Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ковалева Л.И.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворона.
В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, которые открываются в здоровьесберегающей работе школы. «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: приучить ребенка к активной здоровой жизни, сохранить его здоровье. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, которые позволяют решать задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Методическим объединением учителей нашей школы разработана программа « Уроки здоровья»
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А. для 1-4 классов.
Цель данной программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить психическое и физическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Доступности; принцип, который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Научности; в основе этого принципа содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Системности; принцип, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Приведу примеры физминуток, которые используются на различных уроках, не только на занятиях кружка.
Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Первоклассники начинают изучать программный материал на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в игре и в процессе практической деятельности. Каждый раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
организация подвижных игр;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
выполнение физических упражнений; упражнений на развитие воображения;
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
Учителя стараются сделать каждое занятие для учеников уроком радости, которое открывает каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Педагоги приглашают на уроки и внеклассные мероприятия врачей – специалистов, которые рассказывают детям о роли здоровья и правилах профилактики заболеваний.
Ежедневно, после первого урока, проводится утренняя зарядка для всех учащихся школы. Зарядка проводится в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении под музыку. После проведения таких упражнений внимание детей активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать
жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества,
способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.
Есть одна притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках наше здоровье, а в руках учителя – и здоровье его учеников.
Учитель должен создать в классе обстановку покоя, терпимости,
ценить откровение детей. Спокойный тон обращения к ученику, одобрение за удачный ответ, красиво написанную строчку дают положительный результат
и способствуют сохранению душевного здоровья ребенка.
Для того, чтобы сохранение и укрепление здоровья учащихся в начальной школе стало успешным, нужно реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (сочетание разных видов деятельности; упражнение для глаз;);
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Ребенок должен быть уверен в том, что учитель интересуется его успехами, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Это укрепляет уверенность ученика в своих силах, помогает ему обрести веру в свои способности, в достижение успеха в учении.
Доктор Природа подарила людям докторов: доктор Вода, доктор Свежий воздух, доктор Упражнение, доктор Красивая Осанка, доктор Здоровая пища, доктор Отдых, доктор Любовь ит. д. т. Все эти доктора учат детей вести активную оздоровительную деятельность, а также учат любить себя, людей, жизнь.
Мы верим, что научившись беречь и ценить свое здоровье, наши ученики станут внимательнее относиться к окружающим, и никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду.

Литература
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. М.:Вако. 2004.