СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ АЙЫЛ5А О5ОТО(ДИТЯ ПРИРОДЫ)
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
"АЙЫЛ5А О5ОТО"(ДИТЯ ПРИРОДЫ)
Зал празднично украшен, на центральной стене — спортивный лозунг, например: "Привет участникам соревнований!" и т.д.
Слева висят флаги Российской Федерации, Республики Саха /Якутия/. Стены оформлены стенгазетами классов по теме "Спорт". Гости и приглашенные сидят в спортзале. Спортсмены входят под музыку по команде судьи. Делают один круг по спортзалу и занимают место. Судья командует: "Стой, раз-два! Налево! Равняйся! Смирно! Равнение на середину!" и после построения сдает рапорт главному судье соревнований:
- Товарищ главный судья, на игры "Айыл5а о5ото" (Дитя природы), посвященные __________ построены!
- Главный судья соревнований: "Рапорт принят. Вольно!"
Судья - помощник поворачивается кругом и дает команду: "Вольно!" и
встает рядом с главным судьей.
- Главный судья соревнований: "Здравствуйте, юные спортсмены!"
- Участники соревнований: "Здравствуйте!"
- Главный судья соревнований: "Игры "Айыл5а о5ото" (Дитя природы) считаю открытыми! Сегодня у нас большой спортивный праздник. В нашем Булунском улусе с 1994 года проводятся детские игры по национальным видам спорта "Дети Севера" с охватом всех сельских школ улуса. Эти игры стали традиционными, и будут передаваться из поколения в поколение, что нас очень радует.
Живя в нашем наслеге, мы знаем о тяжелой работе рыбаков, охотников и оленеводов Крайнего Севера. Суровые климатические условия, огромные физические нагрузки, когда каждый рыбак зимой должен продолбить от 40 до 100 лунок для сетей, а летом весь день с алыком тянет невод, охотник должен метко, без промаха стрелять в бегущих диких оленей, а оленевод быстро запрягать оленя и метко бросать аркан, заставили задуматься о будущем учащихся и поэтому придумали и провели в Кюсюрской средней школе новую игру "Айыл5а о5ото" (Дитя природы), которая готовит ребят к труду народов Крайнего Севера. Я думаю, эти спортивные начинания должны поддержать не только в улусе, но и в республике. Мы надеемся, что в будущем эти игры будут республиканскими с охватом всех центральных, а особенно северных улусов республики. Пусть в этой игре победит дружба. Слово для приветствия дается___________.
После приветственного слова 2-3 музыкальных номера.
- Главный судья соревнований: "Капитаны команд на поднятие флага бегом марш! На поднятие государственного флага Российской Федерации и флага Республики Саха /Якутия/ равняйся! Смирно!"
• Капитаны поднимают флаг под гимн. После поднятия возвращаются на свое место. Главный судья кратко объясняет виды соревнований. Судья объявляет выход и подготовку к соревнованиям.
Цели и задачи игры:
• популяризация новых видов спорта, игр;
• воспитание и укрепление морально-волевых качеств дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, аккуратности, честности, силы воли, мужества, специфические качества и способности свойственные профессии;
• подготовка детей к тяжелой работе Крайнего Севера, понимание, близость к родителям, особенно в наше время.
Программа и положение по видам
Виды
Состав команды
юношидевушки1. Перетягивание с алыком (летний
рыбак)
до 40 кг -
1
-
до 45 кг -
-
1
до 50 кг-
1
1
до 55 кг-
1
-
2. Пешня
до 40 кг -
1
-
до 45 кг -
1
-
до 50 кг-
1
-
до 55 кг-
1
-
св. 55 кг -
1
• -
3. Стрельба из воздушки3
2
по мишеням.
4. Метание аркана на цель.
3
2
5. Запрягание оленя (коня, чучела),
3
2
оседлать грузом.
6. Игра "Охотник"
1. "Алыктаах тардыhыы" (Балыксыттар). Участники надевают алыки через плечо и зацепляют на веревку, становятся спиной друг к другу и берутся за веревку. Веревка длиной 5-8 м. (можно и длиннее) смотря по количеству участников. Между участниками очерчивается линия. Впереди участников в 8-10 м. Чертится линия.
Следующие участники ожидают команду судьи за другой линией. По команде судьи первые участники начинают перетягивать друг друга. В это время зацепляют свои алыки, помогают своим товарищам. Другие участники по команде судьи делают то же самое. Время участниками 5-10 секунд на усмотрение судьи.
Каждый из команды старается перетянуть противника за свою черту.
1. Участник - 40 кг - мальчик.
2. Участница - 45 кг - девочка.
3. Участник - 50 кг - юноша.
4. Участница - 50 кг - девушка.
5. Участник - 55 кг - юноша.
Общий вес команды не более 240 кг. Проигравшая команда получает название "Невод". Победившая команда получает название "Рыбак". Этот вид соревнования можно проводить по весовым категориям. Например:
до 55 кг. и свыше 55 кг. - юноши.
до 50 кг. и свыше 50 кг. - девушки.
При этом алык не цепляем на веревку, цепляем сразу алыку соперника и по команде начинаем перетягивать противника за свою отмеченную линию. Проигравший выбывает, а победивший выходит на следующий круг. Победитель получает название "Рыбак".
2. "Пешня". Участник поднимает на заранее подготвленную стойку высотой 2 метра, захватом левой руки снизу берет стоящую перед ним на уровне пояса "Пешню" и захватом правой руки сверху находит удобное для него место и начинает поднимать "Пешню" вверх на 30-40 см. до тех пор, пока не коснется пола. При касании пола "Пешней" упражнение останавливается. Участник имеет право на три попытки. На каждую попыику дается по 1 минуте. Побеждает тот, кто большее количество раз поднял "Пешню" за три попытки (берется лучший результат из трех попыток).
3."Оседлать оленя" (коня, чучело). На расстоянии 15-20 км. ставят гимнастических коней. Два участника по команде судьи бегут до гимнастических матов, берут их на плечо и бегут к оленю, ложат мат на оленя и должны сесть на него. Кто первым сядет на оленя и поднимает руку, тот выигрывает. Победитель выходит на следующий круг, проигравшие выбывают из игры (можно и на время).
4. Настольная игра "Охотник". В эту игру играют все дети, в том числе и освобожденные от уроков физкультуры, что похволяет привлечь большое количество учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Участвуют классы в полном составе.
Цель игры: развитие глазомера, чувства расстояния, силы удара кистью.
- Берем любой лист бумаги, сворачиваем и должны сделать плоский квадрат. Пишем названия зверей, которые обитают на Крайнем Севере. Кладем на ладонь поближе к запястью и ударом пальцев о нижний край стола скидываем на стол. Второй участник делает то же самое и при этом старается задеть квадратик соперника. Если не задел, то первый участник берет свой квадрат, снова ударяет и если попадает, забирает квадрат соперника себе. Побеждает тот, у кого больше зверей. Победителя называют "Охотником".