Именно поэтому особое внимание в нашей гимназии уделяется технологии создания интеллект- карт, как способу работы с информацией.
В начальной школе особое место уделяется наглядному обучению. Согласно исследованиям человек зрительно воспринимает от 80- 90 % информации. [1] Ежегодно количество обрабатываемой информации по предметам возрастает. Поэтому создание схематично оформленной интеллект- карты является продуктом деятельности с информацией.
Наш мозг стремится увидеть картину изучаемой проблемы целостно. В психологии существует такой термин как «гештальт»- образ, форма, структурное формирование частиц в единое целое. [2] Понимание происходит тогда, когда мы целостно видим предмет нашего обсуждения. По своей природе мышление ассоциативно. Ассоциации- это своеобразные крючки с помощью которых отдельные слова (образы, мысли) притягивают другие. [3] У каждого человека свой набор ассоциаций- крючков. Например, снег- белый, мягкий, воздушный, холод, снежинки и т. д.
Интеллект карты- это инструмент, позволяющий быстро структурировать и обрабатывать информацию с помощью таких ассоциативных крючков, мыслить, используя свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект- карты- очень красивый инструмент для презентаций изученного материала, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, анализа и разработки сложных проектов, собственное обучение и развитие. Поэтому перечислим достоинства интеллект- карт:
- быстрый и полный обзор большой темы;
- планирование стратегии действия;
- демонстрация связей разнообразных данных;
- стимулирование воображения и разработка новых путей;
- превосходный инструмент для раздумывания и запоминания;
- продуктивность мыслительных операций.
Интеллект-карты или карты мыслей, карты памяти, ассоциативные карты, являются графическим отображением системы человеческого мышления. Они упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Знания, наполняющие интеллект-карту, имеют смысл, четкую форму, структуру, осознаются не как пустая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. К интеллект-карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения или повторения материала. [4] Как же использовать подобную технологию в образовательной деятельности?
В области обучения- это конспект. Например, на уроках чтения- прочитал книгу, создай схематический рисунок главных мыслей. При изучении параграфов на уроках русского языка, математики или окружающего мира- эффективный метод графического анализа ключевых слов. Для этого учащиеся имеют специальные тетрадки- книжечки алгоритмов и интеллект- карт.
Учащиеся нашей гимназии со 2 класса сдают экзамены. Интеллект карты здесь выступают как «шпаргалки» в запоминании лексического и грамматического материалов. На занятиях внеурочной деятельности «Юный исследователь» для быстрой, интересной и продуктивной защиты своей темы дети презентуют материалы интеллект- карт на электронных ресурсах, интерактивной доске.
Для создания интеллект- карт необходимы: чистый лист бумаги, цветные ручки, карандаши и информация. Важно использовать как можно больше цветов в схеме. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему. От центрального образа отводим ветви с ключевыми словами, терминами и мыслями. От толстых ветвей отводим тонкие, менее важные, количество их неограниченно. Возможно применение схематических рисунков и вырезок из журналов, фотографий.
Подобная работа может представлять собой как индивидуальную, так и групповую форму деятельности на каждом предмете.
Еще, не менее интересной технологией, мы считаем создание лэпбука. Лепбук - это интерактивный блокнот, папка, или дословно lapbook (англ.)- наколенная книжка. Лэпбук- эффективное средство для обработки, анализа и сортировки информации, а также ее визуализации. Лэпбук может быть продолжением работы по интеллект- картам. Интеллект- карта может служить инструментом для выявления проблем, а лэпбук- продуктом проектной деятельности по данной проблеме. Это последовательная книжечка с кармашками для сбора информации. Он может быть маленькой книжечкой для знакомства с информацией или большим проектом на ватмане как итог работы с информацией по определенным разделам предметов. Главное предназначение лэпбука- интересное, красочное, познавательное ознакомление с информацией.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы [5].
Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Лэпбукинг широко используется как домашнее задание, где мамы наших учащихся активно и с желанием помогают детям прорабатывать и создавать подобные книжечки- проекты. А в нашей гимназии постоянно устраиваются выставки таких творческих проектов.
Лэпбук- это такая игрушка с эффектом сюрпризов. Детей всегда интересует сюрприз, тайна, загадка, что- то, что внутри, что еще неизвестно, но эту тайну раскроют они сами. Дети с увлечение рассматривают конвертики, читают, разгадывают задания. Таким образом, лэпбук позволяет использовать себя многократно, помогая другим учащимся использовать свою информацию для развития [6]. Книжечка, сделанная своими руками приносит радость от создания поделки, успех и мотивацию от значимости ее содержимого. Такие книжечки мы создаем по предметам в конце изучения большого раздела, например, по русскому языку с содержанием правил, упражнений и лексических заданий в игровой форме. По окружающему миру, пожалуй, самый эффективный метод заочного путешествия в мир многообразия нашей планеты. Дети на экскурсиях ищут и кладут в кармашки природные материалы, полезные ископаемые и пр. В математике – это замечательный тренажер при изучении таблицы умножения, единиц времени, длины, веса, лэпбук с содержанием алгоритмов порядка действий или решения задач.
Подобные технологии позволяют и учащимся, и учителю максимально реализовать свои творческие возможности, а уроки становятся интересными, яркими, продуктивными. Учащиеся получают возможность самостоятельной деятельности, развития творческого потенциала, учатся создавать продуктивный проект и работать с большим количеством информации.
Литература
Зрение человек [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зрение_человекаГештальт- психология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://9psy.ru/chto-takoe-geshtalt-psihologiya-kratko-i-komu-ona-budet-poleznаАссоциативное мышление[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hX5SXjv8BC7BIYY6esPrS5Hx3AHVI7OtwA5YE0AmUSU/edit#
Создание интеллект- карт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/proekt_ispolzovanie_tehnologii__intellekt-kart__v_obrazovatelnom_processe-365293.htm
Проектная деятельность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633060/Создание лэпбука[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk